на главную страницу

29 Ноября 2003 года

Правовой всеобуч

Суббота

Пока еще не поздно...

Подполковник юстиции Евгений СТРЕЖНЕВ, военный прокурор 3-го отдела надзора военной прокуратуры МВО.



     Преступления, связанные с уклонениями от военной службы, занимают доминирующее положение в структуре преступности в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Российской Федерации. В частности, анализ деятельности военных прокуратур гарнизонов Московского военного округа показывает, что удельный вес преступлений против порядка прохождения военной службы в общей структуре армейской преступности составляет более 30 процентов, при этом в последние годы отмечается тенденция к его увеличению.
     Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие виды преступлений против порядка прохождения военной службы: самовольное оставление части или места службы (ст. 337), дезертирство (ст. 338), уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339). В этой публикации более подробно остановимся на первых двух.
     Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при возвращении из командировки, отпуска, лечебного учреждения, а также при назначении на новую должность заключаются соответственно в отсутствие военнослужащего в части или на месте службы без разрешения командира (начальника) и в неявке в часть или к месту службы без уважительных причин в срок, установленный в увольнительной записке, отпускном билете, командировочном предписании или ином документе, на службу.
     Общественная опасность такого преступления в том, что военнослужащий, ушедший в «самоволку» или пустившийся в бега, тем самым наносит ущерб боеспособности и боевой готовности воинской части или подразделения.
     Статьей 337 УК РФ предусмотрено несколько составов преступлений, различающихся между собой по продолжительности незаконного пребывания вне части и по правовому статусу (служба по призыву или по контракту) лица, его совершившего.
     Что касается неявки в срок на службу, то преступной она становится при совершении ее без уважительных причин. И, кстати, конкретный перечень этих самых уважительных причин, наличие которых указывало бы на отсутствие состава преступления, предусмотренного ст. 337 УК РФ, в действующем законодательстве отсутствует. При решении данного вопроса органы военной прокуратуры исходят как из сложившейся практики, так и из положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», где в качестве уважительных причин неявки по вызову военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, признаются: заболевание или увечье гражданина, связанные с потерей трудоспособности; тяжелое состояние здоровья близких родственников, участие в похоронах указанных лиц либо иные обстоятельства, не зависящие от воли гражданина. Поскольку закон допускает расширенное толкование понятия «уважительные причины», при определенных обстоятельствах таковыми могут быть признаны изменения расписания движения транспорта, а также иные обстоятельства, которые объективно препятствовали явке в срок к месту службы.
     Также статья 337 УК РФ имеет примечание, согласно которому военнослужащий, совершивший самовольное оставление части или места службы впервые и вследствие стечения тяжелых обстоятельств, может быть освобожден от уголовной ответственности, - в каждом случае это решается индивидуально, в зависимости от всех обстоятельств дела и личности виновного.
     Например, младший лейтенант Елисеев (фамилия изменена. - ред.) обратился к командованию части с ходатайством о представлении его к досрочному увольнению с военной службы, после чего 5 октября 2002 г. самовольно оставил часть. 26 марта 2003 г. Елисеев прибыл в военную прокуратуру, при этом пояснил, что к самовольному оставлению части его побудили тяжелые семейные обстоятельства и желание оказать материальную помощь близким. Н-ский гарнизонный военный суд, указав, что Елисеев не предпринимал мер для решения своей проблемы правомерными способами, не счел эти обстоятельства уважительными и признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 337 УК РФ.
     В отличие от ст. 337 УК РФ, в которой установлена ответственность за временное уклонение от военной службы, ст. 338 УК РФ предусматривает ответственность за дезертирство - наиболее опасное преступление против порядка пребывания на военной службе, поскольку в этом случае гражданин полностью уклоняется от исполнения обязанностей военной службы, исключает себя из сферы военно-служебных отношений без намерения когда-либо возвратиться к исполнению обязанностей военной службы. Законодатель отнес это преступление к категории тяжких.
     Вот конкретный пример. Рядовой Липскеров (фамилия изменена. - ред.), не желая проходить военную службу, неоднократно самовольно оставлял воинскую часть. Так, 12 июня 2002 г. Липскеров самовольно оставил часть и убыл в Белгородскую область. 16 августа 2002 г. он был задержан, а 28 августа 2002 г. вновь самовольно оставил часть и скрылся. 2 октября 2002 г. Липскеров в сопровождении матери прибыл в часть, однако, желая избежать уголовной ответственности, 4 октября 2002 г. самовольно оставил часть и был задержан в пути следования работниками милиции. 18 октября 2002 г. Липскеров, не желая служить, вновь (!) самовольно оставил часть, а 17 января 2003 г. был задержан у родственников. Н-ский гарнизонный военный суд квалифицировал действия Липскерова по ч. 1 ст. 338 УК РФ как дезертирство и приговорил его к длительному лишению свободы в колонии общего режима.
     Продолжительность пребывания вне военной службы при дезертирстве не влияет на квалификацию содеянного, но может учитываться при назначении наказания в совокупности с другими обстоятельствами дела и данными о личности виновного. В отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства, в ст. 338 УК РФ специально введена уголовная ответственность за дезертирство с оружием, вверенным по службе, с группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; за их совершение предусмотрено более суровое наказание.
     Причем нельзя не отметить и такой момент: военнослужащий, самовольно оставляя часть или место службы, наносит ущерб не только и не столько боеспособности и боевой готовности воинской части или подразделения. Едва ли не больший вред дезертир причиняет себе, оказываясь в результате своего поступка вне закона, будучи вынужденным скрываться, жить в постоянном страхе быть задержанным. Как следствие, дезертиры нередко совершают другие уголовные преступления: кражи, разбойные нападения, а то и убийства.
     Так, рядовой Камов (фамилия изменена. - Ред.) 5 февраля 2003 г. самовольно оставил часть и скрылся. 7 февраля 2003 г. Камов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, по предварительному сговору с гражданским лицом проник в частную квартиру и похитил оттуда имущество, причинив значительный ущерб потерпевшему. 28 февраля 2003 г. Камов задержан работниками милиции. Н-ский гарнизонный военный суд квалифицировал действия Камова по ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 337 УК РФ и по совокупности преступлений приговорил его к длительному лишению свободы в колонии общего режима.
     29 декабря 2000 г. прапорщик Кривчук (фамилия изменена. - Ред.) самовольно оставил воинскую часть. С целью легализовать свое положение Кривчук подделал удостоверение, внеся запись об увольнении с военной службы. Затем он занялся преступной деятельностью - создал банду и принял активное участие в совершенных ею 10 нападениях на граждан в квартирах и водителей автомобилей. Н-ским окружным военным судом Кривчук признан виновным в совершении особо тяжких преступлений и приговорен к длительному лишению свободы.
     Рядовой Анисимов (фамилия изменена. - ред.) 7 июля 2001 г., находясь в карауле, дезертировал из части, похитив при этом выданный ему автомат АКМ. 8 июля 2001 г. Анисимов проник в дачный дом, где расстрелял двух пожилых людей и похитил принадлежащее им имущество. В тот же день он был задержан представителями части. Н-ский окружной военный суд квалифицировал действия Анисимова по ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 162, ч. 1 ст. 226, ч.1 ст. 222, ч. 2 ст. 338 УК РФ и по совокупности преступлений приговорил его к длительному лишению свободы в колонии строгого режима.
     Естественно, работе по предотвращению таких случаев уделяется пристальное внимание. Органы военной прокуратуры во взаимодействии с командованием воинских частей предпринимают значительные усилия к снижению количества преступлений данной категории в армии, в т.ч. путем правовой пропаганды, профилактических мероприятий.
     Представители военных прокуратур как гарнизонного звена, так и аппарата военной прокуратуры МВО постоянно выезжают в поднадзорные воинские части, где проводят беседы с личным составом, разъясняя положения действующего законодательства, проводят индивидуальную предупредительную работу с военнослужащими, склонными к нарушению дисциплины. В случае, если самовольному оставлению части способствовало ненадлежащее исполнение своих обязанностей воинскими должностными лицами, соответствующему командованию вносятся документы прокурорского реагирования.
     Если военнослужащий все же совершил самовольное оставление части, работники военной прокуратуры квалифицированно разъясняют близким скрывшегося юридические последствия совершенного им деяния, необходимость незамедлительного (после прибытия домой) обращения в ближайшее медучреждение для прохождения медицинского освидетельствования и к ближайшему военному прокурору, военному комиссару и в другие органы военного управления.
     Регулярно органами военной прокуратуры проводятся месячники приема военнослужащих, уклоняющихся от военной службы. С этой целью через СМИ на местах распространяются обращения к скрывающимся военнослужащим, определяются воинские части, к которым прикомандировываются обратившиеся военнослужащие, принимаются меры к обеспечению им нормальных бытовых условий.
     В каждой военной прокуратуре гарнизона, а также в военной прокуратуре МВО действуют телефоны доверия, по которым любой гражданин может получить разъяснения по интересующим его вопросам. Номер телефона доверия военной прокуратуры МВО: (095) 951-49-20.
     Необходимо обратить внимание и вот на что. Практика показывает, что усилий органов военной прокуратуры, командования недостаточно, поскольку большое количество совершаемых военнослужащими преступлений против порядка прохождения военной службы в том числе обусловлено неподготовленностью призываемых в армию ни физически, ни морально к исполнению воинского долга, зачастую им сложно адаптироваться к жизни в армейском коллективе, беспрекословно выполнять требования командиров и начальников, приноровиться к распорядку дня.
     Словом, проблема уклонений от военной службы является актуальной не только для Вооруженных Сил, но и для общества в целом, ее решение лишь мерами уголовно-правового воздействия невозможно и требует совместных усилий.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service