Перейти на главную страницу

29 Ноября 2003 года

Р О С Т О

Суббота




Место в строю

    Актуально

    Преобразования, происходящие в нашей стране в сфере оборонного строительства, ставят перед гражданами и организованными структурами вопрос об их месте и роли в этой масштабной и многоплановой работе, о том, как полнее реализовать имеющиеся ресурсы и возможности.
    Безусловно, преобразования в военной области затронут и работу по военно-патриотическому воспитанию, и подготовку граждан к воинской службе и защите Отечества. То есть все то, чем занимаются организации РОСТО. Но, знакомясь с материалами СМИ о военной реформе, я пока не обнаружил ничего о том, какое место и какая роль отводятся РОСТО в осуществлении этой реформы. Так, может быть, участие РОСТО в этом процессе вообще не предусмотрено, и оборонная организация исчерпала свои возможности? Я считаю, что это не так, и готов доказать свою точку зрения на конкретных примерах.
    Я работаю в 1-й Хабаровской объединенной технической школе (ОТШ) РОСТО старшим мастером радиоцикла. Готовим радиоспециалистов (радистов) различных профилей. Наши курсанты – завтрашние призывники. Стоит ли говорить, как непросто было школе выполнять свою задачу, когда значительная часть общества оказалась под влиянием идей пацифизма. Лишь только речь заходила о патриотическом воспитании или о военной подготовке граждан, это вызывало в лучшем случае непонимание и насмешки. И в то же самое время войска испытывали острую нехватку солдат. И не просто солдат, а специалистов, которые могли бы нести боевое дежурство.
    Первыми к нам в школу обратились представители частей ПВО с просьбой подготовить радистов для службы по контракту. Требовался целый взвод (25 человек). Мы дали объявление и совместно с представителями части, в том числе с психологом, набрали курсантов для обучения и последующей службы по контракту. Большинство из них (85 процентов) составили женщины, что было обусловлено рядом объективных причин, существовавших на тот момент. В нашей ОТШ они прошли подготовку по стандартным программам, включающим, кроме специальных дисциплин, НВП, строевую, уставы и т.п. Представители части контролировали учебный процесс, участвовали в приеме выпускных экзаменов и в итоге остались довольны уровнем подготовки специалистов. По такой же схеме начали мы готовить специалистов для Внутренних, Пограничных, Железнодорожных и других войск. Были некоторые организационные трудности, поскольку для некоторых силовых ведомств на данный момент требовалось ограниченное число контрактников, а мы формировали взвод числом не менее 25 человек. Сейчас 80 процентов специалистов, которые служат на узлах связи войск ДВО и расположенных на территории округа частей Пограничных и Внутренних войск, – это наши выпускники. Многие из них стали начальниками смен, радиостанций, получили звания прапорщиков, награждены медалями. И командование частей, и сами выпускники школы остались довольны качеством пройденной ими подготовки. Были, конечно, и такие, кто отсеялся в процессе обучения, поняв, что служба по контракту – это не их стезя. Но в целом войска получили хорошее пополнение.
    Анализируя этот опыт, можно отметить ряд существенных моментов. Во-первых, учебно-материальная база школы и обучающий состав обеспечивают качественную подготовку радиоспециалистов для службы по контракту. Во-вторых, обучение специалистов в школах РОСТО обходится государству дешевле, чем такое же обучение в войсках, и позволяет более качественно осуществлять отбор кандидатов на контрактную службу. В-третьих, учебные организации РОСТО в состоянии осуществлять переподготовку граждан, находящихся в запасе, по военно-учебным специальностям (ВУС). Таким образом, можно сделать вывод о необходимости целевой государственной программы подготовки специалистов для службы по контракту и по переподготовке граждан, находящихся в запасе на базе учебных организаций РОСТО. Такая программа регулировала бы взаимоотношения всех заинтересованных сторон, переводя их из области личной инициативы на государственную основу.
    Думаю, целесообразно вынести вопрос об использовании потенциала РОСТО в осуществлении военной реформы на обсуждение в средства массовой информации, привлечь внимание соответствующих органов законодательной и исполнительной власти. Иначе может получиться как в пословице: «Что имеем – не храним, потеряем – плачем».
 ||  Николай ПЕТРЕНКО. Хабаровск.



Клуб моряков

    Смена

    Поначалу жители сугубо «сухопутного» Орска, что в Оренбургской области, оборачивались, когда встречали на улицах города аккуратных, выдержанных, по-особенному степенных мальчишек в морской форме. Но постепенно горожане привыкли к тому, что по городу, расположенному в степи, разгуливают малолетние морячки, у которых, как у настоящих курсантов морских училищ, с формой одежды все в порядке. На них ладно смотрелись и тельняшка, и гюйс, и черные армейские ботинки. Любопытствующие вскоре выяснили, что с сентября прошлого года в помещении городского совета РОСТО действует Клуб юных моряков. Возглавляет его Николай Курышкин, в прошлом морской офицер.
    Учебный класс юных орских моряков долго искать не придется. Его легко отличить от других кабинетов РОСТО не только по красивым новеньким партам. На стенах класса развешаны портреты великих российских флотоводцев, начиная с петровских времен. Здесь же фотографии адмиралов флота последнего времени и главкомов ВМФ. Кстати, с деятельностью выдающихся моряков юноши подробно знакомятся в ходе заседаний клуба.
    Судомодельный кружок городской организации РОСТО подарил Клубу моряков модели прославленных кораблей, которые сделаны руками подростков. Они гармонично вписываются в интерьер клуба и создают в его стенах неповторимую ауру славы Военно-морского флота России.
    Двери клуба открыты для всех подростков. В настоящее время 40 мальчишек изучают здесь историю флота, устройство кораблей. Упор делается на подготовку юношей к службе в армии. Учатся они и вязать морские узлы. Им прививается трудолюбие. Вся приборка в стенах клуба делается руками мальчишек.
    Занятия с ними проводятся бесплатно. Но учебный план достаточно напряженный. Срок обучения юных моряков – 3 года. Морской устав, устройство подводной лодки и надводных кораблей, сигнальные флажки, тактика морского боя – что только не предстоит здесь изучить мальчишкам! Это не формальная учеба, а настоящий рай для тех, кто бредит романтикой дальних морских странствий.
    За период обучения в морском клубе подросток должен четко определиться, следует ли ему связывать свою жизнь с непростой, но романтичной профессией военно-морского офицера. Если он «заболеет» морем серьезно, то после завершения учебного курса ему будет выдано удостоверение о получении начальной морской подготовки в системе РОСТО. Выпускники орского морского клуба смогут продолжить образование в морских гражданских и военных вузах. Основания для поступления у них конечно же общие. Но их знания - ценнейший багаж любого абитуриента - не идут ни в какое сравнение со знаниями мальчишек с улицы, которые также мечтают стать моряками. К тому же, как показывает практика, в любой гражданской «мореходке» или военно-морском институте при приеме юношей отдают предпочтение тем, кто уже знаком с азами морской службы. Так что шансы у выпускников Морского клуба продолжить свое образование в высших учебных специальных заведениях весьма велики.
    Кроме того, у морского клуба существует договоренность с командованием корабля «Орск» (над которым шефствует город), согласно которой выпускники орской морской школы, если им не удастся с первого захода поступить в вуз, будут, призываясь в армию, служить именно на этом корабле. Если, конечно, захотят стать военными моряками. К тому же у орских ребят – выпускников морского клуба - есть выбор. Те из них, кому позволит здоровье, смогут пойти на службу на Северный флот, к которому приписана атомная подводная лодка «Оренбург». Над ней шефствует Оренбургская область.
 ||  Александр БУГАЙ.



«АВИАТОР» отправляется в полет

    Проносятся годы, как вихри,
    как бури.
    Безбрежная память не все сохранит.
    Но что отлеталось, забыто не будет,
    Как надпись, вошедшая
    в твердый гранит.
    Так помни, крылатое племя пилотов,
    В полете минуты дороже, чем дни,
    И клекот орлиный в груди
    самолетов,
    Когда к потолку нас форсажи несли.
    А коль загрустишь – человечески
    больно,
    Потерянных крыльев своих не жалей:
    Всему есть предел и понятье
    «довольно!» -
    Но дружбе предела не быть у друзей.

    Этими стихами завершил выступление на открытии в г. Железнодорожном общественно-патриотического клуба «Авиатор» их автор - заслуженный военный летчик СССР генерал-майор авиации в отставке Александр Мухин, которого Создатель, поцеловав в темечко, разом наделил даром и Пилота, и Поэта. А «под занавес» Александр Николаевич преподнес в дар три сборника своих стихов: клубу и еще, как он выразился, «людям, которым «Авиатор» обязан своим рождением и благодаря которым он будет жить дальше»: генеральному директору фирмы «Дионикс» Раисе Денисовой и руководителю Фонда социальной поддержки военнослужащих, ветеранов войн и Вооруженных Сил Юрию Ильину. Эти два человека и возглавляемые ими организации приняли клуб, выражаясь армейским языком, на все виды довольствия.
    В тот вечер в небольшом помещении «Авиатора» преобладал темно-синий цвет - цвет мундиров военных летчиков.
    Приветствуя открытие общественно-патриотического клуба, начальник управления боевой подготовки ВВС генерал-лейтенант Владислав Стеценков, космонавт-исследователь подполковник Олег Котов, начальник летно-испытательной станции полковник Николай Обухов, заместитель начальника Московской областной общеобразовательной школы-интерната с первоначальной летной подготовкой подполковник Андрей Стадниченко, заместитель председателя Совета ветеранов г. Железнодорожного полковник в отставке Евгений Лыга, ведущий специалист Комитета по образованию городской администрации Ирина Кухарчук и другие говорили о рождении «Авиатора» как о знаменательном событии в жизни города.
    Небо всегда влекло к себе мальчишек, и путь им в Пятый океан многие десятилетия открывало Оборонное общество. Практически все наши прославленные асы путевку в небо получали в аэроклубах. Ныне РОСТО стремится поддерживать традиции ДОСААФ.
    Так, в Железнодорожном нашлись энтузиасты, бывшие военные летчики – офицеры запаса Александр Романюк и Николай Литвиненко. Оба давно вынашивали идею занять мальчишек интересным делом, отвлечь от бесцельного времяпрепровождения, увести их со скользкой дорожки, на которую многие уже успели ступить. А в качестве такого интересного дела они, авиаторы, настоящие романтики неба, могли выбрать для ребят только одно – авиацию.
    Клуб – это своего рода подготовительные классы расположенной в Монино Московской областной школы-интерната с первоначальной летной подготовкой при Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Первые выпускники «Авиатора» появятся только через два года, но уже сейчас достигнута договоренность о предоставлении пяти лучшим из них права поступить в монинскую школу без приемных экзаменов.
    История авиации, принципиальное устройство самолетов и двигателей, основы аэродинамики, самолетовождения, авиационной метеорологии, аэродромное и навигационное оборудование, средства спасения – это не- полный перечень предметов, которые надлежит изучить 14–15-летним курсантам в стенах «Авиатора». Планируются использование учебно-материальной базы школы-интерната, посещение авиационных частей. Хотя клуб не ставит целью научить ребят летать, но побывать в кабине настоящего самолета – такая возможность предоставлена им будет.
    Всю эту непростую науку им преподнесут опытнейшие авиационные специалисты: старший инспектор – летчик управления боевой подготовки ВВС заслуженный военный летчик РФ полковник Александр Козаченко, заслуженный военный летчик РФ полковник запаса Анатолий Пустобаев, военный летчик-снайпер полковник в отставке Евгений Павлов, бывший начальник парашютно-десантной и поисково-спасательной служб Войск ПВО, мастер парашютного спорта полковник в отставке Николай Романюк, полковник в отставке Юрий Задунайский.
    Пока еще в клубе не слышно гула ребячьих голосов. Но недалек тот день, когда придут сюда юные романтики, чтобы продолжить дело тех, кто сегодня отправил «Авиатор» в полет.
 ||  Полковник в отставке Виталий СКРИЖАЛИН.



Грандиозное авиашоу

    Регионы

    

Совет РОСТО Башкортостана и Центральный аэроклуб имени Мусы Гареева на аэродроме Забельский под Уфой провели грандиозное авиашоу. Опытные авиаторы центрального республиканского аэроклуба продемонстрировали зрителям, пришедшим на праздник, полеты на самолетах Ан-2, «Птенец» и на мотодельтапланах, прыжки с парашютом. А пилоты из Стерлитамака порадовали уфимцев фигурами высшего пилотажа.
 ||  Александр БУГАЙ.


    

Табло



Высший пилотаж уральцев

    На базовом аэродроме «Логиново» Свердловского авиационно-спортивного клуба ОСТО имени Героя — уральца А.К. Серова прошел XII чемпионат России (Уральский регион) по высшему пилотажу на спортивных самолетах Як-52 и Як-55. В состязании приняли участие 28 спортсменов-летчиков из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Перми, Кургана, Тюмени и Магнитогорска. По сложившейся традиции право открыть воздушные соревнования было предоставлено региональному лидеру минувшего сезона – бронзовому призеру чемпионата мира 2002 года екатеринбургскому летчику-спортсмену Анатолию Чигиреву.
    Нынешний Уральский воздушный чемпионат оказался богат на особенности. Во-первых, в последний раз подобного рода состязания на Свердловской базе проводились аж в 1984 году. Во-вторых, это место было выбрано для проведения чемпионата в связи с впечатляющими успехами уральских спортсменов-летчиков в последние годы (в один ряд с уже названным Анатолием Чигиревым необходимо поставить и екатеринбуржца Олега Суслова, завоевавшего в 2002 году на своем самолете Як-52 титул чемпиона России).
    В-третьих, соревнования по высшему пилотажу в регионе еще не знали такого успеха у зрителей. Чтобы добраться до смотровой площадки, нужно было идти пешком через стихийно образовавшуюся двухкилометровую автостоянку. В-четвертых, впервые на чемпионате через региональную телевикторину по теме «Самолетный спорт» среди зрителей были разыграны три билета на право воздушной прогулки на спортивном самолете.
    Наконец, что касается результатов, в упорной борьбе по сумме завоеванных баллов в лидеры вышли две команды спортсменов-пилотов: Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Но по решению судей «золото» было отдано нижнетагильцам. Чашу весов перевесил тот факт, что в состав команды Нижнего Тагила входила женщина – Светлана Афанасьева. А согласно условиям состязания данное обстоятельство автоматически приносит дополнительные баллы. Екатеринбургским спортсменам оставалось лишь посетовать на то, что прекрасная половина их команды в настоящее время находится в декретном отпуске.
    В личном зачете победителями уральской составляющей XII чемпионата России по высшему пилотажу на спортивных самолетах стали воспитанники Свердловского АСК, ныне летчики-инструкторы нижнетагильского авиаклуба Хамид Гиниятуллин и Сергей Трофимов. Третье место завоевал Владимир Котельников из Перми.
    Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».

Победил представитель УАЗа

    На заключительном этапе чемпионата России по ралли-рейдам в Подмосковном городе Коломна был определен обладатель чемпионского титула 2003 года. Им стал пилот команды UAZ Sport Division Сергей Шмаков.
    Всего в гонке приняли участие 60 экипажей. Это рекордное количество участников для российского чемпионата.
    Основное соперничество в Коломне развернулось между двумя претендентами на чемпионский титул – Сергеем Шмаковым из команды UAZ Sport Division и Сергеем Гирей, выступающим за команду Тойота-Кастрол-Гео-рейд.
    Представитель УАЗа Сергей Шмаков был самым быстрым в прологе - классификации, в ходе которой распределяются стартовые места в основной гонке. Гиря в прологе был вторым. В основной гонке Шмаков стартовал первым и до финиша сохранял за собой лидирующую позицию. Гиря финишировал четвертым.
    Второй пилот команды UAZ Sport Division Биньямин Джепаев в прологе показал четвертый результат, а основную гонку закончил на седьмом месте.
 ||  Александр БУГАЙ.



Воспитать добровольцев

    Школа

    В мае текущего года комиссия Генерального штаба ВС России проверяла организацию процесса подготовки призывного контингента на базе негосударственного образовательного учреждения «Екатеринбургская образцовая радиотехническая школа РОСТО». По словам начальника школы полковника Василия Боронина, проверяющие прибыли к ним, что называется, «не вовремя»: на принадлежащем школе радиополигоне полным ходом шла подготовка к выпускным экзаменам. Экипажи курсантов, сменяя друг друга, на практике закрепляли изученный материал.
Бурлящий с утра до вечера радиополигон, по всей видимости, породил тень сомнения у председателя комиссии. Казалось, вот-вот прозвучит слово «показуха», способное вмиг обесценить происходящее на учебной площадке. Все старания полковника Боронина убедить проверяющего в обратном не возымели действия: начальник школы - лицо заинтересованное. Лишь после того как и курсанты подтвердили, что они по плану готовятся к экзаменам, доверие к происходящему в Екатеринбургской ОРТШ РОСТО было восстановлено. В итоге комиссия выставила оценку «отлично».


    Иначе здесь и быть не могло. Ведь за умелую организацию учебного процесса Екатеринбургской радиотехнической школе в различные годы было вручено более двух десятков кубков и почетных грамот. Более того, за качественную подготовку призывников в ее стенах оставлены на вечное хранение переходящие знамена ЦК ДОСААФ (1990 год) и ВВС России (1992 год). К тому же этап обучения курсантов в школе проходит на современном, идентичном войсковому оборудовании.
    Рассказывая о сегодняшних делах школы, полковник Боронин посетовал, что поддерживать планку учебного процесса год от года становится труднее. Причин тому несколько. И все они, как выясняется, объективные. Например, в свое время ЕОРТШ для войск готовила 300 курсантов. Выпуск сегодняшнего дня - 100 обученных призывников. Причина сокращения числа обучаемых не в оптимизации Вооруженных Сил, а в банальном недофинансировании учебного процесса. Достаточно сказать, что определенные бюджетом средства в школу поступают в размере 30-40 процентов от необходимого. Недостающее приходится добывать за счет хозяйственной деятельности.
    Но даже в таких условиях база Екатеринбургской ОРТШ в состоянии хоть сейчас усадить за парты две сотни курсантов. Да только на такое количество, к сожалению, нет госзаказа.
    Другая не менее важная причина кроется в обучаемом контингенте. Радиопеленгаторщик - это не мотострелок, любого не обучишь. Допуск получают только те, у кого за плечами десять классов образования, отличные зрение, слух и… дикция. Поэтому, согласно существующим требованиям, из призывного состава подбор кандидатов на обучение в школе военные комиссариаты осуществляют в первую очередь. Жаль только, что избранный контингент недооценивает проявляемую о нем заботу. Как правило, в каждом наборе присутствует группа ребят, которые уже на пороге школы заявляют о своем нежелании обучаться в РТШ. Вот и последний набор кандидатов не стал исключением: по этой причине курсы «похудели» на шесть человек.
    Встречаются и такие, кто, не озвучивая своего нежелания, перестает посещать занятия в разгар учебного периода. Полковник Боронин сожалеет об ушедших временах, когда на прогульщика можно было повлиять через родителей, общественные организации, непосредственного начальника на производстве. Сегодня картина иная: посещение курсов – дело добровольное.
    - Вот и приходится нам, как заправским рекламодателям, искать всевозможные способы заинтересовать пацанов, - рассказывает начальник школы. – Хоть по программе обучения это и не предусмотрено, но мы с первого дня допускаем курсантов к аппаратуре, демонстрируем им принцип работы радиопеленгатора, других средств связи.
    Обучаемым разъясняют, что полученные в стенах школы знания, как правило, востребованы «на гражданке». И даже могут стать основой будущей профессии. Более того, администрация Екатеринбургской ОРТШ идет навстречу курсантам из малообеспеченных семей. Для них через городскую, областную службы занятости добиваются выплаты стипендий (хотя эти службы далеко не всегда идут навстречу: аппаратура РТШ специфична и не используется в мирной жизни, а значит, незачем тратиться на то, что не выгодно обществу). Практически на безвозмездной основе преподается компьютерный пользовательский курс (вместо таксы в 800 рублей уроки ребятам обходятся в 200-250 рублей).
    Компенсировать потери школе помогает разветвленная сеть хозрасчетной деятельности. «На прибыль» работают четыре компьютерных специализированных кабинета. Через систему платного обучения проходят будущие телерадиомеханики, специалисты по ремонту и обслуживанию средств связи, системные администраторы – всего по восьми гражданским специальностям. В пределах Свердловской области открыты четыре филиала школы. Их посещают 450 городских и сельских школьников. Некоторые из них по линии военных комиссариатов впоследствии направляются на обучение в Екатеринбургскую ОРТШ. При филиалах действуют платные компьютерные пользовательские курсы для взрослых.
    Время показало, что будущие кадры для радиотехнической школы следует растить не из случайно выбранных кандидатов, а целенаправленно их подбирать и растить. Для этого администрация РТШ по соседству с восемью учебными классами подготовки специалистов для армии открыла линейку подростковых секций, в том числе по радиоконструированию, компьютерному обучению, радиосвязи УКВ малой мощности и работе «на ключе». Правда, два последних направления, к сожалению, из-за отсутствия спроса «на гражданке» пришлось закрыть. Но и то, что осталось, несет надежду. Секции активно посещают школьники
    5-11-х классов. И через год-два полковник Боронин надеется получить реальную отдачу - принять у себя первый массовый поток не вынужденных обучаться направленцев, а своими усилиями подготовленных добровольцев.
    

На снимках: на практических занятиях курсанты Екатеринбургской ОРТШ.
 ||  Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».


Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства