на главную страницу

15 Ноября 2003 года

Все о льготах и правах

Суббота

Жилье в вопросах и ответах

Консультируют специалисты Госстроя России



     Как реализовать свое право на жилье военнослужащим запаса, календарная выслуга у которых менее 10 лет, включенным в списки на получение жилой площади по льготным основаниям еще до принятия в 1993 году Закона «О статусе военнослужащих» на основании постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989 года № 237-74? Строительство жилья для семей военнослужащих в субъектах Российской Федерации в настоящее время практически не ведется…

     А. РАХИМОВ.Казань.


     В соответствии с разделом 2 федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» правом на получение безвозмездной субсидии, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, обладают граждане, уволенные с военной службы или иной службы, по определенным этой программой основаниям при условии, что общая продолжительность их службы в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
     При разработке проекта подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы» в составе федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы Госстрой России поднимал вопрос о включении в число участников подпрограммы граждан, уволенных с военной службы до 1993 года с выслугой менее 10 лет, в связи с чем было необходимо предварительно внести соответствующие изменения и дополнения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Однако Минобороны России и Минфин России данное предложение не поддержали.
     Граждане указанной вами категории сохраняют свое право на улучшение жилищных условий как состоящие в очереди на получение государственного или муниципального жилья.




     Имеют ли право на получение жилья по льготным основаниям члены семьи военнослужащего, уволенного в запас и состоящего на учете нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, после расторжения брака? Если имеют, то вправе ли они участвовать в программе ГЖС?

     С. ВЛАДИМИРОВ.Курск.


     Согласно п. 10 правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2002 № 168, состав семьи гражданина - участника программы при расчете размера безвозмездной субсидии определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
     Пунктом 22 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» состав семьи граждан - участников программы предложено определять исходя из положений статьи 53 Жилищного кодекса РСФСР (членами семьи могут быть признаны все лица, проживающие совместно с нанимателем и ведущие с ним общее хозяйство).
     При расторжении брака вопрос о возможности включения жены (мужа) участника программы в жилищный сертификат решается комиссиями, созданными при органах местного самоуправления, совместно с рабочими группами субъектов Российской Федерации с учетом норм российского законодательства. В случае несогласия сторон вопрос следует решать в суде.




     В настоящее время при администрации г. Волгограда состоят 504 семьи граждан, проживающих в ЗАТО и обоснованно включенных в списки на получение жилой площади в избранном ими постоянном месте жительства после увольнения с военной службы. Из них 129 семей изъявили желание принять участие в федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты».
     Учитывая определение Верховного суда РФ от 22 августа 2002 года № КАС 02-380, а также постановление Правительства РФ № 23 от 11 января 2001 года, прошу разъяснить, вправе ли «общественная комиссия по жилищным вопросам военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий при администрации Волгограда» отказать вышеназванной категории граждан в предоставлении жилищного сертификата на том основании, что они имеют жилую площадь для постоянного проживания на территории ЗАТО, при этом функция переселения граждан из ЗАТО возложена на органы местного самоуправления?


     И. МИХЕЕВА и другие.


     Федеральной целевой программой «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. № 71 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 315 и от 19 марта 2002 г. № 168), участие граждан, проживающих в ЗАТО, в программе не предусмотрено.
     Федеральным законом «О статусе военнослужащих» установлено, что предоставление льгот по обеспечению жильем определяется Правительством Российской Федерации. И соответственно постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 г. № 23 «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам» установлено, что решение о переселении на новое место жительства и обеспечении жильем граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в закрытом административно-территориальном образовании, проживание на территории которого ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования, и не имеющих жилья за пределами этого административно-территориального образования (далее именуются - граждане), принимается по согласованию с ними соответствующей организацией (объектом) или федеральным органом исполнительной власти совместно с органом местного самоуправления.
     Решение о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из ЗАТО, и обеспечение их жильем принимается в порядке, установленном положением, утверждается руководителем органа местного самоуправления ЗАТО по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект) и в связи с деятельностью которого создано ЗАТО.
     Вместе с тем пунктом 1 вышеупомянутого постановления Правительства Российской Федерации юридическая норма обязательности переселения граждан, утративших служебную связь с предприятием (объектом) на территории ЗАТО, распространяется только на ЗАТО, где проживание ограничивается условиями особого режима безопасного функционирования. В настоящее время в положениях об обеспечении особого режима ЗАТО, на территории которого расположены объекты, такого ограничения нет. Таким образом, переселение граждан из ЗАТО не носит обязательного характера для органов местного самоуправления, а сроки переселения зависят от финансовых возможностей бюджета ЗАТО.




     В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим вопросы, связанные с реализацией федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», статьями 50, 51, 76 - 80, 131 - 133 ЖК РСФСР, статьями 671, 673 - 688 ГК РФ администрация Красногорского района просит дать разъяснения по применению подпункта «в» пункта 7 «Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.03.2002 года № 168, а именно, какую из нижеприведенных ситуаций можно считать «проживанием на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади для постоянного проживания» и соответственно кто из них имеет право на участие в программе:
     1. Проживание с регистрацией по месту жительства на жилой площади близких родственников на территории Красногорского района. Жилая площадь принадлежит близким родственникам на правах собственности, возникшем до регистрации на нее граждан, уволенных с военной службы.
     2. Проживание с регистрацией по мест
     у жительства на жилой площади близких родственников на территории Красногорского района. Жилая площадь принадлежит близким родственникам на правах собственности. Граждане, уволенные с военной службы, через несколько лет после регистрации по месту жительства (от 3 до 8 лет) заключили договор найма жилой площади с собственником. Данный договор по своей сути является договором поднайма.
     3. Проживание с регистрацией по месту жительства на жилой площади близких родственников на территории Красногорского района. Жилая площадь находится в муниципальной собственности.
     4. Проживание с регистрацией по месту жительства на жилой площади близких родственников на территории Красногорского района. Жилая площадь находится в муниципальной собственности. Граждане, уволенные с военной службы, через несколько лет после регистрации по месту жительства (от 3 до 8 лет) заключили договор поднайма жилой площади с ответственным квартиросъемщиком.
     Во всех вышеперечисленных случаях граждане в установленном порядке сдали жилую площадь по последнему месту службы квартирным органам Министерства обороны.


     В соответствии с решением от 2 февраля 1998 г. № 4-П Конституционного суда Российской Федерации регистрация является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связаны с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания.
     В соответствии с разделом 2 федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. № 71 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 315 и от 19 марта 2002 г. № 168), право на участие в программе имеют граждане, отвечающие ее условиям и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
     Основаниями для признания в установленном порядке граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилого помещения на территории Российской Федерации и за ее пределами; проживание в общежитии и служебном жилом помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
     Договор поднайма муниципального жилья (или найма жилья, находящегося в чей-то собственности) заключается на определенный период времени: год, три и т.п. и свидетельствует о временном характере проживания в данном жилом помещении. При этом не оговариваются как форма собственности жилого помещения наймодателя, так и подтверждение отсутствия родственных связей наймодателя и поднанимателя.
     Исходя из этих положений, администрация Красногорского района в соответствии с правом, предоставленным ей Жилищным кодексом РСФСР (раздел II), принимает решение о постановке на учет нуждающихся самостоятельно.



Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service