на главную страницу

22 Ноября 2003 года

ВЫБОРЫ - 2003

Суббота

ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ

Подготовил майор Андрей Колясников, старший офицер отдела ОГП и методики воспитания Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.



     В связи с истечением срока полномочий нынешнего состава Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на 7 декабря 2003 года Указом Президента России от 2 сентября 2003 года № 1030 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва.
     Дата проведения выборов была назначена Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», которая определяет, что решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
     Статьей 9 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.
     Указанными обстоятельствами определяется актуальность рассмотрения правовых аспектов участия военнослужащих и военных организаций в предвыборных мероприятиях.
     В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации.
     Порядок формирования Государственной Думы определен Федеральным законом от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», официальное опубликование которого состоялось в «Российской газете» 25 декабря 2002 года. Структурно рассматриваемый закон состоит из 13 глав (включающих 99 статей и 5 приложений).
     В главе I определено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу избираются 450 депутатов. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками.
     Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.
     Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
     Военнослужащие, избранные депутатами Государственной Думы, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий.
     Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются российскими гражданами на основе равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18 лет, имеет право: избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении кандидатов в депутаты Государственной Думы, списков кандидатов, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
     Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах депутатов Государственной Думы.
     Закон не допускает участия в избирательных кампаниях иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (статья 11 Федерального закона).
     Назначение выборов депутатов Государственной Думы. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, является обязательным. Решение о назначении выборов должно быть принято Президентом Российской Федерации не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В случае, если Президент не назначит выборы депутатов в установленный срок, выборы депутатов проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
     Закон предусматривает и такую ситуацию, как проведение выборов при роспуске Думы. В этом случае Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.
     В случае, если Президент Российской Федерации, распустив Государственную Думу, не назначит выборы депутатов Государственной Думы нового созыва, выборы депутатов Государственной Думы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией в первое или второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы.
     Право выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы. Кандидаты в депутаты Государственной Думы могут быть выдвинуты непосредственно, а также в составе федерального списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения политической партией, избирательным блоком.
     Глава II рассматриваемого Федерального закона посвящена избирательным округам и избирательным участкам. В статье 12 излагается порядок образования 225 одномандатных избирательных округов, которые должны быть образованы на основании представленных в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации данных о числе избирателей, зарегистрированных в соответствии с требованиями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на территориях субъектов Российской Федерации.
     Одномандатные избирательные округа образуются с соблюдением следующих требований:
     - должно соблюдаться примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу зарегистрированных на их территориях избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства в пределах одного субъекта Российской Федерации не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов;
     - в пределах территории субъекта Российской Федерации не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением территорий, анклавных для субъекта Российской Федерации, муниципального образования, иной административно-территориальной единицы;
     - не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов Российской Федерации;
     - на территории каждого субъекта Российской Федерации должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа;
     - распределение одномандатных избирательных округов между субъектами Российской Федерации должно обеспечивать максимальное равенство представленности в Государственной Думе избирателей, проживающих в различных субъектах Российской Федерации.
     Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками, включает в себя всю территорию Российской Федерации.
     Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки (статья 14) на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований. Избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования с учетом местных и иных условий и исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей. На территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3.000 избирателей. Недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков.
     В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания), в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, избирательные участки образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - по согласованию с окружной избирательной комиссией не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
     Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. Избирательные участки в этих случаях образуются в установленные сроки, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования командирами воинских частей по решению соответствующей окружной избирательной комиссии.
     Глава III определяет сроки и порядок составления списков избирателей. Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 26 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), командиром воинской части, а также руководителем учреждения, в котором избиратели временно пребывают. Список избирателей по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем в день сформирования участковой избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления).
     По избирательному участку, образованному на территории воинской части, список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в пределах расположения воинской части, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 25 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части.
     В главе IV рассматриваемого закона утверждены порядок формирования, полномочия и организация деятельности избирательных комиссий. Они призваны обеспечить информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, политических партиях, об избирательных блоках, выдвинувших списки кандидатов.
     Порядок формирования Центральной избирательной комиссии, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
     Порядок формирования окружной избирательной комиссии. Окружная избирательная комиссия формируется в каждом одномандатном избирательном округе. Окружная избирательная комиссия формируется не позднее чем за 80 дней до дня голосования в количестве 8 - 14 членов с правом решающего голоса избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий избирательный округ, с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий, а также порядка формирования окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти.
     Порядок формирования территориальных избирательных комиссий. Полномочия территориальных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы осуществляют территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с федеральным законодательством, либо избирательные комиссии муниципальных образований, на которые возложены полномочия территориальных избирательных комиссий. Если на соответствующей территории отсутствует такая территориальная избирательная комиссия, то она формируется не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
     Порядок формирования участковых избирательных комиссий. Участковая избирательная комиссия формируется не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 28 дней до дня голосования вышестоящей территориальной избирательной комиссией с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий, а также порядка формирования участковых избирательных комиссий, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в следующем количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка:
     - до 1.000 избирателей - 3 - 7 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
     - от 1.001 до 2.000 избирателей - 5 - 11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
     - более 2.000 избирателей - 5 - 15 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
     Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, со дня представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документов для регистрации федерального списка кандидатов вправе назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, в каждую окружную, территориальную, участковую избирательные комиссии.
     Выдвинутый по одномандатному избирательному округу кандидат вправе со дня представления документов для регистрации в окружную избирательную комиссию назначить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в эту окружную избирательную комиссию, а также в каждую территориальную и участковую избирательные комиссии того одномандатного избирательного округа, по которому этот кандидат выдвинут.
     Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры.
     Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. Решение избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации. Избирательные комиссии в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
     В главе V раскрывается порядок участия политических партий и избирательных блоков в выборах депутатов Государственной Думы. Законом определено, что политические партии, избирательные блоки участвуют в выборах депутатов Государственной Думы на равных основаниях и вправе назначать представителей, уполномоченных представлять политическую партию, избирательный блок по всем вопросам, связанным с участием политической партии, избирательного блока в выборах депутатов Государственной Думы, в том числе по финансовым вопросам.
     Глава VI регламентирует порядок выдвижения и регистрации кандидатов. В ней определено, что право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным избирательным правом. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру только в одном одномандатном избирательном округе. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не может быть выдвинут политической партией, избирательным блоком. Самовыдвижение кандидата по одномандатному избирательному округу может производиться после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (публикации) схемы одномандатных избирательных округов и не позднее чем через 30 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
     Решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам политической партией принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать по одному одномандатному избирательному округу не более одного кандидата.
     Выдвижение федерального списка кандидатов политической партией, избирательным блоком может производиться после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, заверяется подписью руководителя политической партии и печатью политической партии. При выдвижении федерального списка кандидатов от избирательного блока решение политической партии, иного общероссийского общественного объединения, вошедших в избирательный блок, о предложении кандидатур к выдвижению кандидатами от избирательного блока в составе федерального списка кандидатов заверяется подписью руководителя этой политической партии, иного общероссийского общественного объединения и печатью политической партии, иного общероссийского общественного объединения, а федеральный список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, - подписями уполномоченных представителей избирательного блока и печатями политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок.
     Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать в составе федерального списка кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии, других политических партий, иных общероссийских общественных объединений, вошедших в избирательный блок.
     Общее число кандидатов, выдвигаемых политической партией, избирательным блоком по федеральному избирательному округу, не может превышать 270 человек.
     Глава VII определяет статус кандидатов, устанавливает ограничения, связанные с их должностным или служебным положением, предоставляет гарантии деятельности зарегистрированного кандидата, а также определяет количественный состав и полномочия доверенных лиц кандидатов, политических партий и избирательных блоков. В частности, кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, вправе назначить до 20 доверенных лиц, а политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, - до 500 доверенных лиц.
     Информационное обеспечение выборов, включающее в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, определено в главе VIII.
     Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, юридические и физические лица в соответствии с федеральным законодательством. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, политических партиях, об избирательных блоках, выдвинувших списки кандидатов.
     Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы осуществляется с использованием государственных, муниципальных и негосударственных организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий.
     Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате, политической партии, об избирательном блоке, зарегистрировавших федеральный список кандидатов, и в иных не запрещенных законом формах.
     Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать, распространять любые агитационные материалы:
     - федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
     - лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;
     - воинским частям, военным учреждениям и организациям;
     - благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
     - избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;
     - иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;
     - представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.
     Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
     При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Предвыборные программы зарегистрированных кандидатов, политических партий, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, иные агитационные материалы, выступления на собраниях, митингах, в средствах массовой информации не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны. Запрещаются агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также злоупотребление свободой массовой информации в иной форме, определенной законодательством Российской Федерации.
     Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов подробно определено в IX главе рассматриваемого закона (финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов; избирательные фонды кандидатов, политических партий, избирательных блоков; специальные избирательные счета; избирательный залог; добровольные пожертвования в избирательный фонд кандидата, политической партии, избирательного блока; отчетность по средствам избирательных фондов, публикация информации о сводных финансовых отчетах политических партий; возврат денежных средств кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками; финансовое обеспечение комиссий; контрольно-ревизионная служба при избирательных комиссиях).
     Наиболее важным в познавательном плане является содержание главы X, в которой устанавливается процедура голосования, а также установление результатов выборов.
     Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой соответствующего муниципального образования либо лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления, а в предусмотренных рассматриваемым Федеральным законом случаях, - командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей, а также стационарные ящики для голосования. Там же должны находиться зарегистрированные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации федеральные списки кандидатов, увеличенные формы протоколов об итогах голосования, предназначенные для занесения в них данных об итогах голосования по мере их установления.
     Избирательные бюллетени. Для выборов каждый избиратель получает два избирательных бюллетеня: по федеральному и одномандатному избирательным округам. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
     По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации избирательные бюллетени печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии.
     Порядок голосования. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования - не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования.
     На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше времени, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.
     Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, в день голосования, вправе получить в соответствующей территориальной (за 45 - 25 дней до дня голосования) либо участковой (за 24 и менее дней до дня голосования) избирательной комиссии данного избирательного участка открепительное удостоверение и принять участие в голосовании в пределах избирательного округа, где данный избиратель обладает активным избирательным правом, на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
     При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении каждого из избирательных бюллетеней. Член участковой комиссии, выдавший избирателю бюллетени, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей делаются соответствующие дополнительные отметки.
     Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Заполнение избирательных бюллетеней производится в кабине, ином специально оборудованном месте, где присутствие других лиц недопустимо.
     Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату или федеральному списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов» («Против всех федеральных списков кандидатов»). Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.
     Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избирательном участке и не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) самостоятельно прибыть в помещение для голосования.
     Голосование вне помещения для голосования, за исключением случаев досрочного голосования кандидатов, проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть подано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за четыре часа до истечения времени голосования в день голосования. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав граждан, а равно искажения волеизъявления избирателей.
     Протоколы об итогах голосования. Участковая избирательная комиссия составляет два протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке: протокол № 1 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протокол № 2 об итогах голосования по федеральному избирательному округу.
     Порядок подсчета голосов избирателей. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие в соответствии с федеральным законодательством при подсчете голосов.
     Установление итогов голосования. На основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, в том числе переданных по техническим каналам связи из участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, в отдаленных или труднодоступных местностях либо за пределами территории Российской Федерации, территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем на третий день со дня голосования путем суммирования всех содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. На основании данных первых экземпляров протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования окружная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования всех содержащихся в них данных определяет результаты выборов по одномандатному избирательному округу, а также устанавливает итоги голосования по федеральному избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа.
     Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. При равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.
     Окружная избирательная комиссия признает выборы по одномандатному избирательному округу не состоявшимися в следующих случаях:
     - если в выборах приняли участие менее 25 процентов от числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
     - если число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
     Определение результатов выборов. На основании данных первых экземпляров протоколов № 2 об итогах голосования по федеральному избирательному округу, полученных непосредственно из окружных избирательных комиссий, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности их составления путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты выборов по федеральному избирательному округу.
     Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы по федеральному избирательному округу не состоявшимися в следующих случаях:
     - если в выборах по федеральному избирательному округу приняли участие менее 25 процентов от числа избирателей, включенных в списки избирателей;
     - если ни один федеральный список кандидатов не получил 5 или более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
     В случае, если Центральная избирательная комиссия признала выборы по федеральному избирательному округу несостоявшимися или недействительными, назначаются повторные выборы.
     На основании протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу между политическими партиями, избирательными блоками и на основании протоколов № 1 окружных избирательных комиссий Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через две недели после дня голосования устанавливает общие результаты выборов.
     Окружные избирательные комиссии и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляют общие данные о результатах выборов по соответствующим избирательным округам в средства массовой информации в течение одного дня после определения результатов выборов.
     Опубликование итогов голосования. В течение двух месяцев со дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осуществляет в своем печатном органе официальное опубликование информации об итогах голосования, включающей в себя полные данные протоколов всех избирательных комиссий, за исключением участковых, об итогах голосования, о результатах выборов, а также предусмотренных законодательством данных обо всех избранных депутатах. В течение трех месяцев со дня официального опубликования полных данных о результатах выборов данные, которые содержатся в протоколах всех избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования Интернет.
     Глава XI устанавливает порядок замещения вакантных депутатских мандатов.
     В случае досрочного выбытия депутата, избранного в результате распределения депутатских мандатов между федеральными списками кандидатов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации передает его депутатский мандат зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов.
     В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в случае появления вакантного депутатского мандата назначает дополнительные выборы депутата Государственной Думы по соответствующему одномандатному избирательному округу, голосование на которых проводится не позднее чем через один год со дня появления вакантного депутатского мандата. Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Государственной Думы не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума соответствующего созыва.
     Обжалование нарушений избирательных прав граждан и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы регламентируется главой XII. В ней устанавливается, что обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». За нарушение законодательства Российской Федерации о выборах депутатов Государственной Думы устанавливается уголовная, административная либо иная ответственность.
     Установленный ныне действующим законодательством порядок организации и проведения выборов депутатов Государственной Думы позволяет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права обеспечить свободное и добровольное участие гражданина Российской Федерации в выборах.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service