на главную страницу

15 Ноября 2003 года

Тема номера

Суббота

Завтра — День ракетных войск и артиллерии

Артиллеристы!
Пусть будет точным наш прицел

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил РФ
генерал-полковник Владимир ЗАРИЦКИЙ

Беседу вел Олег ФАЛИЧЕВ, «Красная звезда».



     

ПРИКАЗ

     
министра обороны Российской Федерации

     
14 ноября 2003 г. № 385 г. Москва



     Товарищи солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы!
     Товарищи офицеры!
     Товарищи ученые, конструкторы, инженеры и техники, работники оборонной промышленности!
     Уважаемые ветераны ракетных войск и артиллерии!
     16 ноября 2003 г. Российская Федерация и ее Вооруженные Силы отмечают День ракетных войск и артиллерии.
     Празднование Дня ракетных войск и артиллерии является ярким свидетельством огромных заслуг военнослужащих ракетных войск и артиллерии, тружеников оборонной промышленности в обеспечении безопасности страны, в достижении победы над врагами, посягавшими на честь и независимость нашей Родины.
     История свято хранит память о ратной славе русских пушкарей и бомбардиров, героизме и боевых достижениях отечественных артиллеристов и ракетчиков, трудовых подвигах создателей могучей военной техники.
     Военнослужащие ракетных войск и артиллерии настойчиво овладевают грозной боевой техникой, постоянно совершенствуют свою профессиональную подготовку.
     Огневая мощь ракетных и артиллерийских комплексов, интеллектуальная насыщенность воинского труда ракетчиков и артиллеристов, богатая история отечественной артиллерии делают службу в ракетных войсках и артиллерии ответственной, почетной и интересной.
     Приветствую и поздравляю ракетчиков и артиллеристов, ветеранов, работников оборонной промышленности с праздником – Днем ракетных войск и артиллерии!
     Желаю вам счастья, здоровья, больших успехов в ратном труде и профессиональной деятельности!

     
Министр обороны Российской Федерации С. ИВАНОВ.


     



     


Так уж получилось, что этот профессиональный праздник артиллеристов и ракетчиков совпадает с завершением учебного года в войсках. А по установившейся традиции в канун таких торжеств принято говорить в основном о рабочих делах, проблемах боеготовности, жизни и службы войск. И без этого не обошлось. Но в то же время, беседуя с начальником ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил РФ генерал-полковником Владимиром Зарицким, удалось выйти за рамки обозначенной темы и затронуть самые различные аспекты военного строительства, обратиться к опыту недавних локальных войн и конфликтов.



     
— Владимир Николаевич, война в Ираке показала, что на артиллерию возлагается все меньше задач. А огневая составляющая боевых действий все больше перемещается в воздушно-космическую сферу. Означает ли это, что век артиллерии прошел?
     
– Изучение всякого опыта применения тех или иных средств вооруженной борьбы предполагает сопоставление с конкретной спецификой театра военных действий, с условиями проведения той или иной операции. В локальных войнах и вооруженных конфликтах последних десятилетий ХХ века на авиацию, ракетные войска и артиллерию (полевую артиллерию) возлагалось до 80 — 90 процентов объема огневых задач. Но распределение этих задач между ними в разное время было совершенно различно. Так, в операции многонациональных сил «Буря в пустыне» (1991 г.) участие авиации и полевой артиллерии в огневом поражении было крайне неравномерным. В начальной фазе огневое поражение осуществлялось исключительно силами тактической и палубной авиации. И только с переходом к завершающей (наземной) фазе операции привлекалась полевая артиллерия.
     Кроме того, использование указанного опыта не может служить единственной основой для определения роли и места родов войск и видов Вооруженных Сил РФ в огневом поражении в операциях военных конфликтов, а также для выбора приоритетов в развитии вооружения и военной техники. Потому что наиболее существенной чертой этих конфликтов является противоборство при подавляющем качественном и количественном превосходстве одной из сторон.
     В операциях возможных локальных войн и конфликтов более крупного масштаба основные задачи, полагаю, будут решаться все же группировками сил общего назначения при ведущей роли объединений (соединений) Сухопутных войск. А основным родом войск по вкладу в огневое поражение противника в них будут ракетные войска и артиллерия.
     
– Подтверждается ли это боевым опытом наших Вооруженных Сил, например, в Чечне или Афганистане?
     
– Это подтверждается опытом боевых действий на территории Афганистана (1979 - 1989 гг.), Чеченской Республики в первой (1994 - 1996 гг.) и во второй (1999 - 2001 гг.) кампаниях, где ведущая роль в огневом поражении противника отводилась РВиА. Например, их среднемесячное долевое участие в выполнении общего объема огневых задач с августа 1999 г. по май 2000 г. составляло более 70 процентов, а ВВС и армейской авиации – около 30 процентов. Кроме того, участие авиации в отдельные периоды боевых действий сильно ограничивалось погодными условиями, и тогда артиллерия выполняла до 90 процентов огневых задач.
     Вообще возложение на артиллерию основного объема задач в огневом поражении противника - не только дань многовековой традиции, но и объективная закономерность. Она обусловливается рядом очевидных достоинств ракетных войск и артиллерии - таких, как маневренность, высокая точность ударов, оперативность их нанесения, несущественная зависимость эффективности огня от времени года, суток, погодных и других условий.
     
– Но, видимо, дело не только в системе и условиях применения того или иного вида (рода) войск, а еще и в качестве вооружения. Если говорить о том же Ираке, то наши «Скады» там, к сожалению, оказались несостоятельны в единоборстве с современным высокотехнологичным оружием и системами ПВО. Может, за этим – более серьезный симптом, говорящий о снижении могущества наших артиллерийских и ракетных вооружений? Или я не прав?
     
– «Скад» – далеко не самое современное оружие еще советского производства. Но давайте разберемся по порядку. Ракетные комплексы, состоящие на вооружении РВиА Сухопутных войск Вооруженных Сил РФ, широко известны в мире. История их применения насчитывает более 40 лет. Они использовались в ходе многочисленных локальных войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий, в особенности на Ближнем Востоке, в Афганистане, зоне Персидского залива.
     Однако благодаря простоте и высокой надежности наиболее широко применялся ракетный комплекс 9К72 (Р-17э) или по классификации НАТО «Scud-B» («Беглец-Б»), а также его аналоги. Так, только в 1989-1992 годах в Республике Афганистан было нанесено свыше 2.500 успешных ударов ракетами 8К14, которые оказали существенную помощь правительственным войскам этого государства.
     Наиболее показательны высокие боевые качества этого ракетного комплекса, которые он проявил в 1991 году в ходе боевых действий в Персидском заливе. Общепризнанно, что наиболее боеспособными тогда на всем протяжении операции «Буря в пустыне» проявили себя ракетные бригады и дивизионы иракской армии, которые на протяжении всей войны наносили ответные удары по объектам многонациональных сил.
     Этому в немалой степени способствовали высокая мобильность пусковых установок, а также живучесть ракет. Несмотря на то, что момент пуска фиксировался с помощью спутниковых систем и через короткое время над стартовой позицией появлялись ударные самолеты, большинство пусковых установок к этому времени оказывалось вне их зоны поражения.
     Кроме того, о пусках ракет оповещались средства ПВО многонациональных сил. Они были оснащены суперсовременными на тот момент американскими комплексами «Patriot», которые работали фактически в полигонных условиях. Сегодня уже не секрет, что в Персидском заливе они не справились со своей задачей. Всего Ираком было запущено около 90 ракет типа «Scud». По наиболее достоверным данным, поражающие элементы ракет «Patriot» попали не более чем в 35 «Scud», боеголовки большинства которых уничтожены не были. Следовательно, эффективность применения комплекса «Patriot» вместо заявленной величины 0,6-0,95, не превысила 0,4.
     К слову, на каждый пораженный «Scud» стоимостью не более 300 тыс. долларов приходилось до 10 ракет «Patriot» стоимостью свыше 500 тыс. долларов каждая.
     
– А что сегодня собой представляют ракетные войска и артиллерия Вооруженных Сил России? Как затронул их процесс реформирования и сокращения, и как это отразилось на их боевой мощи?
     
– Преобразования, проводимые в последние годы в Вооруженных Силах, в полной мере затронули и наш род войск. Произведено сокращение численности соединений и воинских частей РВиА до уровня, обеспечивающего надежное выполнение поставленных задач, исходя из возможных военных угроз для России. Причем основные усилия в реформировании РВиА были направлены на оптимизацию структур окружных и армейских комплектов РВиА, увеличение количества частей и подразделений ракетных войск и артиллерии постоянной готовности.
     В настоящее время общее количество ракетных и артиллерийских соединений и воинских частей соответствует созданным на стратегических направлениях общевойсковым группировкам и позволяет решать задачи огневого поражения противника в их интересах. На наиболее опасных стратегических направлениях в соответствии с группировками Сухопутных войск созданы окружные и армейские комплекты РВиА, имеющие в своем составе ракетные, артиллерийские, реактивные и противотанковые соединения и части.
     
– Но если говорить о современных видах вооружения и военной техники, что появилось в РВиА за последние годы?
     
– В ракетных войсках и артиллерии есть такое оружие, которое мы рассматриваем как основу боевого потенциала РВиА по завоеванию и удержанию огневого превосходства над противником, нарушению управления его войсками и оружием, подавлению систем разведки, РЭП, ПВО и решению других важных задач. Речь – о высокоточном оружии. В нем технически и информационно интегрированы в одно целое, в единый комплекс средства разведки, поражения, автоматизированного управления, другие средства обеспечения стрельбы (ударов).
     Если говорить о конкретных системах, то в 2004 году на вооружение Российской армии будет принят созданный с использованием технологии «Стелс» оперативно-тактический комплекс «Искандер». Он может взаимодействовать с космическими средствами разведки, беспилотными летательными аппаратами, а значит, работать по целям в реальном масштабе времени. Комплекс способен с высокой эффективностью поражать объекты систем ПРО и ПВО, авиатехнику на аэродромах, огневые средства... Дальность стрельбы от 50 до 280 км. Каждая из двух ракет комплекса доставляет к цели кассетную боевую часть массой 480 кг. Эти ракеты почти неуязвимы для средств ПВО и по тактико-техническим характеристикам превосходят зарубежные аналоги.
     
– Вы уже отчасти упомянули об опыте ведения боевых действий в Чечне, сравнивая количественные показатели применения артиллерии в локальных конфликтах. Но, может, вы извлекли из чеченской кампании какие-то уроки и для преобразований вашего рода войск?
     
– Прежде всего давайте зафиксируем тот факт, что артиллерия в Чечне массированно не применялась. А ракетные части вообще там не используются. Тем не менее с учетом опыта других локальных конфликтов мы пришли к выводу, что необходима значительная децентрализация управления. Это повышает его оперативность, существенно сказывается на эффективности выполнения огневых задач и в целом ведет к сокращению расхода боеприпасов. Однако решение на огневое поражение противника в таких условиях должен уверенно и грамотно принимать командир существенно более низкой, чем сейчас, инстанции. В значительной части случаев — командир артиллерийского дивизиона (батареи).
     Для этого с целью повышения артиллерийского мастерства и популяризации опыта лучших офицеров-артиллеристов ежегодно в масштабе РВиА проводятся Всеармейские состязания командиров артиллерийских батарей и раз в два года - состязания по полевой выучке командиров артиллерийских и ракетных дивизионов.
     Сегодня, исходя из потребностей и задач, возлагаемых на РВиА, проведена оптимизация сети и емкости высших учебных заведений. Нам, например, удалось сохранить систему подготовки специалистов (довузовскую, вузовскую, академическую), а также систему переподготовки и повышения квалификации. Сохранены и основные кадры ученых. Вместе с тем в соответствии с требованиями времени, на мой взгляд, необходимы существенные изменения в подготовке офицеров и самой структуры боевой подготовки ракетных войск и артиллерии. Ведь сегодня немало первичных офицерских должностей укомплектованы выпускниками, не имеющими достаточного опыта и навыков в боевой работе, обучении и воспитании личного состава. В результате нарушается установленный порядок работы на огневых позициях и наблюдательных пунктах, а мероприятия подготовки стрельбы и управления огнем выполняются в ряде подразделений с низким качеством. Поэтому мы корректируем программы подготовки и учебные планы, делая упор на практические навыки, тактическую подготовку.
     Что касается технической стороны развития рода войск, то можно отметить: некоторые виды артиллерийских систем устарели. Беспокоит и не лучшее состояние средств разведки и управления, эффективность отдельных видов боеприпасов. Поэтому главным в развитии системы вооружения является оснащение РВиА высокоэффективными комплексами автоматизированного управления и разведки, а также модернизированными или перспективными ракетными и артиллерийскими комплексами, средствами всестороннего обеспечения и защиты.
     Важное направление – модернизация наиболее эффективных образцов (комплексов) вооружения и военной техники. Например, модернизация РСЗО в направлении оснащения боевой машины автоматизированной системой управления наведением и огнем, обеспечивающей топопривязку и навигацию. Все эти мероприятия в целом позволят увеличить суммарный прирост реальных огневых возможностей рода войск.
     
– Последний вопрос – об итогах учебного года. Кого в канун Дня ракетных войск и артиллерии вы могли бы отметить?
     
– В целом основные мероприятия боевой подготовки выполнены. По сравнению с 2002 учебным годом возросло количество ракетных (реактивных) бригад, оцененных по итогам года на «хорошо». В соответствии с Директивой министра обороны и организационно-методическими указаниями по подготовке Сухопутных войск со всеми ракетными (реактивными) бригадами были проведены тактические учения, в ходе которых произведено 10 пусков боевых ракет «Точка» и 36 реактивных снарядов РСЗО «Смерч». Все пуски оценены на «хорошо» и «отлично».
     Результаты показывают определенный рост уровня подготовки командиров и штабов ракетных (реактивных) бригад, слаженности расчетов пусковых установок (боевых машин). В целом по результатам проверки за 2003 год боевая подготовка ракетных войск оценена на «хорошо».
     Что касается артиллеристов, то в ходе лагерных сборов артиллерии военных округов мероприятия боевой подготовки также были выполнены. Проведены учения, тренировки и боевые стрельбы с привлечением до 70 процентов личного состава и ВВТ. Наиболее организованно прошел лагерный сбор артиллерии СКВО. Личным составом приобретены практические навыки в работе на штатной технике и вооружении, перевозке войск железнодорожным транспортом, выполнении нормативов по тактической, специальной и технической подготовкам.
     В целом в лучшую сторону по итогам года отмечается подготовка РВиА Московского, Северо-Кавказского, Ленинградского и Дальневосточного военных округов. Среди офицеров можно назвать командиров бригад полковников В. Ожерельева (МВО), П. Онопченко (СКВО), В. Новикова (ПУрВО) и многих, многих других. Добавлю еще лишь то, что ракетные войска и артиллерия в запас не уходят. Хорошо это или плохо, но на наш век, увы, еще хватит и походов, и тревог. Поэтому наш ратный труд был, есть и еще будет востребован.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service