на главную страницу

29 Ноября 2003 года

Имена

Суббота

Его жизнь - авиация

Подготовил Анатолий АНТИПОВ.



     2 декабря 2003 года исполняется 90 лет со дня рождения видного ученого и военачальника, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии, доктора технических наук, профессора генерал-полковника авиации Мишука Михаила Никитовича. Сын незаслуженно репрессированного героя Гражданской войны, затем реабилитированного, выпускник Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, М.Н. Мишук принял активное участие в Великой Отечественной войне, которую закончил главным инженером авиации Северного флота. Его незаурядные способности ученого и руководителя проявились на постах начальника Научно-исследовательского института авиации ВМФ и начальника Пермского военного авиационного училища, а особенно в должности председателя Научно-технического комитета ВВС и заместителя главнокомандующего ВВС по вооружению. Под его руководством заказывающими управлениями ВВС совместно с институтами Минобороны и промышленности были разработаны и всесторонне обоснованы необходимые исходные данные на разработку третьего и четвертого поколения военной авиатехники, проведена огромная работа по ее опытному строительству, серийному производству и освоению строевыми авиачастями. Михаилу Никитовичу принадлежит особая заслуга в разработке методологии долгосрочного программного планирования развитием отечественной авиации и повышения ее боевых возможностей. Именно поэтому наша военная авиация была и поныне остается предметом национальной гордости.Родина высоко оценила заслуги М.Н. Мишука. Он стал первым в ВВС Героем Социалистического Труда, награжден девятью орденами, в том числе дважды орденом Ленина, и отмечен наградами других стран. Он пользовался огромным авторитетом среди создателей авиационной техники, был известен как у нас в стране, так и за ее пределами. В издательстве «Машиностроение» готовится к выходу в свет книга о генерал-полковнике авиации М.Н. Мишуке.
     
Чувствовал пульс ВВС

     Дважды Герой Советского Союза, маршал авиации, главнокомандующий ВВС – заместитель министра обороны СССР с 1984 по 1990 гг.. А.Н. ЕФИМОВ:

     - Впервые с Михаилом Никитовичем Мишуком я познакомился в 1964 году. Тогда мне, командующему воздушной армией, было поручено возглавить государственную комиссию по дальнему беспилотному самолету-разведчику ДБР-1. Не скрою, за свою богатую летную биографию мне не приходилось сталкиваться с подобного рода летательными аппаратами. Вот почему, прибыв в Москву, хотел получить рекомендации и практические советы от профессионалов в этой области. В Главном штабе ВВС на Пироговской, 23 первым делом побывал у главкома – главного маршала авиации К. Вершинина и получил от него соответствующие указания. «Что же касается особенностей «беспилотника», - сказал Константин Андреевич, - зайди к Мишуку, он тебе все расскажет». Надо отдать должное Михаилу Никитовичу - принял меня любезно. Я обрушил на главу НТК целый шквал вопросов по новому самолету, дотошно расспрашивал о его предназначении и возможностях, закладываемых тактико-технических характеристиках и перспективах создания. В 60-е годы бурно развивалась авиация, на вооружение приходили новые и новые типы самолетов, в том числе и разведчики, а этот ДБР-1 был оригинальным по многим параметрам. Дело в том, что дальний беспилотный самолет-разведчик с самого начала задумывался как уникальный летательный аппарат… «одноразового действия». Он мог забираться на высоту 22 тысячи метров, на которой его не могло «достать» ни одно средство ПВО противника. А долететь он мог до Англии, обойти ее и вернуться. Причем все делалось в автоматическом режиме. В заданной точке его кабина отделялась и приземлялась на четыре «ноги».
     В общем, дотошность, с какой я «пытал» Михаила Никитовича, была оправдана. Рабочий день давно закончился, а мы все беседовали. Мишук показывал мне схемы, эскизный проект нового самолета, все подробно комментировал. Это была наша первая встреча, после которой у меня остались самые теплые воспоминания. Ну а главное впечатление, которое произвел Михаил Никитович, осталось одно - это очень вдумчивый, скрупулезный специалист, настоящий профессионал, хорошо знающий и вникающий во все детали. Для него не было мелочей в деле, которому он служил.
     Для испытания первого дальнего беспилотного самолета государственная комиссия вылетела под Астрахань, в Ахтубинск. Если у меня, как ее председателя, сложилось общее представление о новом самолете, то многие члены комиссии были в некоторой растерянности, когда на первых порах столкнулись с очень многими технически непонятными деталями нового летательного аппарата. Собрали специальное заседание. И вот слово взял Михаил Никитович Мишук. Как же он выступал! Четко, без лишних слов, доходчиво, будто речь шла о прописных вещах, он разложил ДБР-1, что называется, по косточкам. Даже инженеры из института-разработчика этой новинки слушали его, раскрыв рты. После этой лекции, достойной академических стен, все члены госкомиссии на этап практических испытаний шли с глубоким пониманием сути и стратегии этого самолета.
     Забегая вперед, скажу, что после успешных испытаний ДБР был принят на вооружение. И так получилось, что первые дальние разведчики прибыли именно ко мне в армию. У нас был сформирован специальный авиаполк. С тех пор с Мишуком мы работали и по многим другим авиационным проектам, в том числе по Су-24, Су-25, Ту-160 и т.д.
     
В творческом тандеме

     Директор Горьковского авиационного завода (1970 - 1975 гг.), заместитель министра авиационной промышленности (1975 - 1980 гг.), министр авиационной промышленности (1980 - 1985 гг..), председатель Правительства России (1990 – 1991 гг..), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии И.С. Силаев:

     - Мой стаж в авиа- и машиностроительной отраслях без малого вот уже полвека. С высоты прожитого могу сказать с полной ответственностью – более компетентного специалиста в своей области, чем Михаил Никитович Мишук, я не встречал. У него было редкое качество: умение органично консолидировать интересы Военно-воздушных сил и всего авиационного комплекса. Для нас, авиастроителей, генерал Мишук был не только официальным представителем заказчика. Мы воспринимали Михаила Никитовича в первую очередь как активного участника всех творческих и технологических процессов, происходящих на предприятиях, в НИИ и конструкторских бюро. Его мнением ученого особенно дорожили конструкторы и инженеры. При этом как человек он был чрезвычайно обаятельный, высокоэрудированный, относился к людям с искренним уважением.
     Конечно, наиболее тесно взаимодействовали с Мишуком, когда я стал директором Горьковского авиазавода. Тогда встречались с заместителем главкома ВВС по вооружению довольно часто. Ведь именно у нас на предприятии производилась самая современная по тем временам авиационная техника, среди которой конечно же выделялся сверхзвуковой МиГ-25. Кстати, именно за ее освоение я был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда. Тогда наш завод в течение одного только месяца выпускал по десять – пятнадцать (!) современных истребителей, которые становились в строй ВВС.
     При всем том, что Михаил Никитович был добропорядочным человеком, как руководитель он проявлял твердость и принципиальность во всех без исключения вопросах, касающихся интересов ВВС, внедрения в жизнь новых приоритетных разработок. Безусловно, большое благо, что талант организатора и руководителя Мишука раскрылся в тандеме с другой не менее яркой личностью в Военно-воздушных силах - их главнокомандующим главным маршалом авиации П.С. Кутаховым. И если в Михаиле Никитовиче преобладала так называемая инженерная косточка, то Павел Степанович был летчиком экстра-класса. Он имел богатый боевой опыт: воевал еще в финскую войну, а затем прошел горнило Великой Отечественной. Ему, боевому летчику, были близки и понятны настроения и запросы авиаторов, стремление летать на современной технике. А Мишук, как никто другой, знал как и что надо делать для воплощения в жизнь этих планов. Между главкомом и его заместителем по вооружению сложились самые добрые отношения, которые во многом способствовали успешному решению стоящих задач. Повторюсь, это был мощный творческий тандем. Мишук был надежным помощником главкома. Директорский корпус это прекрасно видел и чувствовал. И всячески поддерживал их в работе, результаты которой благотворно сказывались на всей авиационной промышленности.
     
Дар предвидения

     Генеральный директор – научный руководитель Центрального НИИ радиоэлектронных систем, лауреат Государственной премии и премии Правительства РФ, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор технических наук В.Н.Саблин:

     - Мало кто знает о роли Мишука в развертывании в нашей стране целого научного направления по созданию радиолокационных станций с синтезированной апертурой, имеющих важное оборонное и народнохозяйственное значение. Именно с помощью этих РЛС в любых погодных условиях, днем и ночью (в отличие от аэрофотоаппаратов) можно получать изображения местности со сверхвысоким разрешением. Это обеспечивается узким лучом, что теоретически возможно только при большой антенне, которая размещалась на борту самолета. Но установить ее на летательный аппарат в то время было технически невозможно.
     Первые сообщения о работах в этом направлении, опубликованные в американских научных журналах, тогда многие отечественные специалисты восприняли довольно скептически. Однако М.Н. Мишук, являясь председателем НТК ВВС, принял смелое решение о проведении летного эксперимента силами военных инженеров и ученых. Это было, в общем, несвойственно для специалистов ВВС, т.к. подобного рода эксперименты относились к ведению оборонных НИИ. Тем не менее эксперимент удался, и только после этого промышленность взялась за разработку этого нового вида техники.
     Мишук поддерживал необычные смелые проекты, открывал зеленую улицу одаренным ученым и конструкторам. Как талантливый ученый, Михаил Никитович умел предвидеть перспективные научные направления. Достаточно сказать, что он был первым председателем комиссии по приему комплексной НИР по разработке такого нового вида вооружения, как большие информационно-управляющие комплексы. Впоследствии над их концепцией трудился коллектив нашего ЦНИИРЭС уже после того, как не стало Михаила Никитовича.
     
Морская страница биографии

     Главный конструктор и ответственный руководитель ОКБ им. Г. М. Бериева в 1968 – 1990 г.г. А.К. Константинов:

     К нашему ОКБ Михаил Никитович Мишук, на мой взгляд, относился с особым чувством. Ему, авиационному специалисту, что называется, до мозга костей, отдавшему всего себя служению небу, была близка и понятна водная стихия. Ведь Мишук начинал свою службу в военно-морском училище, а моряк, как известно, это – состояние души.
     С ОКБ морского самолетостроения Мишук начал взаимодействовать еще в годы Великой Отечественной войны, когда был назначен заместителем главного инженера авиации Северного флота. Именно на вооружении Северного флота находился тогда гидросамолет МБР-2 конструкции Бериева, который в тот период был основным самолетом отечественной морской авиации. Эта боевая машина внесла ощутимый вклад в разгром врага. Уже в должности заместителя начальника инженерно-авиационной службы ВМФ М.Н. Мишук принимал активное участие в испытаниях гидросамолета Бе-6, содействовал его серийному производству и принятию на вооружение Военно-морского флота.
     Михаил Никитович придавал большое значение развитию отечественной гидроавиации. После войны, когда наступила эра реактивной техники, не без влияния Мишука в нашем ОКБ под руководством Бериева были разработаны первый отечественный реактивный гидросамолет Р-1, а также знаменитая летающая лодка Бе-10 и самый большой по тому времени самолет-амфибия противолодочной обороны Бе-12.
     Гидроавиация испытывала пики и падения. Все мы помним смутное время, когда ВВС оказались в опале у Н.С. Хрущева – порочная политика свертывания боевой авиации проводилась под лозунгом «Ракеты решают все!». Гидроавиация еще долгое время испытывала на себе негативные последствия тех недальновидных действий. Но наступил праздник, как говорится, и на нашей улице. Совместно с главкомом ВМФ С.Г. Горшковым М.Н. Мишук поддержал наше предложение о создании многоцелевого самолета-амфибии А-40 «Альбатрос».
     Мишук умел выделять приоритеты в своей многогранной работе. Так, особое внимание он уделял созданию самолета дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50, головной организацией по которому было наше ОКБ. Это было важное государственное задание. Дело в том, что с появлением низколетящих самолетов и крылатых ракет резко снизилась эффективность наземных РЛС - они их попросту «не видели». Нужен был самолет дальнего радиолокационного дозора и наведения, обнаруживающий и отслеживающий низколетящие цели на фоне земли. Проблема усугублялась тем, что в США к тому времени уже была разработана система «АВАКС» (самолет Е-3А).
     Трудно переоценить роль и значение Мишука в реализации данной программы. В 1984 году А-50 встал на боевое дежурство, что позволило в несколько раз поднять эффективность всего авиационно-ракетного комплекса перехвата нашей страны.
     
Он выпестовал Х-55

     Генеральный конструктор МКБ «Радуга» Герой Социалистического труда академик И.С. Селезнев:

     В середине 70-х годов на вооружении Дальней авиации ВВС находились самолеты Ту-16 и Ту-22, которые несли ракеты КСР-5 и Х-22. Дальность их полета по современным меркам была достаточно скромная и не превышала 500 км. И вот тогда правительственным постановлением машиностроительному конструкторскому бюро «Радуга» как головному разработчику была поставлена задача по созданию стратегической крылатой ракеты большой дальности Х-55 с системой навигации, обеспечивающей полет по рельефу местности.
     Пожалуй, впервые в практике Военно-воздушных сил госкомиссию по испытаниям новой ракеты возглавил такой начальник столь высокого ранга, как замглавкома ВВС по вооружению. Работать приходилось в трудных условиях. Сроки ставились крайне жесткие. Проверить и испытать надлежало все системы, которые во многом были совершенно новыми в области авиационного вооружения. Ведь крылатая ракета большой дальности представляла собой целый комплекс оружия, над которым трудились многотысячные коллективы НИИ, промышленности и ВВС. И Михаил Никитович Мишук добился их слаженной работы.
     В 1982 году председатель Государственной комиссии по проведению государственных летных испытаний крылатой ракеты Х-55 генерал-полковник Мишук подписал акт об их завершении. Этот документ, ставший последним в его жизни, по существу определил новое направление в вооружении самолетов стратегической авиации. Сегодня, спустя два с лишним десятилетия, мы видим, насколько был важен этот комплекс вооружения не только для Военно-воздушных сил, но и для всей страны. Серийное производство ракет Х-55 положило начало превосходства в ракетном вооружении стратегической авиации, свидетелями чего мы являемся и по сей день. Проведенные летом этого года учения стратегической авиации в Индийском океане – еще одно тому подтверждение. Летчики и штурманы стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС отзываются об этих комплексах вооружения только в превосходной степени.
     
Руководитель с большой буквы

     Генеральный директор ОАО «Московский институт электромеханики и автоматики» С.П. Крюков:

     Что меня особенно поразило в заместителе главнокомандующего ВВС по вооружению? Его умение работать с людьми. В ведении Мишука находились не одна сотня предприятий, научно-исследовательских организаций и конструкторских бюро отрасли. При этом он лично знал каждого руководителя, несмотря на сверхзагруженность, обязательно находил время на личные контакты. Особенно это касалось вновь назначенных директоров. Так было и в моем случае. Буквально на следующий день после того, как я был утвержден в должности генерального директора института в 1981 году, мне позвонил Михаил Никитович и сказал: «Поскольку вы теперь начальник, нам необходимо встретиться и познакомиться поближе». Я приехал к нему на Пироговку, и мы с ним беседовали в течение двух часов. Темы затрагивались самые разные. Михаила Никитовича интересовало абсолютно все: над чем коллектив института трудится сегодня, какие планы на ближайшую и отдаленную перспективы, как складываются наши взаимоотношения с другими ведомствами оборонно-промышленного комплекса и многие другие вопросы. Причем каких-то специальных пометок замглавкома ВВС по вооружению не делал, он полностью доверял своей памяти, которая, судя по всему, его ни разу не подводила.
     Вообще по отношению к директорам оборонных организаций Мишук был достаточно строгим и в то же время очень доступным начальником. Бывали такие ситуации, когда ему звонишь и просишь о встрече. Он никогда не отказывал. Михаил Никитович всегда старался решить возникший вопрос или подсказать, как это можно сделать. Наши проблемы он всегда воспринимал как свои.
     Михаил Никитович бывал в нашем институте не реже двух раз в год. Одно дело выслушать доклад директора у себя в кабинете, совсем другое – на месте ознакомиться с ходом работ, вникнуть во все нюансы дела, лично поговорить с конструкторами и ведущими специалистами. Такие визиты дорогого стоили. Они как нельзя лучше формировали у замглавкома по вооружению полную и объективную картину происходящего на конкретном предприятии, НИИ или КБ. Это было необходимо еще и потому, что задавать требования к тем или иным изделиям можно было на основе глубокого знания того, чем живет промышленность и наука. И Михаил Никитович хорошо разбирался в особенностях производственного и творческого процессов.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service