на главную страницу

12 Ноября 2003 года

История Отечества

Среда

ПОСЛЕ ГИБЕЛИ ГОЛЛИВУДСКОЙ К-19 ПРОШЕЛ ГОД

Беседу вела Мария ГУТОВА.



Наш собеседник – ветеран первого экипажа атомной ракетной подлодки К-19, доктор сельскохозяйственных наук, заведующий научно-исследовательской лабораторией Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева Виктор СтрелЕЦ.

     - Виктор Дмитриевич, на прошлогодней презентации голливудского фильма «К-19» в Мариинском театре режиссер картины Кэтрин Бигелоу публично заявила, что окажет материальную поддержку ветеранам погибшей субмарины. Что-нибудь сбылось из ее обещаний?
     - Да, действительно Кэтрин Бигелоу обещала нам процент от сборов на презентации в Санкт-Петербурге. С тех пор прошел год, страсти вокруг фильма улеглись. И о нас тоже, видимо, забыли. Помогла нам лишь фирма «Парадиз», осуществлявшая прокат «К-19» по России. Она честно перечислила 250.000 долларов в наш фонд. Эти деньги уже потрачены на операции и лечение наших ветеранов. Первый экипаж К-19 разбросан по всему бывшему Союзу: в Белорусии, в Украине, в Казахстане. И если мы узнаем, что наш человек попал в беду, нужна операция или лекарства, то обязательно высылаем деньги. С каждым годом мы теряем людей, в живых сейчас остались 50 ветеранов из 139 человек экипажа.
     - Расскажите поподробнее про скандал со сценарием.
     - Скандал со сценарием фильма «К-19» тянулся полтора года. Один из наших знакомых был в Лос-Анджелесе, и ему случайно удалось получить копию.
     Начальный сценарий был безобразный. Описывалось, что вся авария произошла по пьянке, будто голодный экипаж дерется из-за апельсина. Полная глупость! Я не знаю ни одного рода войск, которых так кормили и одевали, как нас. Мы никогда ни в чем не нуждались. А выпивший моряк на вахте – вообще нонсенс! Даже 50 граммов вина, которые нам выдавали, мы всегда оставляли до конца смены.
     Когда в Россию приехали Харрисон Форд и Кэтрин Бигелоу, мы с ними встретились, рассказали всю правду и попросили переписать сценарий. Харрисон Форд тоже отказался играть капитана-идиота. И сценарий переделали.
     - Ваши личные впечатления от получившегося фильма?
     - На мой взгляд, сцена ликвидации аварии реактора показана хорошо. Но есть эпизоды, которые мы никогда не примем, например прикованный наручниками к трубе командир, противостояние командира и помощника. Этого даже быть не могло, потому что весь командирский состав подбирался чрезвычайно тщательно.
     Это были лучшие люди на первой атомной ракетной подводной лодке. Наш командир, прежде чем возглавить экипаж К-19, был признан лучшим командиром Черноморского флота. У нас даже рядовые моряки были со средним и среднетехническим образованием, ниже уровня не было.
     - Значит, конфликта на лодке не было?
     - Конечно, не было. Американцы добавили его для остроты сюжета. Еще приписали сцену со спасательными американскими вертолетами и кораблями, где наши моряки снимали штаны и показывали им голый зад.
     Авария случилась 4 июля 1961 года. Из-за поврежденной антенны дальняя связь со штабом не работала, и лишь через сутки подошли наши дизельные лодки. Пожар сразу потушили. Часть сильно облучившихся моряков отправили в Москву, в Институт биофизики. Восемь человек мы потеряли сразу, они получили по тысяче рентген при смертельной норме в сто рентген. Остальной экипаж получил по триста. Мы бы все умерли, если бы не своевременная помощь врачей.
     - Как отреагировала мировая общественность на выход фильма?
     - После мировой премьеры позвонили норвежские журналисты, выразили благодарность и сказали, что экипаж достоин Нобелевской премии за спасение мира на земле, за спасение мировой экологии. Ведь, если бы реактор не заглушили и не охладили ценой жизни восьмерых человек, мог случиться тепловой взрыв, как в Чернобыле. Тем более что реакция происходила бы в соленой морской воде, радиационные пары накрыли бы всю Северную Европу, а с Гольфстримом — и того больше.
     - Ваш фонд сейчас судится с государством, почему?
     - Нас приравняли к «ветеранам подразделения особого риска», то есть к людям, имевшим контакт с атомным оружием. Посчитали, что этих льгот будет достаточно и для подводников. У нас таких две команды: экипаж К-19 и К-27. Наши ребята сейчас судятся, поскольку постановление вышло, но не предусмотрено денежное обеспечение этих постановлений. Суды мы выигрываем, а в Министерстве труда и соцобеспечения говорят, что на нас это не распространяется. Из финансового управления Министерства обороны нам тоже пришел ответ, что наша ситуация в законе не предусмотрена, а отдельного закона о подводниках нет, значит, и требовать деньги бесполезно. Очень обидно. Уже 50 лет подводным атомным силам, а закона отдельного нет.
     Мы очень благодарны Партии ЖИЗНИ. Она единственная откликнулась на наши беды и помогает морально и материально. Для нас важно, что хоть кто-то интересуется проблемами ветеранов подводного флота. Очень надеемся на победу в декабрьских выборах блока «Партии Возрождения России – Российской партии ЖИЗНИ». Потому что их программа предусматривает, в частности, и разработку проекта закона о подводниках.
     На снимке: секретарь Исполкома Общенационального совета Российской партии ЖИЗНИ генерал армии Владимир ШУРАЛЕВ возлагает цветы к мемориалу К-19 на Кузьминском кладбище г. Москвы.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service