на главную страницу

27 Ноября 2003 года

День морской пехоты ВМФ

Четверг

Морпехи за Босфором

Владимир ПАСЯКИН, «Красная звезда».



     Этот случай произошел 28 октября 2002 года в Средиземном море, когда БДК «Ямал» под флагом заместителя командующего Черноморским флотом контр-адмирала Александра Ковшаря шел в Адриатике из греческого порта Корфу в хорватский порт Сплит. При проходе узкости – пролива Сплитски врата, как и положено, сыграли тревогу. Пролив сложный для прохода, к тому же в 30 милях неспокойный албанский берег, где хватает и наемников, и религиозных экстремистов. Накануне «Ямал» получил специальное оповещение об инциденте в Адриатике, где один из греческих военных кораблей вынужден был открыть артиллерийский огонь, предупреждая опасное сближение со шхуной, шедшей наперерез. На «Ямале» вспомнили историю и с американским эсминцем «Коул», подорванным в Адене экстремистами, которые подобрались к эсминцу на надувной лодке.
     Вот почему, когда в проливе Сплитски врата быстроходный катер без флага и опознавательных надписей начал опасно сближаться с БДК, не отвечая на запросы по радио и не реагируя на сигналы ракетами, в одно мгновение по палубе «Ямала» рассредоточились морские пехотинцы и изготовились к открытию огня из стрелкового оружия.
     С разрешения контр-адмирала Александра Ковшаря был открыт предупредительный огонь из «Утеса». Однако катер продолжал опасно сближаться. Тогда по команде прицельный огонь из АКМ открыл старший прапорщик Алексей Пекарский. Он быстро убедил команду катера не играть в опасные игры с российским кораблем. Радиостанция тут же ожила и донесла скороговорку на итальянском, а затем и просьбу на английском: «Stop fire!»
     Катер застопорил ход всего в трех кабельтовых от борта «Ямала», послушно пропуская БДК под Андреевским флагом. Морские пехотинцы, смещаясь на ют, все еще держали катер «на мушке». Кто знает, какие планы вынашивал экипаж этого «летучего голландца». В период расцвета международного терроризма и морского пиратства нужно быть готовым к любым неожиданностям.
     Это лишь эпизод из одной боевой службы морских пехотинцев на кораблях ЧФ. А всего с осени 1999 года, когда «черные береты» вновь стали нести боевую службу на кораблях Черноморского флота, их было гораздо больше.
     Морпехи уже побывали в разных районах Мирового океана, посетили порты Греции, Франции, Сирии, Италии, Хорватии, Египта и других стран.
     - Система боевой службы для морской пехоты на десантных кораблях началась в 80-е годы, – говорит начальник береговых войск ЧФ генерал-майор Анатолий Кочешков. – И дальние походы тогда были привычным делом. Летом 1981 года батальонная группа под командованием подполковника В. Абашкина участвовала в совместных советско-сирийских учениях. В ноябре 1981 года десант под командованием капитана В. Облога предотвратил военный переворот на Сейшельских островах. Проводились и крупномасштабные действия морпехов. Например, в июне 1983 года впервые в ВМФ прошло учение морских десантных сил, в ходе которых бригада высаживалась ночью с одновременной выброской крупного парашютного десанта. В учении участвовали более двух тысяч человек, в том числе призванных из запаса, и около четырех сотен единиц техники.
     Первым после долгого перерыва был поход в 1999 г. подразделения морской пехоты под командованием тогда еще капитана Сергея Мартиросянца на БДК «Азов» с заходом в греческие порты Пилос и Пирей. Кроме военных задач, подразделение выполняло и представительские функции. В Пилосе по случаю годовщины Наваринского сражения традиционно проводится парад войск. В тот раз в нем участвовали и наши морпехи. Президенту Греции Константиносу Стефанопулосу, присутствовавшему на параде, они, выгодно отличавшиеся строевой выправкой, явно понравились.
     Сейчас практически все боевые службы кораблей ЧФ проходят с участием подразделений морской пехоты. Меняется лишь состав десанта, который зависит от поставленных задач.
     Особую страницу в новейшей летописи «черных беретов» занимает почти трехмесячный поход отряда кораблей ЧФ в Индийский океан под флагом заместителя командующего ЧФ РФ вице-адмирала Евгения Орлова. На кораблях были сформированы антитеррористические группы из состава морской пехоты. Во время заходов кораблей в иностранные порты они несли вахты, проводили противодиверсионные мероприятия. На гвардейском ракетном крейсере «Москва» группу возглавлял командир роты морской пехоты капитан Василий Артемов, на сторожевых кораблях «Сметливый» и «Пытливый» – старшие лейтенанты Александр Веревкин и Евгений Старченко, на большом десантном корабле «Цезарь Куников» – старший прапорщик Николай Куприянов. Здесь же, на БДК «Цезарь Куников», находился и основной десант под командованием заместителя начальника штаба по морской подготовке полка морской пехоты подполковника Вячеслава Кривого.
     В твиндеке корабля размещались бронетранспортеры БТР-80, САУ «НОНА», машина управления огнем, «Уралы», полевая кухня. «Черные береты» могли действовать автономно, высадившись на необорудованное побережье.
     И на БДК морпехам скучать не приходилось. В ходе морской десантной подготовки они вместе с экипажем корабля участвовали в тренировках по борьбе за живучесть, взаимодействовали по сигналам тревоги. Морпехи регулярно проводили огневую, тактическую, физическую подготовку.
     - Занятия по огневой подготовке мы проводили стабильно два раза в неделю, – рассказывает заместитель командира батальона морской пехоты, он же — заместитель командира десанта майор Игорь Самойленко. – На юте устраивали своеобразный полигон. Здесь морпехи в касках, бронежилетах вели стрельбу из штатного оружия. Стреляли по движущимся мишеням, удаленным от корабля на 400—600 метров.
     На занятиях по тактической подготовке отрабатывались действия по высадке десанта на необорудованное побережье. По тревоге морпехи полностью экипировались и рассредоточивались по бронетранспортерам. Запускались двигатели боевых машин. Чтобы в твиндеке не было опасной концентрации выхлопных газов, открывали верхнюю крышку и включали вытяжку.
     Один день в неделю обязательно отводился на обслуживание техники и оружия, поскольку корабль находился в южных широтах с температурой воздуха до плюс 53—54 градусов, с повышенной влажностью и соленостью.
     Вместе с экипажем «Цезаря Куникова» морпехи отрабатывали противоподводно-диверсионную оборону корабля с боевым гранатометанием. Незамедлительно действовали морские пехотинцы и при обнаружении воздушных целей (отряд действовал в «горячем» регионе, когда в Ираке шла война). Вот почему было необходимо держать в постоянной готовности дежурный ПЗРК, расположенный на надстройке корабля. Присутствие подразделений морской пехоты на боевых кораблях значительно увеличило возможности отряда в целом, повысило его боеспособность.
     Так «черные береты» после пятнадцатилетнего перерыва вновь вернулись в южные широты. Они сделали серьезный шаг к восстановлению утраченных позиций, обрели новый опыт действий в Красном море и Индийском океане, на деле доказали свою состоятельность и готовность к несению боевых служб.
     Недавно БДК «Ямал» под флагом контр-адмирала Владимира Васюкова с высокой оценкой завершил очередной средиземноморский поход. За кормой остались четыре греческих порта и тысячи морских миль. Во всех представительских и общекорабельных мероприятиях активно участвовал морской десант под командованием майора Сергея Мартиросянца. И в том, что поход получил высокую оценку командования ЧФ и ВМФ, а его участники – благодарность посла РФ в Греции, немалая заслуга и морских пехотинцев. «Полей прибрежных королева, царица суши и морей» и в этот раз оказалась на высоте.
     
На снимке: майор Сергей МАРТИРОСЯНЦ с подчиненным на БДК «Ямал» во время прохода пролива Босфор 14 ноября.



Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service