на главную страницу

18 Ноября 2003 года

Тема номера

Вторник

ОГОНЬ, БАТАРЕЯ! ОГОНЬ, БАТАЛЬОН!

Воюющий округ показывает пример
в профессиональной подготовке войск

Беседу вели Николай АСТАШКИН, «Красная звезда»,
Игорь КОНАШЕНКОВ, пресс-служба СКВО.



Сегодня стартует сбор руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации. По традиции он продлится четыре дня. В его работе примут участие Президент Российской Федерации Владимир Путин, министр обороны РФ Сергей Иванов и начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Анатолий Квашнин. Будут подведены итоги строительства армии и флота, поставлены задачи на новый учебный год. В числе важнейших вопросов – анализ состояния боевой подготовки в войсках. Благо что в нынешнем году боевая учеба приняла небывалый по меркам последнего десятилетия размах. В Сухопутных войсках с точки зрения масштабности подготовки войск лидером в этом году, несомненно, стал Северо-Кавказский военный округ. Здесь прошли фронтовое командно-штабное учение (КШУ) под руководством начальника Генерального штаба ВС РФ, два дивизионных, два бригадных, пять полковых тактических учений с боевой стрельбой, шесть региональных командно-штабных мобилизационных учений, более 80 КШУ и около 3 тысяч тактических учений (ТУ) и боевых стрельб различного уровня. Причем около 30 процентов учебных баталий проводилось в ночных условиях. Подробнее об этом рассказывает участник сбора руководящего состава Вооруженных Сил, командующий войсками СКВО генерал-полковник Владимир БОЛДЫРЕВ.

     – Владимир Анатольевич, «Красная звезда» уже рассказывала о крупномасштабном КШУ с общевойсковой армией на просторах Ставрополья. Северо -кавказцы, по оценке военного руководства, в грязь лицом не ударили: показали хорошую полевую выучку. Как удалось добиться в округе за столь непродолжительное время таких результатов?
     
– Действительно, подобные учения в Северо-Кавказском регионе не проводились давно. Тем более что они стали, так сказать, венцом кропотливой работы всего личного состава округа за истекший период обучения. Однако вернемся к началу учебного года и поговорим о других учениях – дивизионных, кстати, той же 58-й армии, которые прошли этой весной в Северной Осетии. В силу того, что в округе давно не проводилось столь крупного тактического учения с боевой стрельбой, оно стало для иных молодых офицеров серьезным испытанием на боевую зрелость. В итоге, к сожалению, некоторые командиры подразделений в вопросах организации и проведения данных полевых занятий шли, что называется, на ощупь. Хотя вопросы, которые требовалось отработать, не были из ряда вон выходящими. К примеру, в ходе учения нужно было привести войска в высшие степени боевой готовности, осуществить подготовку и ведение оборонительного боя в полосе обеспечения и на первом оборонительном рубеже в начальный период войны. Правда, подразделениям предстояло действовать на различных направлениях в условиях горно-лесистой местности, что, естественно, добавляло определенные трудности.
     Замыслом учения предусматривалось ведение маневренной обороны усиленными батальонами на передовых позициях и на первом оборонительном рубеже. Применение таких вариантов действий войск обусловлено прежде всего тем, что современный противник способен в кратчайшие сроки сформировать мощные ударные группировки и создать угрожаемую кризисную обстановку на театре военных действий. Задачи обороны в таких условиях состояли в том, что еще при подходе противоборствующей стороны и бое за удержание первых позиций противнику должен быть нанесен ущерб, лишающий его возможности продолжать наступление.
     Этап боевой стрельбы, проходивший на Дарьяльском горном полигоне, начался с розыгрыша ведения боя батальоном на передовой позиции. В розыгрыше участвовали усиленный мотострелковый батальон, подразделения ПВО, авиации и артиллерии. И вот здесь проявились первые трудности. Отдельные командиры, не имея опыта боевой работы, порой терялись в сложной тактической обстановке или действовали, как говорится, неадекватно сложившейся ситуации.
     Боевой порядок батальонов на передовой позиции был построен в один эшелон с учетом рельефа местности и полного использования тактико-технических характеристик боевой техники и вооружения. Чтобы не допустить внезапного нападения противника и воспретить ведение им разведки, в боевое охранение были назначены усиленные мотострелковые взводы, система огня которых строилась с таким расчетом, чтобы они могли поражать противника на наибольшую дальность на различных направлениях. Перед позициями взводов и на их флангах устраивались инженерные взрывные и невзрывные заграждения. Бой боевого охранения поддерживали выделенные на усиление взводов танки и противотанковые средства, минометная батарея батальона, а также дежурные огневые средства и артиллерия старшего начальника. В местах, затруднявших противнику быстрое развертывание и проведение маневра для выхода из-под огня, были организованы огневые засады в составе мотострелковых и танковых взводов, применялись кочующие средства. К сожалению, здесь мы столкнулись еще с одной проблемой – изношенностью полигонного оборудования учебного центра, что потребовало дополнительных поставок материальных средств из других соединений и частей округа.
     В Тарском учебном центре, что близ горного полигона, прошел розыгрыш оборонительного боя главных сил дивизии на первом оборонительном рубеже. Здесь были спланированы массированный огневой удар, в котором участвовали подразделения и части авиации и артиллерии, и огневое поражение противника в различные периоды выдвижения и развертывания его войск, а также огневая поддержка обороняющихся подразделений, огневая подготовка и поддержка контратаки. Был отработан вопрос уничтожения высадившегося в тылу обороняющихся войск десанта противника во взаимодействии с подразделениями внутренних войск и пограничников. Что же касается трудностей, возникших в период отработки этих вопросов, то они в основном были связаны с применением авиации в условиях сильно пересеченного рельефа местности и изношенности вертолетного парка.
     
– Почему вы столь подробно остановились именно на этом учении?
     
– На том тактическом учении мы как бы навели фокус на состояние боевой подготовки личного состава соединения, основательно проверили и оценили уровень боеспособности частей и подразделений, дали органам управления возможность приобрести дополнительный опыт в планировании учебно-боевой деятельности, узнали реальное положение дел с практическими навыками офицеров и генералов, штабов в управлении войсками.
     До следующих дивизионных тактических учений с боевой стрельбой, которые должны были состояться летом на полигоне «Прудбой» в Волгоградской области, времени было не так много, но все же достаточно, чтобы ликвидировать огрехи. И мы, не теряя ни дня, взялись за эту важную и кропотливую работу. На полевых занятиях, тактических учениях, командирских сборах особое внимание офицеров категории командир дивизии – командир роты обращали на вопросы боевого слаживания, более четкого проведения мобилизационных мероприятий, совершенствования взаимодействия подразделений и так далее. И это дало свои результаты.
     
– Если можно, - подробнее об этом…
     
– Судите сами. В июле-августе этого года, как я уже говорил, по плану боевой подготовки на полигоне «Прудбой» должны были пройти дивизионные тактические учения с боевой стрельбой. Проведение подобных крупномасштабных мероприятий по наступательной тематике, да еще с форсированием водной преграды, связано с определенными сложностями. К примеру, необходим больший в глубину, чем для ведения оборонительных действий, полигон. Сегодня таковым в округе является лишь полигон «Прудбой», где и было решено провести это учение. Командирам, штабам, личному составу предстояло отработать целый комплекс вопросов: приведение войск в высшие степени боевой готовности, совершение марша в район боевого предназначения по учению, подготовка и ведение наступления с форсированием водной преграды во взаимодействии с тактическим воздушным десантом.
     Тактический замысел учения предусматривал участие 20-й гвардейской мотострелковой дивизии в проведении фронтового контрудара в качестве резерва командующего фронтом. Задача, согласитесь, достаточна необычная и сложная. Этап боевой стрельбы начался с нанесения массированного ракетно-авиационного удара на всю глубину боевого порядка оборонявшегося противника. Наступающие подразделения начали выдвижение из глубины к рубежу перехода в атаку, в ходе которого огневое поражение противоборствующей стороне осуществляли части и подразделения авиации и артиллерии, силы и средства, выделенные для ведения огня прямой наводкой. Осуществлялась аэрозольная маскировка маневра войск.
     На различных этапах учения войска организованно переходили в атаку с указанного рубежа, четко выдерживали запланированный темп наступления, своевременно выходили на назначенные рубежи, приступая к выполнению боевых задач. Затем части дивизии продолжили развитие наступления в глубине обороны противника и, преследуя его отходящие подразделения, вышли к водной преграде – реке Дон. Задействованные на учении войска во взаимодействии с тактическим воздушным десантом в составе десантно-штурмового полка успешно форсировали реку шириной более 650 метров.
     Разумеется, и на этом учении не все было гладко. Так, для оборудования участка форсирования пришлось привлекать инженерные части и подразделения со всего округа. Почему? К сожалению, части наших инженерных войск являются в основном кадрированными и не в состоянии самостоятельно обеспечить выполнение задач по боевому предназначению без осуществления практического развертывания.
     
– Владимир Анатольевич, и все же вернемся к командно-штабному учению 58-й армии, в ходе которого на стыке Ставропольского края и Дагестана «воевали» две бригады. О масштабности КШУ говорит хотя бы тот факт, что для переброски войск из мест постоянной дислокации потребовалось 800 железнодорожных платформ. Можно ли считать, что в округе после длительного перерыва наконец-то возродилась боевая учеба?
     
– Безусловно. Конечно, на проведение мероприятия такого масштаба потребовались немалые деньги. Еще 3-4 года назад я как командующий не мог об этом и мечтать. Сейчас же у нас появилась возможность заниматься своим делом – мы им и занимаемся. Хочется отметить, что данные учения были проведены на качественно новом уровне по сравнению с предыдущими. Прежде всего это касается подготовки руководства КШУ, посреднического аппарата. Также возрос уровень организации взаимодействия общевойсковых соединений с соединениями, частями и подразделениями видов Вооруженных Сил, родов войск и другими войсками, воинскими формированиями и органами РФ, особенно с частями, подразделениями авиации. Несмотря на трудности, связанные с ориентированием в условиях пустынной местности, в целом соединения и части справились с поставленными перед ними задачами.
     Сегодня алгоритм боевой учебы в округе вышел на более высокий уровень. В целом я доволен своими подчиненными. В округе служат тысячи мужественных, прошедших через различные «горячие точки» солдат и офицеров. Их опыт для нас очень ценен. И все же на мажорный лад, думается, настраиваться не следует: впереди всех нас ждет трудная и кропотливая работа.
     
– Успехи округа очевидны. Но есть, наверное, и «узкие» места в боевой подготовке, и в частности в организации и проведении тактических учений с боевой стрельбой?
     
– Во-первых, недостаточен уровень профессиональной подготовки офицерского состава. Увы, сегодня, как это ни парадоксально, большинство офицеров категории командир дивизии – командир роты наблюдали тактические учения лишь со стороны – на сборах или при обучении в академиях. Как итог, многие командиры не имеют практических и методических навыков организации боевой учебы, не знают, как и чему обучать подчиненные штабы, части и подразделения.
     Во-вторых, финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий боевой подготовки. К сожалению, применение малозатратных форм обучения и компенсационных мер, упор на всестороннюю экономию в боевой учебе привели к тому, что тенденция снижения практических навыков командиров и штабов в организации общевойскового боя сохраняется и приближается к критическому уровню, который переступать нельзя. Слишком часто в течение последнего десятилетия количество мероприятия боевой подготовки проводились условно. К примеру, войска округа в текущем году впервые за десять лет провели в полном объеме все мероприятия, в том числе и спланированные дополнительно, направленные в первую очередь на совершенствование, а зачастую и восстановление навыков командного состава всех категорий в организации и проведении тактических учений с боевой стрельбой. Это потребовало дополнительных расходов, но и существенно повысило уровень готовности войск к выполнению стоящих перед ними боевых задач.
     В-третьих, сложности в организации в полном объеме взаимодействия общевойсковых соединений и частей с коллегами из других видов Вооруженных Сил и родов войск, воинскими формированиями и органами РФ, особенно с частями, подразделениями и органами МВД.
     В-четвертых, необходимость совершенствования имеющейся и создания дополнительной учебно-материальной базы обучения войск. Полигонное оборудование изношено, зачастую устарело. В настоящее время на территории округа ведется строительство восьми полигонов для частей постоянной готовности.
     И наконец, в-пятых, подготовка районов учений, находящихся на территории временно отчужденных земель, последующая их рекультивация требуют дополнительных затрат материальных средств. Согласование вопросов выделения территорий с администрациями субъектов Российской Федерации в текущем году сложностей не имело, но что будет в дальнейшем – покажет время.
     Подводя итог сказанному, хочется отметить вот еще что. Пора всем понять: тот запас прочности в боевой выучке частей и подразделений, что был создан предыдущими поколениями офицеров, находится на пределе, за который переступать уже нельзя. И войска округа, проведя в текущем году описанные выше мероприятия, показали, что при проведении плановых занятий по боевой подготовке можно добиться качественно нового уровня готовности войск к решению реально стоящих перед ними боевых задач. Пора вспомнить: тактические учения – это высшая форма практического обучения командиров, штабов и войск по организации и ведению современного общевойскового боя. Поэтому на них нужно не отбывать номер, а настойчиво отрабатывать вопросы боевого слаживания подразделений, частей, соединений различных родов войск, добиваясь высокого уровня их полевой выучки. Это, разумеется, позволит целеустремленно готовить части и подразделения к решению боевых задач, вытекающих из их боевого предназначения, совершенствовать умения и навыки командиров и штабов в управлении войсками. В противном случае вся наша военная школа окончательно деградирует, и некому будет обучать подрастающее поколение вооруженных защитников военному делу. Экономические трудности, конечно, учитывать надо. Но следует твердо уяснить и другое: для государства экономически не выгодно и бессмысленно содержать армию, которая не занимается боевой подготовкой.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service