на главную страницу

22 Ноября 2003 года

Российское оружие

Суббота

«ОБОРОНКА» ДЕРЖИТ ОБОРОНУ

Мнения о реформировании отрасли расходятся

Андрей ГАРАВСКИЙ.



В ноябре проблемы и беды многострадального отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК) вновь привлекли внимание руководства страны. Президент России Владимир Путин обсудил с премьер-министром Михаилом Касьяновым перспективы реформирования отрасли. А недавно состоялось очередное заседание Кабинета министров, основной темой которого стало рассмотрение хода реализации федеральной целевой программы по реформированию ОПК на 2002 - 2006 годы. Получит ли отрасль реальные дивиденды от внимания правительства?

     
Наша справка

     Оборонно-промышленный комплекс страны включает свыше 1.600 предприятий и организаций восьми отраслей промышленности, расположенных в 70 регионах России. ОПК занимает ведущее место в обеспечении национальной безопасности и обороноспособности государства, в реализации его внешнеэкономической стратегии. Около половины продукции ОПК поставляется на экспорт. Оборонные отрасли промышленности играют значительную роль в техническом перевооружении важнейших сфер экономики России. Свыше 40 процентов продукции комплекса - продукция гражданского назначения. Доля отраслей ОПК в производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции достигает по авиационной технике, гражданскому космосу, оптическому приборостроению, изделиям электронной техники, промышленным взрывчатым веществам 100 процентов; судостроению, радиоэлектронной аппаратуре - 90 процентов; средствам связи -70 процентов; сложной медицинской технике - 60 процентов; высокотехнологичному оборудованию для ТЭК - 30 процентов.
     Основным итогом заседания правительства стало определение позиции государства в дальнейших методах реформирования «оборонки». Стало очевидно, что взятый ранее курс на создание крупных вертикально интегрированных структур будет продолжен.
     Премьер-министр заявил, что «создание крупных интегрированных структур и научно-производственных комплексов необходимо для концентрации производства и научно-технической мысли при решении задач отрасли».
     Теперь, когда выбран стратегический вектор развития, внимание руководства страны будет направлено на реализацию этого решения. Дело в том, что процесс образования холдингов идет крайне медленно. В частности, за два прошедших года созданы всего четыре крупные интегрированные структуры вместо планируемых сорока. Эти цифры свидетельствуют о наличии серьезных проблем в реформировании ОПК. Фактически никаких серьезных изменений в отрасли не произошло.
     Между тем, по мнению правительства, в ближайшее время необходимо создать совершенно новый облик отрасли, который обеспечит задачи военного строительства, сформулированные Президентом России. Для этого нужны крупные конкурентоспособные интегрированные структуры, нацеленные на разработку и производство современных видов вооружения, военной и специальной техники и другой высокотехнологичной продукции.
     Существуют ли предпосылки для реанимации ОПК? По мнению Михаила Касьянова, да. Они заключаются в достаточно стабильном экономическом развитии страны и росте доходов бюджета. Это позволило решить один из самых больных вопросов «оборонки» - погасить долги перед предприятиями по госзаказу. Также объем заказов на предприятиях отрасли ежегодно увеличивается примерно на треть. Кроме того, премьер отметил рост инвестиций в ОПК.
     Однако у директорского корпуса отрасли, особенно в регионах, не столь оптимистичный взгляд. До сих пор не видно четкой позиции государства в отношении создания холдингов. Главное, как это делать: «сверху» или «снизу», административным порядком или добровольно? Одно дело - назначить головное предприятие и приказным порядком придать ему смежников. И совсем другое - обозначить тематику и предоставить возможность заводам и НИИ самим группироваться вокруг интересных для них направлений. Сегодня очевидно, что в условиях рыночной экономики любой субъект ОПК должен видеть экономическую выгоду от вступления в холдинг. Тогда он и сам туда с удовольствием войдет.
     Не решены также проблемы работы в интегрированных структурах предприятий с различной формой собственности. Есть федеральные государственные унитарные предприятия и есть акционерные общества с различным государственным пакетом акций и без оного. Как они должны взаимодействовать и строить отношения? Как будут распределяться портфели заказов и прибыль? Здесь должна быть проведена огромная организационная и законодательная работа, иначе реформа так и будет буксовать.
     Скверно обстоят дела и с инвестициями. Они в отечественной «оборонке» пока в основном государственные, и их объем явно недостаточен. Перспектив же значительного увеличения госинвестиций сегодня нет. Поэтому нужны частные инвесторы. Но они не стремятся вкладывать средства в отрасль. Это происходит по тем же вышеперечисленным причинам - отсутствует реальное реформирование, нет необходимой законодательной базы, четких перспектив, гарантий. Сказывается и то, что ОПК имеет свои особенности (избыточные мобилизационные мощности, разветвленная кооперация, высокая доля государственной собственности, низкая фондоотдача и небольшая скорость оборачиваемости капиталов).
     Подлило масла в огонь и недавнее заявление нового вице-премьера Правительства РФ Б. Алешина, который заявил, что федеральные оборонные агентства будут упразднены. Видимо, опять будет сломан лишь недавно урегулированный механизм руководства отраслью. А, по мнению экспертов, сегодняшняя вертикаль управления ОПК является достаточно эффективной. Есть Министерство промышленности, науки и технологий, федеральные оборонные агентства, определяющие промышленную и научно-техническую политику, есть головные предприятия, отвечающие за разработку и серийное изготовление изделий. Имеет ли смысл кардинально перестраивать управление «оборонкой», может, эффективнее будет просто провести его модернизацию?
     Широко известны и другие болевые точки ОПК. Это сильно изношенные основные фонды, доставшиеся в наследство еще от СССР, избыточные, в том числе производственные и мобилизационные мощности, отсутствие притока молодых кадров, удушающая налоговая политика.
     Российская «оборонка» работает поистине в экстремальных условиях. По сравнению с развитыми странами у нас меньше: финансирование НИОКР - в 10 раз, инвестиции в основные фонды и расходы на подготовку кадров - в 5 раз, производительность труда - в 5 -10 раз, фондовооруженность - в 2-3 раза.
     Что же мы имеем сегодня? Две федеральные целевые программы - «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)», «Национальная технологическая база на 2002-2006 гг.», -определяющие стратегию, задачи и пути реформирования и развития ОПК. И крайне низкий уровень реализации этих документов.
     В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) в этот период основной задачей является приведение состава, структуры и порядка функционирования «оборонки» в соответствие с современными социально-экономическими условиями, а также реальными потребностями и возможностями государства. Это требует не только закрытия неработающих предприятий, но и вложения определенных средств, реформирования законодательства и управления отраслью. Пока ничего этого нет.
     Впрочем, определенные работы все же ведутся. В Минпромнауки, например, организована разработка 60 системных проектов по созданию интегрированных структур, из которых 13 уже представлены в Правительство РФ. Ведется реализация проектов по концентрации и диверсификации производства. Свыше 200 предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности получили государственную социальную поддержку, более 200 объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы переданы в муниципальную собственность. 29 октября 2003 года состоялось заседание Комиссии по реализации федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)», на котором был одобрен проект развития интегрированной структуры ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», а также рассмотрен и в целом одобрен проект создания интегрированной структуры ОАО «Научно-производственная корпорация «Оптико-электронное приборостроение и оптические технологии». Но это лишь небольшая часть из того, что необходимо сделать.
     Есть в сложившейся ситуации и другой, весьма интересный нюанс. В России развернулась предвыборная борьба. И, как показывает предыдущий опыт, именно перед выборами руководство страны, законодатели неожиданно уделяют самое пристальное внимание проблемам «оборонки». Но выборы проходят, а воз, как говорится, остается на прежнем месте. Хотелось бы, чтобы так не случилось и в этот раз.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service