на главную страницу

22 Ноября 2003 года

Азимут

Суббота

СО ВРЕМЕН ЕКАТЕРИНЫ

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Ярославского зенитного ракетного института противовоздушной обороны генерал-майор Александр КРОТОВ

Пресс-служба Космических войск.



Сегодняшний выпуск «Азимута» почти весь посвящен Ярославскому зенитному ракетному институту противовоздушной обороны. Война в Ираке показала: противоборство сторон все более смещается в воздушно-космическую сферу. Именно там, в воздухе и космосе, все чаще решается исход боя на земле. Неспроста передовые страны мира сегодня уделяют большое внимание подготовке специалистов РЭБ, ПВО и других направлений воздушно-космического противоборства. А как обстоит дело у нас, в частности в известном на всю страну вузе ПВО на Волге?

     - Александр Константинович, Ярославль - старейший русский город, у которого немало ярких страниц. Курсантам, да и всем нашим читателям, думается, было бы не безынтересно вначале ознакомиться с историей вашего учебного заведения...
     - Некоторым зданиям, в которых сегодня располагается наш институт, - более 200 лет. Именно здесь в 1797 году на общественные пожертвования началось строительство казарм, проект которых утверждала сама Екатерина Вторая. Первоначально общий комплекс состоял из отдельных каменных корпусов и Петропавловской церкви. В те времена здесь размещались батальоны кантонистов - сыновей офицеров и заслуженных чиновников, обучавшихся военному делу. Потом указом императора Александра Второго кантонистские учебные заведения были преобразованы в училища Военного ведомства, а в 1863-м - в военные прогимназии и Кадетский корпус (1895 г.).
     После Октябрьской революции в зданиях корпуса проходили обучение и подготовку многие подразделения Красной Армии, в том числе 52-й Ярославский стрелковый полк. Здесь располагалось интендантское училище, затем - Новгород-Волынское военно-пехотное, переименованное впоследствии в Ярославское военно-пехотное училище. По количеству выпускников, подготовленных в годы Великой Отечественной, оно занимало одно из ведущих мест в стране и по этому показателю было сопоставимо с Московским военно-пехотным училищем им. Верховного Совета.
     В сентябре 1945-го – сюда было переведено из Москвы дважды Краснознаменное военно-политическое училище. И уже на его базе на основании директивы Генерального штаба сформировано Ярославское военно-техническое училище Войск ПВО. Потом оно еще несколько раз преобразовывалось...
     - Развал Советского Союза, как известно, внес существенные изменения в систему военного образования. Были расформированы многие училища. А как эти перемены сказались на вашем учебном заведении?
     - Наиболее радикальные изменения образовательного процесса осуществлены во второй половине 1990-х. Тогда училище стало Ярославским зенитным ракетным институтом ПВО, а его коллектив проделал огромную работу по приведению организации подготовки офицеров в соответствие с новыми реалиями. Для дальнейшего обучения в институт были приняты курсанты расформированных Орджоникидзевского (1990 г.), Энгельсского (1994 г.) и Нижегородского (1999 г.) высших зенитных ракетных командных училищ ПВО. Все это накладывало отпечаток на планирование, организацию учебного процесса...
     В настоящее время институт готовит офицеров по пяти военным специальностям (в рамках двух гражданских): «Радиоэлектронные системы» и «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Вуз располагает всеми образцами вооружения по профилю подготовки специалистов. У нас тринадцать кафедр. И каждая борется сегодня за внедрение в жизнь лабораторных комплексов, а также моделирующих, обучающих и контролирующих комплексов на базе ПЭВМ. Что это такое? Так, коллективом кафедры тактико-специальной подготовки создан тренажер для подготовки боевых расчетов с использованием лицевых панелей действующей техники. Это новое слово в обучении.
     Есть в институте и учебно-полевой лагерь, оснащенный объектами для формирования практических навыков курсантов по общественной подготовке. А с 2000 года пятикурсники выезжают на тактические учения с боевой стрельбой на полигон Ашулук.
     - Получается, у вас совсем нет проблем. Но так не бывает. Или я ошибаюсь?
     - Вы правы: они, конечно, есть. Причем такие, о которых не могу не сказать. Тысячи часов. Столько времени тратится за пять лет учебы на каждого курсанта. Но более половины из них, согласно образовательным стандартам, уходят на предметы, непосредственно не связанные с военной специальностью. Правильно ли это, когда в стране остро не хватает средств на военное строительство?
     В последние годы мы стали остро ощущать проблемы с лабораторным оборудованием, ЗИПом для тренажеров. Централизованных поставок, к сожалению, нет на протяжении уже десяти лет...
     Или взять такой вопрос. Защитник Родины должен гордиться своим внешним видом. Мы же, увы, не можем одеть его в парадно-выходное обмундирование. В культпоход, увольнение в город курсанты ходят в х/б.
     Есть трудности и у постоянного состава. Прежде всего, конечно, в социальной сфере, обеспечении жильем. Так, сегодня в институте среди военнослужащих более 70 процентов бесквартирных... Как видите, мы не скрываем и наших «узких» мест.
     - И все же люди, несмотря ни на что, продолжают служить и работать...
     - Вы правы. Человек живет надеждой на лучшее. Сейчас, например, строятся новый дом на 130 квартир и общежитие для наших офицеров и членов их семей. То есть подвижки какие-то все же есть. Но главное: подавляющее большинство тех, кто работает сегодня в институте, - фанаты своего дела в лучшем смысле этого слова, офицеры, служащие, болеющие душой за страну, за армию. Было бы несправедливо, если бы мы не назвали кого-либо из них. Это полковники С. Демочкин,
     С. Осьмачко, В. Ключник, В. Приходько, А. Чернецов и многие-многие другие. Наши ветераны - В. Копрусов, Г. Баглай, В. Полункин... На таких людей можно положиться во всем.
     - Много хорошего о вузе приходилось слышать и в связи с научной работой, которая, знаю, в нем ведется. У вас тут есть свои ноу-хау?
- Наши ученые внимательно изучают опыт локальных войн. Так, сразу после первой войны в Ираке институтом была получена лицензия на право ведения дополнительного послевузовского образования в рамках адъюнктуры по специальности «Военная электроника, системы и средства опознования, аппаратура комплексов военного назначения».      Уже состоялся не один выпуск адъюнктов. Кроме того, совместными усилиями командования института, Ярославского государственного института им. П.Г. Демидова, Института микроэлектроники и информатики РАН был подготовлен приказ министра образования РФ, которым утвержден диссертационный совет при институте. Так что мы проводим теперь и защиту диссертаций по специальностям «Военная электроника», «Аппаратура комплексов военного назначения», «Радиотехника», в том числе системы и устройства радионавигации, радиолокации и телевидения.
     У нас немало своих светил. Взять, к примеру, одну из ведущих кафедр - зенитных ракетных комплексов. В ее составе 9 ученых, из которых 6 кандидатов технических наук, 3 доцента. С 1997 года кафедра использует оригинальную методику оценки качества познания учебного материала курсантами.
     - Кстати, кто сегодня поступает в институт? Ребята из каких семей, регионов?
     - В этом году мы набрали курсантов. Конкурс составил около двух человек на место. География поступающих - практически вся Россия, от Калининграда до Камчатки. Учатся у нас и ребята из Белоруссии. Немало поступает тех, кто имеет за плечами срочную службу, учебу в кадетских классах, суворовских училищах. Но подавляющее большинство - выпускники средних школ. Среди поступивших в этом году – 12 медалистов.
     Почти 20 процентов - из семей военнослужащих. Каждый десятый, увы, из неполной семьи. Но! Учатся и служат эти парни на совесть. И это, думаю, неудивительно.
     - О рекламе армейской службы до некоторых пор не принято было говорить. А как вы к ней относитесь?
     - Как можем, пропагандируем институт. Во-первых, нам помогают администрации города и области. Мэр Виктор Волончунас и губернатор Анатолий Лисицын - наши частые гости. Во-вторых, каждый курсант, убывая в отпуск, получает персональное задание - посетить учебное заведение, которое окончил перед институтом, выступить перед школьниками. Кроме того, мы подготовили телевизионные ролики, плакаты. Регулярно в различные регионы России выезжают специальные комиссии, пропагандирующие наше учебное заведение. За последнее время наши офицеры были в Хабаровске, Иркутске, Новосибирске, Челябинске, Самаре, Саратове, Ставрополе, Ростове-на-Дону, Армавире. Словом, наши двери открыты для всех юношей, мечтающих посвятить свою жизнь офицерскому делу.
     А им все мало
     Все-таки ненасытна русская душа. Судите сами. Есть у курсантов Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского свой малый спутник «Можаец» на самой настоящей космической орбите. В прошлом году «Красная звезда» подробно писала о нем. Напомним, что создавался этот космический аппарат при участии самих «курсачей», а теперь служит им учебно-материальной базой. Казалось бы, что еще нужно для счастья. Ан нет, не таков наш человек, чтобы всего одним спутником обойтись.
     Как выяснилось, при участии курсантов и офицеров академии на свет появился второй космический аппарат того же класса – «Можаец-4». С замиранием сердца следили представители академии за тем, как 27 октября ракета-носитель «Космос-3М», пробивая полосы тумана, уходила ввысь с космодрома Плесецк. Среди шести спутников, которые РН «развезла» по орбитам, был и «Можаец-4» – совместное детище Омского производственного объединения «Полет», Железногорского научно-производственного объединения прикладной механики (НПО ПМ) и ВКА имени А.Ф. Можайского. На запуске своего творения присутствовали заместитель начальника академии генерал-майор Вячеслав Фатеев, преподаватели подполковник Дмитрий Миронов и майор Максим Ковалев и курсант Александр Стадник.
     Для эксплуатации первого «Можайца» в академии был создан учебный наземный комплекс управления малыми и сверхмалыми КА. В него входят учебно-исследовательский центр управления КА, размещенный в самой академии, и учебно-исследовательский отдельный командно-измерительный комплекс (ОКИК) в загородном учебном центре. На сегодняшний день благодаря «орбитальным педагогам», без преувеличения, уже сотни курсантов-можайцев получили навыки работы с реальным космическим аппаратом.
     «Само время требует сегодня расширения диапазона форм и методов обучения, – поделился мыслями начальник академии генерал-лейтенант Александр Ковалев. – А это новое стало вырисовываться тогда, когда у нас появился на орбите свой спутник. Сейчас их там уже два, что существенно расширяет возможности их использования в учебном процессе».
     Стоит сказать, что значение братьев-«Можайцев» отнюдь не ограничивается пределами учебного процесса. Основное их предназначение – сбор данных об электрических и радиационных полях, оказывающих воздействие на работу систем космического аппарата. Научная аппаратура, разработанная специально для этих КА, позволяет изучать воздействие космической радиации на перспективные бортовые радиоэлектронные приборы, измерять напряженность электрического поля вокруг спутника. Кроме того, с помощью спутников серии «Можаец» можно проводить экологический мониторинг поверхности Земли, а также обеспечивать связью радиолюбителей разных стран.
     По мнению генерал-майора Вячеслава Фатеева, который руководит группой по созданию малых КА и их использованию в учебном процессе, «развитие малого космоса на основе широкого применения технологий миниатюризации в электронике, робототехнике, оптике и других отраслях техники позволит снизить не только вес и габариты подобных космических аппаратов, но и их стоимость при сохранении высокой эффективности».
     Не стоит и сомневаться, что представители Можайки не остановятся и на двух спутниках. Уже сейчас в курсантских конструкторских бюро академии разрабатываются малые КА других применений, например магнитометрический спутник, предназначенный для наблюдения за состоянием магнитного поля Земли. Очутившись в космосе, такой аппарат поможет человечеству предсказывать землетрясения.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service