на главную страницу

12 Ноября 2003 года

Армия и общество

Среда

Когда экологи бьют тревогу

Олег ФАЛИЧЕВ.



О том, что у нас в стране плохая экологическая обстановка, мы давно знаем. Как и о том, что все это – результат деятельности человека. А вот какова роль военных экологов в восстановлении экологического равновесия природы? Как идет утилизация полей падения ракет, и нет ли радиоактивных утечек с недавно затонувшей К-159 в Баренцевом море? Есть ли, наконец, подвижки в экологической обстановке ряда известных военных гарнизонов? Об этом «Красной звезде» рассказал начальник экологической безопасности Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенант Алевтин Юнак.

     
Под керосиновой «линзой»

     Вряд ли сделаю открытие, если скажу,
     что есть гарнизоны, где часть земли загрязнена нефтепродуктами. Их достаточно. Но военные экологи держат ситуацию под контролем. Так, сегодня в 23 из них проводятся соответствующие очистные работы. На их проведение в соответствии с решением коллегии Минобороны в прошлом году было выделено 30 млн. рублей, проведены открытые конкурсы среди подрядных организаций. Эти работы касаются прежде всего долговременных загрязнений, которые более всего беспокоят ВС. Причем вопрос не так прост, как может показаться. Ведь речь порой идет об использовании новых, современных технологий по сбору тех же нефтепродуктов. А управление экологической безопасности ВС РФ отвечает как раз за организацию и планирование этих работ.
     Где сегодня сложилась наиболее неблагоприятная экологическая обстановка? Из 23 неблагополучных объектов почти половина (11) – в ВВС, 3 – в ПУрВО, 2 – в ЛВО. По одному – в РВСН, ВМФ, Космических войсках, ДВО… Как видим, география довольно широкая. Так что забот экологам хватает. В том же Моздоке проводятся работы по оконтуриванию нефтяной «линзы». В этом году они должны завершиться. А уже в следующем будет разработан природоохранный проект, который после экологической экспертизы позволит более целенаправленно и эффективно продолжить эти работы.
     Завершается рекультивация грунта и на двух военных объектах в Энгельсе. Не менее сложная ситуация в Ейском гарнизоне. Там глубина залегания керосиновой «линзы» составляет 22 – 23 метра. Более того, порой из нее наблюдается просачивание в сторону Таганрогского залива. Соответствующие работы там тоже ведутся силами организаций, которые выиграли конкурс.
     Есть экологические проблемы и по аэродрому Чкаловский, о чем «Красная звезда» в свое время писала. Восстановительные работы там не раз велись, но разными организациями. А у семи нянек дитя, как известно, без глазу. Было откачано из почвы за последние годы около 100 тонн керосина. Конечно, это как-то разгрузило «линзу». Но, к сожалению, года два назад произошло поднятие грунтовых вод, и керосин появился даже в подвалах отдельных домов.
     Дело еще и в том, что проблема эта, как считает генерал-лейтенант Юнак, комплексная и просто так ее не решишь. Например, старые дома в гарнизоне были построены с нарушением технологии и санитарных норм, что лишь усугубляет ситуацию, вызывает законное возмущение жителей. Поэтому решать этот вопрос надо системно. И специалисты Министерства обороны делают все возможное. Кроме того, в этом году объект был, что называется, поставлен на тендер, который выиграла солидная фирма, имеющая соответствующие технологии и опыт подобной работы.
     

     Наша справка. Международный опыт говорит о том, что для решения подобной проблемы требуется не менее 5 – 7 лет. Например, на аэродроме фронтовой авиации в Лерце (Германия) наши немецкие коллеги после ухода Западной группы войск занимались рекультивацией земель в течение 7 лет.
     

     
Там, где стартуют ракеты

     Разговор о подобных «мелочах», возможно, скучен. Но они в буквальном смысле отравляют нашу жизнь. Так, в ряде гарнизонов медленно идет утилизация люминесцентных ламп, аккумуляторных батарей, выслуживших срок автомобильных шин. Многое здесь зависит от умелой организации труда командирами и соответствующими начальниками. В этом отношении военные экологи отмечают не очень отлаженную работу в Ленинградском, Сибирском и Приволжско-Уральском военных округах. Хотя объективности ради скажем: голыми руками тут мало чего добьешься. Нужны соответствующие средства, а они выделяются далеко не всегда.
     Не меньше хлопот с загрязнением водных объектов неочищенными сточными водами, которые характерны для городов, где базируется наш флот (Владивосток, Мурманск, Североморск…). Хватает проблем и с очисткой акваторий от выведенных из боевого состава затопленных кораблей и судов. Вместе с тем хороший опыт утилизации таких судов накоплен на Балтийском флоте и в Новороссийской военно-морской базе.
     Низкими темпами идет очистка полей падения отработавших ступеней ракет на космодроме Плесецк. Как отметил генерал-лейтенант Юнак, на сегодняшний день оттуда вывезено всего около 4 процентов общего количества металлоконструкций. Что, конечно, не может вызывать удовлетворения соответствующих областных администраций, экологических организаций и населения. Неразберихи здесь, оказывается, тоже хватает. Например, не до конца проработан механизм проведения таких работ. Он четко прописан только для коммерческих пусков. А вот вопрос о включении в стоимость пусков по линии Минобороны стоимости проведения очистных мероприятий до конца не решен до сих пор.
     С болью рассказывала «Красная звезда» в свое время и о проблемах передачи военных городков в муниципальную государственную собственность. Многие вопросы, как говорится, сняты с повестки дня. Но на уровне Правительства РФ пока не определен порядок и источники финансирования по обследованию и очистке территорий некоторых таких городков. Особенно это касается отдаленных гарнизонов, которые теперь, образно говоря, не представляют большой ценности для местных властей. А ведь там остаются люди, которые всю жизнь отдали защите Отечества...
     
Саженцы для Чечни

     Все годы войны Чечня оставалась опасным местом не только потому, что там стреляли, но еще и в экологическом отношении. Лишь пару лет назад здесь наметилась тенденция к улучшению экологической обстановки. Причем не сама по себе, а благодаря работе федеральных органов. Все началось с постановления Правительства РФ № 334, которое положило начало обследованию ЧР силами прежде всего экологической службы Вооруженных Сил. Оно было проведено как с земли, так и с воздуха. Для этого привлекались самолеты, вертолеты, бронетехника. Именно тогда было выявлено большое количество мини-нефтезаводов, которые наносили непоправимый ущерб природе. Если учесть, что таковых насчитывалось не менее 1.500, можно представить масштаб экологического бедствия...
     Еще более сложная обстановка была рядом с горящими скважинами, тушить и рекультивировать почву вокруг которых оказалось крайне непросто. Как, впрочем, и ликвидировать угрозу раскопок могильников с радиоактивными отходами.
     - В эти годы силами всех структур, принимавших участие в ликвидации и дальнейшем предупреждении загрязнений, удалось многое поправить, – говорит генерал-лейтенант Алевтин Юнак. – Сегодня, например, нет ни одной непотушенной скважины.
     Хотя на начальном этапе в Чечне не было гражданских экологов. Поэтому для выполнения этих масштабных задач пришлось усиливать военную экологическую службу. Зато сейчас фактически в каждой дивизии имеется штатный эколог, который решает задачи по обеспечению экологической безопасности. Есть соответствующие службы и в армиях, округах. И все же сказать, что все проблемы полностью решены, пожалуй, нельзя. Сегодня, когда немало армейских частей выведено из ЧР, основная нагрузка легла на Внутренние войска.
     Достаточно много подвижек и в создании природоохранных объектов, в возведении которых по-прежнему задействованы силы и средства Минобороны. В частности, многое сделано в гарнизоне Борзой. Там построены очистные сооружения, канализационно-отсосные станции, четыре пункта чистки и мойки техники, переоборудованы на газовое топливо три котельные.
     Одновременно разрабатывалась природоохранная нормативная база для каждого гарнизона в ЧР. Сегодня она уже реально действует. В Чечне высажено 4,5 тыс. саженцев деревьев, восстановлено около 1 тыс. кв. метров загрязненной территории, ведется работа по сбору отработанных масел, смазок, металлолома.
     
К-159: ситуация под контролем

     В месте затопления подводной лодки К-159 ведется ежедневная работа силами службы радиационной, химической и биологической защиты. Прежде всего контролируется радиационный фон. Но он с момента аварии и до сегодняшнего дня не превышает нормы. Для контроля за ситуацией используются большие гидрографические суда, штатные приборы радиационного и химического контроля состава воздуха и воды. Вопросы экологического обеспечения подъема лодки, ее транспортирования и докования обязательно, как и в случае с «Курском», будут согласованы с ВМФ.
     Что касается мест отстоя таких лодок, то, как считают экологи, надо думать не только о том, куда их поставить. Учитывая многолетние сроки отстоя АПЛ, необходимо обеспечить их плавучесть. Как? Один из проектов, к которому, кстати, подключились наши зарубежные коллеги, предусматривает использование полистирольной технологии. Речь о закачке в цистерны главного балласта полистирола – материала, имеющего достаточно неплохие экологические свойства и хорошо утилизирующегося.
     Есть проект и по разработке понтонов с использованием полистирола, который потом будет изыматься и тоже уничтожаться. Наконец, третий проект – разработка самих понтонов для транспортировки лодок. В целом на это выделяется около 5,5 млн. долларов. Причем финансирует проекты английская сторона. Хотя есть и ряд других стран, проявивших в этом заинтересованность с учетом особой экологической важности вопросов. Подчеркнем: речь на этот раз идет об утилизации лишь многоцелевых АПЛ.
     И последнее. Как сообщил генерал-лейтенант Юнак, сегодня по решению начальника Генерального штаба в ВС РФ проводится эксперимент. Отрабатывается такая модель, когда основные вопросы координации, контроля и руководства экологической работой решаются в центре, на уровне управления экологической безопасности. А округа и флоты наделяются правом их конкретизации с учетом местной специфики.
     Такой подход, думается, правилен. Ведь у командования округов и флотов есть свое видение решения этих проблем. Есть, наконец, прочные контакты с местными администрациями, природоохранными организациями. Поэтому, если эксперимент получит одобрение, это будет на пользу и людям в погонах, и природе, и государству в целом.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service