на главную страницу

14 Ноября 2003 года

Армия сегодня

Пятница

С ДОСТАВКОЙ К МЕСТУ СЛУЖБЫ

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



Кто из нас не знает, что такое военторг? Правда, в пору дефицита на многие товары были в его адрес и нарекания. Но было и главное: в многочисленных больших и малых, отдаленных от городов гарнизонах военторг был «кормильцем и поильцем», и его труженики всемерно старались удовлетворить потребности военнослужащих и их семей. Несет свою нелегкую службу по торгово-бытовому обеспечению военная торговля и сегодня. В эти дни ей исполняется 85 лет. Мы попросили начальника Главного управления военной торговли Министерства обороны РФ генерал-майора Виктора СПИРИДОНОВА ответить на ряд вопросов.

     - Виктор Васильевич, нашим читателям, особенно из числа молодых, небезынтересно хотя бы вкратце узнать историю военторга.
     - Днем рождения военной торговли считается 16 ноября 1918 года, когда был подписан декрет Совнаркома о создании красноармейских лавок и организаций в Красной Армии по торговле товарами первой необходимости. Время было тяжелое, в стране - разруха, полыхала Гражданская война. Помимо довольствия, положенного по нормам, красноармейцы могли получать в лавках по дешевой цене самые нужные им товары, которые, кстати, подразделялись на три группы: пищевые продукты, предметы обмундирования и хозяйственного обихода. В основном так было и в двадцатые годы. Этапным событием явилось образование в 1938 году Главвоенторга и соответственно окружных и флотских военторгов.
     - Так была встречена и Великая Отечественная война?
     - Да. В начальный ее период в войсках было 300 походных лавок, 80 походных столовых, в которых работали 30 тысяч человек. А к началу 1945 года в полевых военторгах насчитывалось около 1.600 предприятий. Большинство работников были женщины, которые трудились самоотверженно, нередко под огнем противника. 2.500 военторговцев были награждены орденами и медалями.
     - С каких пор, вы считаете, военторг стал по-настоящему набирать силу? Ведь в конце 70-х приходилось официально слышать от его руководителей: по товарообороту мы занимаем четвертое место среди союзных республик...
     - Да, это было так. А круто военторг пошел в гору с 1956 года, когда стал подчиняться непосредственно Тылу Вооруженных Сил. Без военторга не обходились ни одни крупные учения и маневры, он обеспечивал гарнизоны от Сахалина до групп войск в странах Варшавского Договора, от Крайнего Севера до Кушки. Был и где труднее и опаснее - в Чернобыле, Афганистане, на БАМе. На его торгово-бытовом «иждивении» находились силовые ведомства: МВД, ГО, Погранвойска и др. За 25 лет объем продажи товаров через военторг возрос с 1,5 до 10,6 млрд. рублей, то есть в семь раз.
     - Но потом произошел распад Союза...
     - Этот удар пришелся и по военторгу. Переход от централизованной системы торговли к рынку, расформирование и сокращение воинских частей привели к тому, что товарооборот сократился в 13 раз, количество предприятий уменьшилось в 2,5 раза. Мы, можно сказать, оказались чуть ли не на нуле.
     - И все-таки кривая опять пошла вверх?
     - Не сразу, конечно. Немало усилий предприняли руководители Минобороны, лично начальник Тыла Вооруженных Сил - заместитель министра обороны генерал армии Владимир Ильич Исаков. Вышло постановление правительства об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли. Теперь в ГУТ Минобороны 13 федеральных казенных предприятий, которые находятся в округах и на флотах, на них трудятся более 25 тысяч человек. В настоящее время у нас 1.524 магазина, 1.718 столовых и кафе, в том числе 536 солдатских и курсантских чайных, 898 производственно-бытовых предприятий. Приоритетом в этом разнообразии объектов военторга является развитие сети общественного питания, которая после технического переоснащения и максимального сдерживания цен вполне может конкурировать с коммерческими и муниципальными точками общепита.
     Непосредственными задачами сегодняшнего дня является организация питания военнослужащих, проходящих службу по контракту, в частности 76-й воздушно-десантной дивизии, торгово-бытовое обслуживание Объединенной группировки войск в Чеченской Республике. Не так давно в Ханкале развернуто дочернее государственное унитарное предприятие № 961, обеспечивающее штабы и войска Министерства обороны, Внутренние войска, комендатуры в базовых районах.
     Словом, несмотря на различного рода трудности, опираясь на добрые традиции, военная торговля с каждым годом улучшает показатели в работе, стремится делать все для того, чтобы занимать подобающее место в тыловом обеспечении войск.
     На снимке: в Доме военной книги всегда рады посетителям (Новосибирск).


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service