на главную страницу

28 Ноября 2003 года

Пульс планеты

Пятница

Призрак хунты бродит по Тбилиси

Олег ГОРУПАЙ (Тбилиси), Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



     В среду в прямом эфире одной из грузинских телекомпаний, оборудованных по последнему слову техники на американские деньги, единый кандидат на пост президента Грузии от блоков «Национальное движение» и «Бурджанадзе-демократы» Михаил Саакашвили сообщил, что «часть офицеров вооруженных сил Грузии готовится совершить государственный переворот и установить военную хунту». В свою очередь первый заместитель руководителя всегрузинской партии «Возрождение» Джемал Гогитидзе обвинил Михаила Саакашвили, Зураба Жвания и Нино Бурджанадзе в «силовом захвате власти в Тбилиси», а выступая по Батумскому телевидению, заявил, что «эта тройка лидеров стремится установить в стране диктатуру и хунту». По словам Гогитидзе, «после отстранения Шеварднадзе в Тбилиси и других городах начались притеснения ближайших соратников президента, многие из которых вынуждены скрываться от преследований».
     Нино Бурджанадзе со своей стороны полагает, что «если даже тройка захочет установить диктатуру, то народ не допустит этого, так как боролся за демократию».
     На самом деле, во-первых, сегодня в Грузии фактически нет ни одной из упомянутых госпожой Бурджанадзе форм правления. Во-вторых, участники ноябрьских манифестаций и митингов в Тбилиси – это все же не народ, а лишь та его часть, которая на центральные улицы и площади грузинской столицы ходила, как на работу. По данным из заслуживающего доверия источника, за один «митинговый» день наиболее удачливые и активные участники митингов зарабатывали от 10 до 50 долларов США. Поскольку происходящее в Грузии в минувшее десятилетие и в последние дни официальный Тбилиси называл и называет демократией, само это слово у погруженного в нищету грузинского народа скоро будет вызывать аллергию. Так что станет ли народ защищать то, что Саакашвили, Жвания и Бурджанадзе в Тбилиси называют демократией, - еще неизвестно. Кто за кого и за что – этот вопрос сегодня в Грузии стал ребром…
     Студенты Тбилисского госуниверситета, например, выступили в защиту ректора университета академика Роина Метревели и декана факультета журналистики Нугзара Попхадзе. Сотни студентов всю ночь со среды на четверг не прекращали забастовку с требованием восстановить на работе ректора и декана журфака. Студенты знали, что Метревели и Попхадзе были вынуждены в среду покинуть посты под давлением радикального студенческого движения «Кмара!» («Хватит!»), которое состоит из горячих сторонников Саакашвили и которое обвинило руководство университета в коррупции. Сотни студентов-противников движения «Кмара!» убеждены, что защищают не только ректора и декана, но и право университета самому решать свои вопросы. Между участниками акции и сторонниками «Кмара!» уже произошли стычки. Для разрядки ситуации в университет приезжала Нино Бурджанадзе, однако забастовка так и не была прекращена.
     Пока студенты бьются с последователями Саакашвили за декана и ректора главного вуза страны, в стране продолжается регистрация кандидатов на пост президента. К настоящему времени их уже пять человек.
     В центризбирком Грузии поступили заявления о регистрации кандидатами в президенты бывшего шефа службы госбезопасности Игоря Георгадзе, единого кандидата от блоков «Национальное движение» и «Бурджанадзе – демократы» Михаила Саакашвили, руководителя «Общества Давида Строителя» Роина Липартелиани, адвоката Картлоса Гарибашвили (от Союза адвокатов Грузии) и правозащитника Георгия Корганашвили. Ранее о намерении баллотироваться заявлял также бывший уполномоченный президента в Имеретии (Западная Грузия) Темур Шашиашвили и руководитель политобъединения «Эртоба» («Единство») Джумбер Патиашвили. Последний, однако, неожиданно для многих вдруг отказался от участия в выборах в пользу Михаила Саакашвили.
     Что же касается Саакашвили, то, надо признать, шансы у него достаточно велики. Во-первых, потому что однозначно исключил для себя возможность бороться за пост главы государства лидер Аджарской автономной республики Аслан Абашидзе, который события в стране определяет как государственный переворот, не позволяющий говорить о легитимности всех последующих действий пришедшей к власти бывшей оппозиции. Вторым обстоятельством, способствующим реализации властных амбиций Саакашвили, является наличие определенных влиятельных сил, способных оказать ему значительную финансовую поддержку и сумевших успешно решить проблему смены власти в стране.
     Сам Саакашвили уже успел выступить с рядом предвыборных заявлений. «Я готов к победе на выборах и к тому, чтобы взять на себя ответственность за управление страной», – заявил он. При этом кандидат надеется, что «западные страны вместе с Россией окажут содействие в возрождении Грузии, установлении стабильности в стране».
     Надо отметить, что, войдя в роль кандидата в президенты, Саакашвили ни разу не допустил в адрес России некорректных заявлений. Он, например, объявил о намерении перед выборами посетить российскую столицу, чтобы «начать разрешение спорных вопросов». Он также заявил, что «для Грузии важно установить нормальные отношения с великим соседом – с Россией» и что «Россия может стать гарантом стабильности в Грузии». Касаясь вопроса о российских военных базах, Саакашвили сказал, что он не считает его «очень срочным» и что решение по базам должно быть принято в результате переговоров. Рассуждая о русских школах, он обещает не только не закрывать имеющиеся, но и – при появлении средств – открывать новые.
     Однако не нужно строить иллюзий. И не только потому, что Саакашвили в последние дни выступал и с другими заявлениями, например о том, что «основным гарантом нашей безопасности являются США». Не только в связи с тем, что один из ближайших соратников Саакашвили – Зураб Жвания – и сегодня убежден, что присутствие российских военных баз в Ахалкалаки и Батуми не способствует добрососедским отношениям России и Грузии, и публично заявляет об этом. Сегодняшние высказывания Саакашвили представляют собой всего лишь предвыборную риторику, в которой сам он, в общем-то, не сильно нуждается, потому что итоги подсчета голосов после выборов 4 января предопределены. Кто оплатит выборы, тот и получит желательные для себя результаты. Саакашвили убежден, что «в отличие от США Россия денег Тбилиси дать не может».
     Тем временем США держат руку на грузинском пульсе. Как сообщает ИТАР-ТАСС, 26 ноября американский президент Джордж Буш в телефонном разговоре с Нино Бурджанадзе вновь подтвердил, что Соединенные Штаты поддерживают суверенитет, независимость и территориальную целостность закавказской республики и ее программу демократических и рыночных реформ. Хозяин Белого дома далее сказал, что США направят в Грузию правительственную делегацию, возглавляемую специалистом госдепартамента, чтобы помочь властям в Тбилиси «оценить потребности республики» и определить, «чем международное сообщество может ей помочь в проведении преобразований».
     Что за преобразования на грузинской земле потребовались американцам и что за это они пообещали сегодня Тбилиси, пока можно только предполагать. Впрочем, в ближайшее время это прояснится. И многие наблюдатели не исключают, что новые грузинские власти станут править с помощью диктатуры. Поэтому лидеров Аджарии, Абхазии и Южной Осетии, стремящихся совместными усилиями уберечь свои народы от возможных поползновений националистов из Тбилиси, можно понять. Они не хотят, чтобы из-за необдуманных авантюристических действий нынешних тбилисских властей им пришлось бы отдавать боевые приказы.
     
Последние события в Грузии мы попросили прокомментировать директора Института стран СНГ Константина ЗАТУЛИНА
     - Кризис в Грузии отнюдь не закончился. Мы стали свидетелями лишь первого его этапа. По сути в Тбилиси образован триумвират в лице Саакашвили, Бурджанадзе и Жвания. Но со времен Древнего Рима мы не знаем ни одного триумвирата, который был бы сколько-нибудь устойчив. После периода эйфории и взаимной любви они обязательно начнут делиться и конфликтовать между собой.
     Это кризис внутри одного политического клана. Там есть более молодые и более старые фигуранты, но в принципе они принадлежат к одному поколению политиков Грузии. Это люди, которые сочли, что солнце для нее восходит на Западе. И первым этот тезис выдвинул Шеварднадзе. Те, кто сегодня пришли ему на смену в результате фактического переворота, – птенцы его же гнезда, которых он пестовал и давал путевку в жизнь. Это «младогрузины», которые вышли из шинели Шеварднадзе, по большому счету во всем разделяют его политическую ориентацию.
     Мы еще увидим немало интересного в этой закавказской стране. На самом деле все только начинается. Я очень рассчитываю, что это ограничится рамками Тбилиси. Но, зная настроение пришедших к власти так называемых оппозиционеров, боюсь, что кризис может перекинуться в регионы. Лидер Аджарии Аслан Абашидзе не случайно закрыл границу с Грузией и привел силовые структуры в повышенную боеготовность. Уже во время избирательной кампании происходили столкновения между аджарцами и представителями движения, возглавляемого Саакашвили.
     События могут пойти по югославскому сценарию. Он вполне прогнозируем. Можно сказать, что все эти годы мы наблюдали в разных формах и с разными темпами развитие этого сценария. Грузия, подобно неустойчивым элементам таблицы Менделеева, постоянно, с момента обретения независимости, находится в состоянии полураспада. Грузинская политическая элита изо всех сил пытается удержать целостность государства, в то время как многие территории оказались присоединены к Грузии в силу того, что так распорядилась история СССР. Сейчас темпы распада Грузии могут ускориться из-за неуклюжей политики новых тбилисских властей. На очереди – Аджария и Джавахетия, населенная преимущественно армянами…
     Записал Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service