на главную страницу

11 Ноября 2003 года

Военно-политиеское обозрение

Вторник

С «ПАЦИФИЗМОМ ОТДЕЛЬНОЙ СТРАНЫ» ПОКОНЧЕНО?

Владимир КУЗАРЬ.



В Японии состоялись внеочередные выборы в ключевую нижнюю палату парламента, досрочно распущенную 10 октября. Как и ожидалось, победу на них одержала коалиция, которую возглавляет либерально-демократическая партия, почти бессменно правящая страной с 1955 года. Новое правительство Японии под руководством Дзюнъитиро Коидзуми будет сформировано 19 ноября и по своему составу будет полностью соответствовать нынешнему кабинету министров. Комментируя результаты выборов, многие обозреватели отмечают, что в ближайшее время следует ожидать значительных реформ в социально-экономической сфере Японии, за проведение которых выступает Дзюнъитиро Коидзуми. Подчеркивается также, что Токио еще более активизирует свои действия по повышению роли японских сил самообороны в международных делах, изменению существующей системы обеспечения национальной безопасности. Тем более что по основным направлениям этой политики у правящей коалиции и оппозиции особых разногласий сегодня нет.

     
Когда мешает конституция


     Начало процессу изменения военной политики Японии положено давно. По сути сразу же после окончания эпохи противостояния двух общественных систем отдельные представители правых сил повели речь о необходимости покончить с «пацифизмом отдельной страны». Такое название получила японская политика из-за запретов, добровольно возложенных Страной восходящего солнца на себя и закрепленных в конституции. В частности, в девятой ее статье провозглашен отказ «на вечные времена от войны как суверенного права нации». Ею же запрещено создание вооруженных сил. По этой причине современная японская армия, представленная достаточно мощными и боеспособными сухопутными, военно-морскими и военно-воздушными силами, с момента своего рождения и до сих пор стыдливо прячется за вывеской неких безликих «сил самообороны», а весьма влиятельное в стране военное ведомство не имеет даже министерского ранга и называется всего лишь управлением национальной обороны.
     Со временем дискуссия вокруг положений девятой статьи конституции захватила все японское общество, в том числе и его военную часть. Вспоминаю, как лет шесть тому назад, совершая организованную японским МИДом поездку по стране, я получил возможность посетить 4-ю флотилию надводных кораблей, а в ней - фрегат «Токаши». Его командир капитан 3 ранга Юшихиро Токанеко с гордостью показывал свой корабль, который содержался, это можно было видеть на каждом шагу, в образцовом состоянии. Но, когда я обратил на это внимание, командир тяжело вздохнул и сказал, что в нынешних условиях делать это нелегко, так как у многих исчезла мотивация службы. И на мой немой вопрос добавил: «Ведь сегодня не существует больше той внешней угрозы, которая мобилизовывала всех нас на защиту страны, а выполнять другие военные задачи, даже участвовать в миротворческих операциях ООН нам запрещает конституция».
     Эта же мысль в различных ее вариациях не раз тогда звучала в ходе моей поездки по Японии. Например, что Токио подвергается со стороны друзей и союзников резкой критике за то, что ограничивает свое участие в совместных военных акциях лишь выплатой определенных денежных сумм. Особенно это проявилось после войны в Персидском запиве 1991 года, в которой поддержка Японией войск коалиции выразилась в оказании им финансовой помощи в размере 13 млрд. долларов. США тогда прямо потребовали от Токио отказаться от «дипломатии чековой книжки» и впредь посылать войска туда, где за общую идею проливают кровь американские солдаты. Наше правительство и радо бы послать войска за рубеж, говорили некоторые мои собеседники. Тем более что это соответствует его стремлению поднимать международный вес страны не только экономикой, но и военной силой. Но конституция запрещает участие в «коллективной обороне». При этом мне указывали на такой парадокс запрета: согласно японо-американскому договору о безопасности (кстати, он лежит в основе обеспечения обороноспособности Японии) в случае, если японский корабль подвергся вооруженному нападению, американские ВМС должны прийти на помощь и защитить его. Однако если атакован американский корабль, но нет непосредственной угрозы для Японии, то ее военно-морские силы не имеют права вмешиваться в бой и оказывать помощь союзнику.
     Подчеркивалось также, что Токио не может не учитывать и реакцию соседних стран, которая непременно последует на расширение военной деятельности сил самообороны за пределы Японии. А они исходя из милитаристского прошлого Японии всегда настороженно относятся к любым шагам Токио в военной сфере. Наконец, оппозиция внутри страны была категорически против изменений в военной политике, которая вот уже почти пятьдесят лет строго строилась в соответствии с девятой статьей конституции.
     Тем не менее японское правительство ис
     подволь начало ревизию ее положений. Подписание в 1997 году новой редакции «Основных направлений японо-американского оборонного сотрудничества» расширило рамки военного взаимодействия Токио и Вашингтона и стало отправным моментом для использования вооруженных сил Японии за пределами страны. В его развитие были приняты законы «О мерах по обеспечению мира и национальной безопасности в условиях чрезвычайной обстановки вокруг Японии» (вступил в силу 25 сентября 1999 г.) и «Об осуществлении досмотра судов в условиях чрезвычайной обстановки в прилегающих к Японии районах» (1 марта 2001 г.), которые вызвали критику со стороны соседей. Однако она не успела набрать силу, так как на помощь Токио, если можно так сказать, пришла изменившаяся в 2001 году военно-политическая ситуация в мире и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Теракты 11 сентября продемонстрировали, насколько мировое сообщество беззащитно перед ударами террористов. Среди японцев в этой связи резко возросла обеспокоенность отсутствием должного механизма собственного обеспечения национальной безопасности.
     Воспользовавшись этим обстоятельством и необходимостью принятия решительных коллективных мер по борьбе с международным терроризмом, правящая либерально-демократическая партия активизировала действия в направлении пересмотра военного законодательства. По ее инициативе осенью 2001 года парламент впервые после Второй мировой войны санкционировал направление отряда кораблей ВМС страны для оказания тыловой и другой поддержки задействованным в антитеррористической операции в Афганистане войскам США и союзников.
     Специальным законом одобрена и посылка японских военнослужащих в Ирак для оказания помощи в послевоенном восстановлении этой страны, а также для тыловой поддержки войск США и союзников. С этой целью из трех видов вооруженных сил – сухопутных, военно-морских и военно-воздушных - сформирован контингент численностью почти в 1.000 солдат и офицеров, а также выделены три военно-транспортных самолета и два боевых корабля. В основном он займется обеспечением американских войск, расположенных в Багдаде, и местного населения питьевой водой и переброской по воздуху и морем гуманитарных грузов.
     Таким образом, пусть даже с некоторыми ограничениями, например на использование военнослужащими оружия, но Япония уже принимает участие в «коллективной обороне», что и запрещает конституция.

     
У армии новые законы


     И все же более знаковым в изменении оборонных принципов конституции стало принятие пакета из трех законов, которые по сути создают новую основу для использования национальных вооруженных сил в чрезвычайных обстоятельствах. В частности, один из них уточняет и расширяет функции совета национальной безопасности. Он становится главным органом, который рассматривает все проблемы, связанные с вооруженным нападением на Японию. В этой связи увеличен численный состав совета, в который теперь кроме премьер-министра, министров иностранных дел и финансов, начальника управления национальной обороны и начальника управления экономики и финансов входят еще и министры экономики и промышленности, государственных земель и транспорта, по административным делам. А для оценки и анализа ситуации в интересах совета создан комитет экспертов по урегулированию кризисных положений.
     Другой закон определяет как само понятие «чрезвычайные обстоятельства» - отныне это не только нападение на страну, но и ситуация, когда нападение «считается неизбежным», - так и порядок действий в этих условиях всех органов власти и вооруженных сил. Согласно закону в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств действия организуются по двум направлениям. По одному – кабинет министров после получения рекомендаций совета национальной безопасности разрабатывает базовый план действий и передает его в парламент. Тот его рассматривает и утверждает. По другому – немедленно принимаются меры по отражению агрессии. Причем в случае запуска ракет в сторону Японии или непосредственного нападения на ее территорию решения кабинет министров принимает самостоятельно, не дожидаясь их одобрения парламентом. Закон обязывает всех граждан при возникновении чрезвычайных обстоятельств оказывать необходимое содействие властям. Кроме того, оговорено, что в течение двух лет после принятия закона должны быть законодательно оформлены и меры по оказанию содействия вооруженным силам США в случае чрезвычайных обстоятельств.
     Наконец, третий закон уточняет существующий закон о силах самообороны в плане их действий в случае чрезвычайных обстоятельств. При возникновении чрезвычайных обстоятельств войскам предоставлено право использовать частные земли без разрешения на то их владельцев и даже сносить, если это обусловлено обстановкой, отдельные строения. Силы самообороны получают также право для отражения агрессии возводить, в том числе и на частных землях, нужные инженерные сооружения и освобождаются от ответственности по ряду гражданских законов, которые затрудняют выполнение ими боевых задач или вообще препятствуют ему.
     В связи с пересмотром исключительно оборонительного подхода к обеспечению защиты страны не трудно догадаться, что будут внесены коррективы и в развитие сил самообороны. Тем более что они, по утверждению критиков, до сих пор строились не столько исходя из реальных нужд обороны, сколько из необходимости соблюдения мирных положений конституции. А посему требуется модернизация японской армии. Ее сторонники указывают, что она должна прежде всего учитывать опыт войны в Ираке, в которой США одержали быструю победу в том числе и благодаря высокоточному оружию и современным методам управления войсками на поле боя.
     Надо сказать, что японским правительством уже предприняты решительные шаги в этом направлении. Так, Япония обзавелась собственными космическими силами разведки, выведя на околоземную орбиту два спутника-шпиона. «Для нас имеет важное значение самостоятельное получение информации для обеспечения мира, безопасности и независимости нашей страны», - заявил в этой связи начальник управления национальной обороны Сигэру Исиба. Как сообщается, один из спутников, запущенных ракетой-носителем Эйч-2а японского производства, оснащен оптическим оборудованием и способен распознавать находящиеся на земной поверхности объекты величиной до одного метра в диаметре. Другой имеет радиолокационное оборудование и может вести разведку в любое время суток и в условиях пониженной видимости при плохой погоде. В планах правительства - создание до конца марта 2009 года космической группировки из восьми разведывательных спутников.
     Не исключено, что Япония может пойти и на создание потенциала, необходимого для нанесения «превентивных ударов по ракетным базам враждебного иностранного государства». Это произойдет, как заявил глава японского военного ведомства Сигэру Исиба, если в стране «почувствуют исходящую оттуда угрозу». Высказывания Исибы прозвучали в комитете по безопасности палаты представителей японского парламента в момент обострения ситуации вокруг Северной Кореи. Правда, генеральный секретарь кабинета министров Японии Ясуо Фукуда тут же попытался успокоить общественное мнение по поводу заявлений главы УНО. «Он не сказал, что это будет сделано», - уточнил Фукуда.

     
Без «щита» силы самообороны не обойдутся


     А вот что будет сделано наверняка, так это система противоракетной обороны. Решение о развертывании собственной ПРО уже принято японским правительством. Надо сказать, что до этого Токио ни в какую не соглашался на предложение Вашингтона совместно развернуть ПРО театра военных действий. Причина сопротивления была очевидна: США рассматривали ПРО ТВД, развернутую на территории Японии, в качестве первого эшелона своей системы национальной противоракетной обороны, и, естественно, в Токио понимали, чем это грозит стране в случае серьезного конфликта. Правда, когда в 1998 году над головами японцев пролетела северокорейская ракета, Токио все же согласился на совместные с США исследования и разработку элементов ПРО ТВД, но без особого на то усердия.
     Разыгравшиеся в этом году события вокруг ядерной программы КНДР и прежде всего сообщения о том, что Пхеньян нацелил на Японию до 170 своих баллистических ракет «Нодон» с дальностью действия 1.300 км, подтолкнули японцев изменить свое отношение к противоракетной обороне. Взвесив все «за» и «против», в Токио пришли к выводу о необходимости создания национальной ПРО. Самостоятельной она будет относительно, так как целеуказания будет выдавать Пентагон. Да и оснащена она будет американским вооружением. В частности, планируется закупить модернизированные зенитно-ракетные комплексы наземного базирования «Пэтриот» (ПАК-3) и зенитные ракеты морского базирования СМ-3. Для этого уже на следующий финансовый год управление национальной обороны запросило дополнительные ассигнования в размере 140 млрд. иен (около 1,25 млрд. долларов).
     Противоракетная оборона будет двухэшелонной. Первый эшелон составят выдвинутые на передовой рубеж эсминцы с командно-управленческим комплексом «Иджис». Предполагается, что установленные на них ракеты СМ-3 будут уничтожать приближающиеся к Японии баллистические ракеты на среднем участке траектории за пределами атмосферы. В составе японских ВМС четыре эсминца с системой «Иджис». Первый из них перевооружат на ракету СМ-3 в следующем году, а остальные - в течение последующих четырех лет.
     Во втором эшелоне будут находится ЗРК «Пэтриот» (ПАК-3) с задачей уничтожать прорвавшиеся ракеты уже на нисходящей траектории. Их планируется развернуть вместо имеющихся на вооружении сил самообороны, но менее эффективных ракет ПАК-2. По сообщениям японских СМИ, сначала перевооружат зенитно-ракетную батарею, расположенную в городах Ирума, Нарасино, Касумигаура и Такэяма и с четырех сторон прикрывающую Токио. После этого зенитно-ракетными комплексами «Пэтриот» (ПАК-3) будут поочередно оснащены оставшиеся 16 батарей, развернутые по всей стране. На все это отпускается не более четырех лет.
     «Создание системы противоракетной обороны имеет большое значение, поскольку это повысит возможности нашего государства в защите от атак с применением баллистических ракет», - заявил начальник управления национальной обороны Сигэру Исиба. Вместе с тем наблюдатели отмечают, что для приведения ПРО в полную боевую готовность необходимо решить еще много других задач, а не только купить у Америки и установить в стране новые ракетные комплексы. Так, потребуется законодательно определить, насколько развертывание системы противоракетной обороны соответствует конституции страны – в новых законах по обороне, которые утверждены до принятия решения о создании ПРО, об этом ничего не говорится. А кроме, того предстоит большая дипломатическая работа с соседними странами, которые, как и ожидалось, неоднозначно восприняли происходящие изменения в японской военной политике.

     
Как уговорить соседей


     Лишь Соединенные Штаты с одобрением отозвались о действиях в военной сфере своего союзника. «Пришло время наблюдавшей до этого за игрой Японии выйти на бейсбольное поле», - сказал заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж в связи с появлением новых оборонных законов. Эту американскую позицию нетрудно понять. В последнее время Вашингтон предпринимает активные меры по более эффективному использованию военного присутствия США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В частности, идут перестройка структуры расположенных здесь американских войск, переориентация их на выполнение новых задач, возникших в связи с опасностью распространения оружия массового уничтожения и угрозой международного терроризма. Расширение же функции японских вооруженных сил позволяет Вашингтону переложить большую часть задач, решаемых в рамках американо-японского договора о безопасности, на плечи самой Японии.
     А вот другие соседи настроены менее оптимистично. Так, Южная Корея резко осудила принятие в Японии новых законов по обороне. «Мы шокированы принятием этих законов», «У нас нет выбора, как считать, что эти законы направлены на подготовку к войне» – такие заявления прозвучали как со стороны южнокорейской оппозиции, так и со стороны правящей партии. В Сеуле раздаются призывы разработать контрмеры, призванные нейтрализовать возможные последствия от отказа Японии от пассивной обороны, исключающей любые наступательные военные действия.
     В Китае, по сообщениям агентства Синьхуа, восприняли изменения в оборонной политике Японии как утверждение «законодательной системы военного времени», которая «идет вразрез с мирной конституцией» Страны восходящего солнца. А отдельные китайские СМИ высказались в этой связи еще более резко. Например, газета «Чжунго жибао» написала, что новые документы представляют Японии законодательную базу для военных приготовлений и для дальнейшего усиления ее и без того «мощных военных мускулов». Они, подчеркивает газета, свидетельствуют об отходе Японии от оборонительной и переходе к наступательной стратегии.
     Негативной была реакция на новые японские оборонные законы и в других странах региона. Токио постарался нейтрализовать негативное восприятие странами-соседями изменений японской военной политики. По словам официальных представителей Японии, принятие новых законопроектов, которые направлены на подготовку к гипотетической войне, не окажет влияния на мирную конституцию страны, приверженность к миру, принцип пассивной обороны и стремление к международному сотрудничеству.


Назад
Реклама на сервере
Rambler TOP 100ЯndexALPHA-counter
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service Alpha TOP100