на главную страницу

19 Ноября 2003 года

Армия и общество

Среда

ГАЗЕТА – ПРОКУРАТУРА: ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Ирина ЖИРНОВА, «Красная звезда».



В редакционной почте совсем нередки письма, в которых авторы обращаются в «Красную звезду» с просьбой о помощи, когда нарушаются их законные интересы. Проблема эта остро стоит не только в отдаленных гарнизонах, но и в столице. Рассказать о положении дел в области законности, правопорядка и дисциплины в частях и учреждениях Москвы мы попросили начальника управления Главной военной прокуратуры генерал-майора юстиции Александра НИКИТИНА.

     - Александр Павлович, пожалуй, наиболее остро, судя по письмам в нашу газету, в Москве стоит жилищная проблема. Например, некоторое время назад в редакцию обратились слушатели и адъюнкты Общевойсковой академии ВС РФ, которые вот уже не первый год вынуждены снимать жилье в частном секторе. Все они имеют право получить служебную площадь из фонда академии, но начальство привычно объясняет, что свободных метров нет и в ближайшем будущем вряд ли что-то изменится.
     - К сожалению, с подобной ситуацией сталкиваются многие военнослужащие, поступившие на учебу в московские академии. Причиной тому – многочисленные нарушения со стороны должностных лиц, рассматривающих имеющийся у них жилой фонд как собственную вотчину. В результате те люди, которые должны получать жилье в соответствии со всеми действующими законами, остаются в прямом смысле слова на улице, а в общежития вселяются «нужные» командованию постояльцы, зачастую даже не имеющие к армии никакого отношения. Именно с таким положением дел столкнулись военные юристы Московской городской военной прокуратуры, которая провела проверку использования жилого фонда названной вами академии. Было установлено, что более 900 военнослужащих из числа тех, кто уже завершил учебу в стенах этого учебного заведения Минобороны, не сдали предоставленные им на время обучения жилые помещения в квартирно-эксплутационную службу. Вообще только четверть указанной площади использовалась по прямому назначению. На большей же части имеющегося жилого фонда проживают военнослужащие, которые проходят службу в главных и центральных управлениях Минобороны РФ и других ведомств, в различных воинских частях и учреждениях, расположенных в Москве и ближнем Подмосковье, бывшие военнослужащие и члены их семей, а также лица, не имеющие отношения к Вооруженным Силам.
     - А куда же смотрела жилищная комиссия академии?
     - Большинство жильцов получали служебные квартиры непосредственно по решению бывшего начальника академии генерал-полковника А.Л. Золотова в обход жилищной комиссии. При этом игнорировался даже тот факт, что у некоторых военнослужащих уже имелось в собственности другое жилье. Скажем, с 1998 года в академическом фонде жили полковник В. Довбненко (ГВКГ им. Бурденко), имеющий в собственности двухкомнатную квартиру в подмосковных Мытищах, лейтенант М. Кошевой (Центральное вещевое управление Минобороны РФ), владеющий квартирой в Подольске, и другие. И это в то время, когда 140 семей слушателей и адъюнктов скитались в столице в поисках хоть какого-то угла. После вмешательства МГВП эта проблема наконец-то решена. По требованию прокуратуры 140 семей освободили неправомерно занимаемые ими жилые помещения академии. С целью выселения военнослужащих из незаконно занимаемого ими жилого фонда московским городским военным прокурором генерал-майором юстиции Сергеем Алексеевым в территориальные суды заявлено 8 исков, возбуждено 5 уголовных дел.
     - Продолжающееся реформирование Вооруженных Сил, других воинских формирований и связанные с этим процессы реорганизации воинских частей и учреждений, сокращения их численности обусловили возрастание актуальности вопросов защиты прав и законных интересов как военнослужащих, так и гражданского персонала. Как часто люди вынуждены искать защиту у прокурорских работников?
     - В текущем году МГВП в ходе 549 проверок выявила 515 нарушений законов в сфере соблюдения прав и свобод человека. Принятыми мерами военные прокуроры восстановили права более 4 тысяч человек. Речь идет о житейских ситуациях, с которыми люди сталкиваются из-за нерадивости, а то и поразительной юридической неграмотности отдельных командиров. К примеру, на территории одного из военных городков командир части принял совсем нестандартное решение: взял и отключил в жилом доме номер 13 по улице Стандартной электричество. Без света остались 60 семей, многие – с малыми детьми. Потребовалось вмешательство МГВП, по требованию которой права жильцов были восстановлены.
     - В газету неоднократно обращались родители курсантов Московского суворовского военного училища, жалуясь на ужасные условия в столовой этого учебного заведения. Прокуратура, куда мы со своей стороны переслали эти без преувеличения крики о помощи, обещала разобраться и навести порядок.
     - И свое обещание выполнила. В мае-июне нынешнего года проверкой МГВП в училище выявлены и устранены грубые нарушения санитарно-эпидемиологических требований при организации питания суворовцев, а также в обеспечении их положенными нормами довольствия. На момент проверки не работало 50 процентов оборудования для приготовления пищи и большинство холодильных шкафов. Порции готовых блюд доходили до мальчишек в весьма урезанном виде: в них не хватало от 20 до 50 процентов веса, в результате чего их энергетическая ценность составляла чуть больше половины положенного. По результатам этой прокурорской проверки командованию было внесено представление. Должностные лица, допустившие нарушения законов, привлечены к строгой дисциплинарной ответственности.
     - Проблема неуставных взаимоотношений уже не первый год находится в центре внимания общества. При этом наметилась крайне опасная тенденция роста количества случаев, когда рукоприкладством занимаются должностные лица – офицеры, прапорщики и младшие командиры. О каком же престиже военной службы можно говорить в таком случае?
     - Подобные факты говорят о том, что отдельные офицеры не хотят, а порой и просто не умеют кропотливо заниматься воспитанием подчиненных. Не понравилось капитану Р. Черничко, когда он дежурил по комендатуре охраны Минобороны РФ, как несут службу находящиеся под его началом рядовой и сержант, так он, не долго думая, начал их избивать, нанеся им телесные повреждения. По этому факту МГВП расследовано уголовное дело, офицер осужден военным судом. И такие случаи не единичны. Не меньшую тревогу вызывает рост случаев применения грубой силы со стороны сержантов и старшин. Не секрет, что в настоящее время в условиях некомплекта младшего офицерского состава командиры ротного и взводного звеньев перекладывают работу с личным составом именно на сержантов и старшин, которые порою сами являются нарушителями воинской дисциплины.
     - Читательская почта полна историй о том, что командиры всячески скрывают подобные правонарушения.
     - Проведенные проверки МГВП убедительно свидетельствуют: в большинстве неблагополучных по криминогенной обстановке воинских частей грубые нарушения воинской дисциплины стараются скрыть всеми правдами и неправдами. Капитан Черничко как раз из такого коллектива: с ведома начальника штаба части полковника В. Столетова там скрыли 69 из 144 нарушений, оставив нарушителей безнаказанными. Если в целом в 2001 году только 7 процентов учтенных преступлений названной категории было совершено офицерами и прапорщиками, то у же в следующем году их количество возросло почти в пять раз. Особо хочу подчеркнуть, что для прокуратуры каждый факт сокрытия преступления – повод для проведения соответствующей проверки. Результатом этой работы может стать и привлечение к уголовной ответственности.
     - Страшноватая получается картина: побить могут все – от старослужащего до отца-командира, которого не дадут в обиду вышестоящие начальники.
     - Давайте не будем никого пугать, но в этой области требуется жесткая и последовательная политика правоохранительных органов. В связи с ростом данной категории преступлений распоряжением московского городского военного прокурора воинские части, где они наиболее распространены, выделены в качестве неблагополучных. Именно на работе в подобных воинских коллективах концентрировались усилия прокурорских работников, вышестоящих штабов и органов военного управления. МГВП уже не первый год проводит проверки с участием представителей постоянно действующих совместных групп в органах военного управления Минобороны, ВВ МВД, МЧС России, которые позволяют выявлять сокрытые правонарушения и существенно оздоровлять ситуацию в частях и подразделениях.
     - Как известно, любое преступление проще предупредить, нежели потом бороться с его последствиями.
     - В последнее время МГВП удалось добиться значительной активизации совместной с командованием предупредительно-профилактической работы в воинских частях с неблагоприятной криминогенной обстановкой, что позволило несколько стабилизировать ситуацию в ряде из них. Во многом это заслуга московского городского военного прокурора генерал-майора юстиции Сергея Алексеева. К сожалению, я сейчас не могу более подробно рассказывать о его служебной деятельности, поскольку он находится в предвыборном отпуске в связи с тем, что принял решение баллотироваться в Государственную Думу. Приведу только один пример: за одной из особо «отличившихся» московских частей были закреплены наиболее опытные прокурорские работники – заместитель московского городского военного прокурора полковник юстиции М. Топориков, старшие помощники военного прокурора подполковники юстиции В. Новик и А. Кузнецов. Им предстояла сложная и кропотливая работа, так как в части младшие командиры не только не занимались профилактикой правонарушений, но и сами периодически совершали преступления, в том числе и тяжкие. По результатам проведенной нашими коллегами работы уровень преступности в этой части снизился в два раза.
     - Преодолима ли, на ваш взгляд, проблема неуставных отношений?
     - Проявления того, что называют «дедовщиной», в том или ином виде можно встретить в любом коллективе. Кто-то всегда хочет быть лидером, а других средств, кроме кулака, не знает. А более слабые не могут за себя постоять. В армии с ее замкнутым и сложным бытом такие нездоровые отношения только обостряются. Я убежден: эту болезнь можно и нужно предупредить. Для этого необходимо правильно готовить молодежь к исполнению своего гражданского долга, да и сами молодые люди должны готовить себя к службе. Не хватает у нас сегодня патриотического воспитания призывников, их всесторонней психологической подготовки. Бывают сбои и в работе военкоматов, когда в нарушение действующего законодательства в армию призываются люди с криминальным прошлым, с психическими отклонениями, с ослабленным здоровьем, а то и употребляющие наркотики. Вот такие и становятся в армейских подразделениях или потенциальными преступниками, или потенциальными жертвами. Кардинальное решение проблемы – это, конечно, переход к контрактной армии, повышение призывного возраста. Разумеется, контрактникам необходимо гарантировать такие условия, чтобы на каждую вакансию был высокий конкурс, что подразумевает возможность строгого отбора. Вот тогда военнослужащие будут дорожить своей должностью, а не искать любые лазейки для того, чтобы не попасть на военную службу. Я просто уверен, что это дело совсем недалекого будущего.
     На снимке: итоги работы МГВП подводит генерал-майор юстиции Сергей АЛЕКСЕЕВ.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service