на главную страницу

25 Ноября 2003 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

Афганистан: у опасной черты

Роман СТРЕШНЕВ,«Красная звезда».



Взрывы, прогремевшие на прошлой неделе в Стамбуле, а еще раньше в Эр-Рияде и приведшие к большому числу человеческих жертв, свидетельствуют, что «Аль-Каида», взявшая на себя ответственность за проведение этих терактов, расширяет преступную деятельность, в том числе на мусульманские страны. Продолжает она свое черное дело в самом Афганистане. И это при том, что прошло уже два года, как в эту страну были введены силы антитеррористической коалиции.

     
«Аль-Каида» меняет тактику


     Хотя в Афганистане низвергнут режим талибов, а у руля власти находится переходная администрация во главе с Хамидом Карзаем, «Аль-Каиде» по сути удалось сохранить в стране свою инфраструктуру. Именно благодаря ей боевые группы этой международной террористической организации и отряды талибов стремятся взорвать ситуацию в Афганистане, взять реванш и вновь прийти к власти.
     Руководство «Талибана» на днях приняло решение создать четыре комитета, на которые возлагается задача координировать действия своих сил против кабульского правительства и войск коалиции.
     Талибы и сторонники «Аль-Каиды» в последнее время несколько изменили тактику действий и предпринимают усилия не столько в плане проведения масштабных боевых операций, сколько по расчленению и изматыванию противостоящих им войск. Боевики все чаще провоцируют официальный Кабул на применение крупных военных формирований против небольших групп. Обычная картина: талибы захватывают какой-либо район и во всеуслышание заявляют об этом, однако с началом операции по их блокированию и уничтожению они исчезают, а после ухода правительственных войск возникают вновь. Нередко боевики попросту дезинформируют Кабул и командование сил антитеррористичекой коалиции, заявляя о захвате того или иного населенного пункта. Подобного рода тактика выгодна террористам, в том числе и с точки зрения финансовых, материальных затрат, ложащихся на плечи афганского правительства и сил антитеррористической коалиции. Кроме того, последующие «зачистки» и частые ошибочные удары ВВС США формируют у местных жителей, как правило, резко негативное отношение к иностранному военному присутствию и действиям центральной власти. Скорее психологическую направленность имеют и постоянные обстрелы иностранных военных баз.
     По словам командующего международными силами по содействию безопасности в Афганистане (МССБ) генерал-лейтенанта бундесвера Гетца Глимерота, даже в самом Кабуле, несмотря на внешнее спокойствие, ситуация остается напряженной, а угроза совершения исламистами новых терактов против миротворцев ощутимо возросла. Он также подчеркнул, что боевики располагают «более совершенными техническими средствами, чем еще полгода или три месяца назад».
     Анализируя растущую активность талибов и «Аль-Каиды» в Афганистане, наблюдатели выделяют несколько условий, способствующих тому. И главным из них считается заметное снижение интереса США к происходящим в этой стране событиям. Добившись под лозунгом борьбы с террористами военного проникновения в Афганистан и Центральную Азию, Вашингтон счел свою задачу выполненной. Тем более что сегодня для американцев гораздо большую головную боль представляет Ирак и они уделяют этой стране повышенное внимание в ущерб Афганистану. Хотя нельзя не сказать, что американские войска в Афганистане тоже несут потери. Так, в минувшее воскресенье пять военнослужащих США погибли, семеро получили ранения в результате катастрофы вертолета близ военной базы в Баграме (около 50 км севернее Кабула).
     Эффективность борьбы с талибами и «Аль-Каидой» снижают также непрекращающиеся вооруженные столкновения между проправительственными группировками. Недавно крупное
     боестолкновение между отрядами этнических таджиков и узбеков произошло близ города Мазари-Шариф (административный центр провинции Балх). При этом стороны активно применяли танки и тяжелую артиллерию. Погибли, по крайней мере, 60 человек, десятки ранены. Есть пострадавшие и среди мирных жителей. В ответ на беспорядки Кабул произвел кадровые перестановки. Губернатор Балха Мохаммад Рахгозар был отправлен в отставку. Вместе с ним своих постов лишились глава службы
     безопасности провинции и мэр Мазари-Шарифа. Уволены все их заместители и помощники. Официальная формулировка – злоупотребление служебным положением, приведшее к нестабильности в провинции. Однако, как показали последующие события, действия Кабула не принесли ощутимого успеха и ситуация в северных районах не улучшилась.
     Неспокойно и на юге страны. Например, в Кандагаре недавно произошла перестрелка между подразделениями афганской армии и полиции. В ходе боя погибли не только десять военнослужащих, но и девять гражданских лиц.
     
Наркодельцы и оружие


     Еще одной из причин, которая играет на руку боевикам и террористам, является излишняя милитаризация страны. По разным оценкам, в Афганистане имеют оружие 400 тысяч человек, и многие из них входят в различные группировки, соперничающие друг с другом. Центральная афганская власть предпринимает определенные шаги по демилитаризации страны. К примеру, из Кабула в ближайшее время планируется вывести большую часть тяжелой военной техники для того, чтобы отдельные этнические группировки не смогли оказывать давления на политические процессы.
     А 24 октября в приграничной с Таджикистаном провинции Кундуз было объявлено о начале кампании по разоружению 100 тысяч бойцов неправительственных формирований. Следующими провинциями, где в этом году планируется продолжить данный процесс, станут Балх, Парван и Пактия. Кампания проводится при содействии ООН, носит название «Разоружение, демобилизация, реабилитация» и рассчитана на два года. Действия правительства имеют целью укрепить власть Кабула и уменьшить влияние местных полевых командиров и кланов.
     В течение нескольких дней свыше тысячи боевиков сложили оружие. Однако многие наблюдатели назвали подобные «достижения» не более чем бутафорией. Большинство полевых командиров не намерено расставаться со своими мини-армиями. Что же касается тех, кто сдал «смертоносный груз», то большинство из них еще два года назад разоружилось. Теперь им выдали это же оружие снова для повторной сдачи в присутствии международных наблюдателей и высокопоставленных афганских лиц. Желающих поучаствовать в данном процессе нашлось немало, ведь каждый афганец, сдавший, например, автомат, получает наличными 200 долларов, одежду и талоны на продовольствие. Любопытно, что на черном рынке «калашников» стоит 100 долларов. Помимо прочего, программа не предполагает сдачи крупной артиллерии и танков.
     Наконец, в Афганистане идет борьба за контроль над маршрутами переправки наркотиков. В докладе соответствующего агентства ООН говорится, что производство опиума в Афганистане заметно расширяется. Только в прошлом году наркобаронами было получено 2,3 млрд. наркодолларов, что равняется половине стоимости всего ВВП страны. При этом значительная часть этих средств идет в том числе на финансирование деятельности «Талибана», «Аль-Каиды», а также различных неправительственных вооруженных формирований. В нынешнем году произошло увеличение площадей посевов опийного мака по сравнению с прошлым годом на 8 процентов – с 74 тысяч до 80 тысяч га. Причем в граничащей с Таджикистаном провинции Бадахшан увеличение составило 55 процентов. Отмечается и увеличение числа провинций, в которых появились посевы опийного мака, – с 28 в прошлом году до 32 в нынешнем. Производство опия-сырца в этом году по сравнению с прошлым возросло на 6 процентов – с 3.400 до 3.600 тонн.
     
Миротворцы осваивают Кундуз


     Значительную роль в стабилизации положения в Афганистане призваны сыграть международные силы по содействию
     безопасности. С августа миротворцы находятся под командованием НАТО. Их численность достигает 5.500 человек. До недавнего времени МССБ располагались только в пределах афганской столицы, но 13 октября Совбез ООН принял решение о расширении зоны их ответственности. В результате передовой отряд в составе 27 немецких военнослужащих уже переброшен в Кундуз для подготовки к прибытию основной части миротворцев бундесвера. Всего здесь планируется разместить 450 немецких военнослужащих, которые будут обеспечивать в первую очередь безопасность гражданских специалистов и наблюдателей ООН. Новый мандат позволяет в исключительных случаях проведение операций в других провинциях страны - Бадахшане, Баглане и Тахаре. Обязательным условием является обеспечение немедленной эвакуации личного состава в случае обострения ситуации в новых местах дислокации подразделений МССБ.
     Расходы на миссию бундесвера в Кундузе составят в 2004 году 77 млн. евро, а содержание всего германского миротворческого контингента обойдется почти в 240 млн. евро. Вместе с тем бундесвер не предполагает выполнять в Афганистане полицейские функции и вести борьбу с наркодельцами.
     Верховный командующий силами НАТО генерал Джеймс Джоунс считает, что размещение миротворцев за пределами столицы Афганистана остается проблематичным. По его мнению, следует продумать вопросы безопасности миротворцев и отношений с местным населением. На пути расширения зоны ответственности МССБ возникают также другие трудности. Например, нехватка людских и технических ресурсов. Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон даже был вынужден призвать европейские страны – члены блока увеличить численность своего контингента в Афганистане, «иначе альянс потерпит там поражение и доверие к нему будет подорвано». При этом Робертсон особо подчеркнул, что считает «неприемлемым» отказ многих стран послать в Афганистан дополнительное число своих военнослужащих под предлогом нехватки средств и людских ресурсов. На днях было заявлено о катастрофической нехватке вертолетов (на весь миротворческий контингент их только три). Греция отказывается выделять вертолеты под предлогом обеспечения Олимпийских игр, Бельгия заявляет, что ее машины не приспособлены к условиям горной местности...
     Тем временем один из главных противников Кабула лидер исламской партии Гульбеддин Хекматиар высказался против расширения деятельности МССБ и назвал такие действия «тщетной попыткой распространения американских интересов в стране». Он отметил также, что не намерен вести переговоры с администрацией Карзая, поскольку «реальная власть в стране принадлежит американскому послу и военному командованию США». В этой связи, подчеркнул он, «новая афганская конституция, созданная при поддержке оккупационных войск, не имеет никакой силы». «Мы выступаем за независимый Афганистан», - заявил он, подчеркнув, что джихад против иностранных войск является религиозной обязанностью каждого афганца.
     
И все же «Исламская Республика»?


     Следует сказать, что в первых числах ноября власти Афганистана обнародовали проект новой конституции страны. Ожидалось, что данное событие должно было произойти еще в начале сентября, но из-за споров работа над проектом несколько затянулась. 10 декабря проект будет обсуждаться на заседании Лойя Джирги (всеафганской ассамблеи), которая и примет окончательное решение. Именно новая афганская конституция должна стать законодательной основой для проведения в середине 2004 года всеобщих выборов.
     В документе определены политическая система Афганистана и роль ислама в жизни страны. Так, Афганистан характеризуется как «Исламская Республика», исполнительную власть в которой будет возглавлять избираемый прямым голосованием президент, законодательную - двухпалатный парламент. Верхняя палата будет называться «палатой старейшин», а нижняя - «народной палатой». Пост премьер-министра не предусматривается, но есть должность вице-президента. Несмотря на то что Афганистан назван «Исламской Республикой», последователям иных религий предоставляется свобода вероисповедания, а о законах шариата в проекте главного закона страны не упоминается.
     Что же касается политических партий, то по специальному закону, недавно одобренному главой Афганистана, им запрещается получать деньги от иностранных источников, создавать угрозу правам и свободе граждан, нарушать общественный порядок и безопасность. Они не должны преследовать цели, которые противоречат принципам ислама, использовать силу, разжигать религиозные или этнические конфликты. Запрещается входить в какие-либо политические партии правительственным чиновникам, военнослужащим, полицейским и офицерам сил национальной безопасности в период их нахождения на службе. Партиям запрещается также иметь свои вооруженные организации или отделения в вооруженных силах.
     Тем не менее, как отмечают наблюдатели, ни одно из указанных положений данного закона не выполняется. Ныне в Афганистане основными политическими лидерами являются влиятельные полевые командиры, губернаторы и даже наркобароны. Нередко все эти «должности» совмещаются в одном лице. Да и сам конституционный процесс в Афганистане уже вызвал серьезные нарекания со стороны многих западных дипломатов и сотрудников международных миссий. По их мнению, в документе учитываются в первую очередь интересы политической верхушки, а не народного большинства.
     Следует учесть, что проблемы Афганистана – это не только вопросы, связанные с деятельностью талибов и террористов, не только наркоугроза, но и главная, пожалуй базовая, проблема – социально-экономическое положение в стране. Пока в Афганистане не будут созданы нормальные условия экономического развития и существования граждан, вряд ли на афганской земле окончательно наступит мир. Для этого необходима довольно долгая и кропотливая работа не только самих афганцев, но и помощь иностранных специалистов. Несомненно, нужно также определить идеологические основы афганского общества, которые с учетом афганской ментальности базировались бы на основе единения всех социальных, этнических, религиозных групп.
     Расширение зоны ответственности миротворческих сил должно, наверное, способствовать укреплению безопасности и стабильности всего Афганистана. Вместе с тем понятно, что в будущем данную задачу должны выполнять в первую очередь афганские вооруженные силы и спецслужбы, а иностранная помощь постепенно должна быть переориентирована с военной на гуманитарную сферу. Однако, что касается афганской армии, то с ее созданием возникает ряд серьезных проблем. В частности, не хватает командных кадров и самих будущих солдат. В первую очередь это связано с их довольно низким материальным обеспечением, а также некоторым недоверием центральным властям. В минувшее воскресенье около тысячи человек устроили демонстрацию перед министерством обороны Афганистана, требуя выплатить им зарплату. Негласное верховенство США над афганской армией также не вызывает у афганцев особого желания идти на военную службу.
     Все это дает основание сделать вывод, что в Афганистане по-прежнему складывается крайне неустойчивая внутриполитическая ситуация, способная породить новую гражданскую войну.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service