на главную страницу

3 Декабря 2003 года

Армия сегодня

Среда

Выйти из пике

Военно-воздушные силы приступают к обновлению парка авиатехники

Александр МАНУШКИН, «Красная звезда».



     Вооруженные конфликты и войны ХХI века свидетельствуют о решающей роли авиации в подавлении противника. В неконтактном противоборстве сторон сегодня все чаще главная роль отводится авиационным комплексам, позволяющим добиться победы с наименьшими потерями личного состава и техники.
     В 90-е годы российские ВВС не закупили практически ни одного самолета. И это, естественно, не могло не вызывать тревоги. И дело не только в старении самолетного парка. Сам летательный аппарат, как правило, служит 30 – 50 лет, а вот вооружение, прицельное, пилотажно-навигационное и другое оборудование устаревают морально и физически через 10 – 15 лет. А мы все эти годы топтались на месте, пользуясь багажом, созданным еще в советское время.
     Очевидно, мы подошли к черте, преступив которую могли, как говорится, навсегда отстать от наших традиционных визави в авиационной области. В последние 3 – 4 года предприняты реальные шаги, направленные на изменение ситуации и поддержанные Президентом и Правительством России. Началось финансирование модернизации летательных аппаратов российских ВВС, причем всех типов. И речь идет не о частичной замене аппаратуры и продлении ресурса самолетов и вертолетов, а о создании новых авиакомплексов с современным бортовым вооружением, радиолокационным и навигационным оборудованием, не уступающим зарубежным аналогам.
     В Комсомольске-на-Амуре идет создание истребителей с новыми свойствами на базе серийного Су-27. Модернизируются фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25, дальние ракетоносцы Ту-160, Ту-95 и Ту-22. Приобретают новые свойства ударные вертолеты Ми-24, способные вести боевые действия днем и ночью. А в Воронежском самолетостроительном обществе (ВАСО) уже идет ремоторизация (оснащение двигателями нового поколения ПС-90А) военно-транспортных самолетов Ил-76МД, в результате чего дальность их полета возрастет на 800 км, а максимальная нагрузка будет увеличена на 10 тонн.
     Модернизация, естественно, более выгодное дело по сравнению с созданием новых летательных аппаратов, потому как она экономит большие деньги. Однако отечественные авиаконструкторы уже работают над созданием самолетов для ВВС, которые будут летать до конца этого века.
     В числе таких ударных авиакомплексов с полным основанием можно назвать модернизированный Су-32, массовое производство которого уже осваивается на Новосибирском авиационном производственном объединении. Работа над его созданием привлекает особое внимание СМИ и специалистов. Что же это за машина?
     Специализированный фронтовой бомбардировщик Су-32 по основным тактико-техническим характеристикам, выживаемости и боеготовности обеспечивает эффективное поражение наземных и надводных, в том числе малоразмерных и подвижных, целей противника днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и в условиях воздействия создаваемым помехам. Кроме того, Су-32 способен эффективно решать задачи по уничтожению воздушных целей, ведению воздушной разведки и береговой охраны.
     К проектированию Су-32 ОКБ приступило по заказу ВВС в 1988 году, и первый полет его состоялся 18 декабря 1993 года. Пилотировали Су-32 летчики-испытатели «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев и Евгений Ревунов. Главный конструктор - Роллан Мартиросов. Что касается зарубежных аналогов, то у Су-32 их нет.
     Ударный самолет обладает большой боевой живучестью. Соответствующий комплекс Су-32 состоит из бронекабины, бронезащиты, системы пожаротушения двигателей. Обеспечивается также дублирование, резервирование и экранирование основных систем.
     Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) самолета включает в себя оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс. Самолет оснащен многофункциональным радиолокатором с фазированной антенной решеткой и системой радиоэлектронного противодействия. БРЭО бомбардировщика позволяет обнаруживать различные цели на минимальном расстоянии. Аппаратура опознавания «свой - чужой» интегрирована с радиолокационной системой.
     Силовая установка Су-32 состоит из 2 турбореактивных двигателей АЛ-З1Ф (форсажный). Глубокий контроль основных узлов и систем, высокие характеристики ремонтопригодности двигателей допускают эксплуатацию их по техническому состоянию. Задачи, стоящие перед Су-32, определяются и спектром его вооружения.
     Для эффективного управления боевым авиационным комплексом Су-32 его экипаж состоит из двух человек – летчика и штурмана-оператора. Они размещены в бронированной кабине бок о бок, что позволяет значительно повысить эффективность их работы. Условия их размещения можно назвать вполне комфортными, так как за катапультными креслами есть специальная зона отдыха с бортовой аптечкой, пайком, термосами с питьевой водой и даже ассенизационным устройством. В этой зоне члены экипажа по очереди могут встать в полный рост, размяться, отдохнуть, не теряя при необходимости контроль за обстановкой на борту.
     Корреспонденту «Красной звезды» генеральный директор Новосибирского АПО Александр Бобрышев сказал, что на сегодняшний день построено семь опытных фронтовых бомбардировщиков Су-32. Ударный авиакомплекс испытывается в Государственном летно-испытательном центре (ГЛИЦ) ВВС в Ахтубинске Астраханской области, а также в Летном испытательном институте (ЛИИ) в Жуковском Московской области и на полигонах во главе с нынешним главным конструктором Сергеем Коротковым. Каждая опытная машина Су-32 является летающей лабораторией для испытания того или иного бортового оборудования по определенной программе. Это делается для ускорения всего процесса испытаний. По оценке экспертов, уже сейчас можно говорить о перспективах серийного производства этой машины.
     На днях в Новосибирском АПО побывал главнокомандующий Военно-Воздушными Силами Герой России генерал-полковник Владимир Михайлов. Он отметил, что сейчас мы выходим на производство восьмого, более нового самолета Су-32. Его строительство будет завершено в первой половине 2004 года, и он присоединится к испытаниям опытной партии самолетов. На втором этапе отрабатываются новые режимы работы Су-32, которые прописаны в программе. Идет дальнейшее наращивание боевых возможностей этого боевого комплекса, отрабатываются вопросы боевого применения бортового оружия как по наземным и воздушным, так и по морским целям. В новом самолете изменения будут касаться характеристик бортового радиоэлектронного, навигационного, связного, прицельного и другого оборудования. Скорее всего именно такой самолет и пойдет в массовое производство.
     Самолет Су-32 рассматривается как одна из наиболее приоритетных программ ВВС России. По мнению ряда специалистов, уровень БРЭО этой машины позволяет отнести ее к боевым самолетам пятого поколения.
     Самолет имеет значительный потенциал модернизации. Помимо бомбардировочной модификации ведутся работы по созданию новых вариантов Су-32, в частности – самолета-разведчика и самолета РЭБ.
     
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Су-32:

     Нормальный взлетный вес, кг 38.240
     Вес боевой нагрузки, кг 8.000
     Практический потолок, м 15.000
     Макс. скорость полета у земли, км/час 1.400
     на высоте, км/час 1.900
     Радиус действия на высоте, км 1.100
     Перегоночная дальность, км 4.000
     Макс. продолжительность выполнения
     боевой задачи с дозаправкой, час 10

     
Уже в ближайшее время на оснащение российских ВВС поступят новые учебные летательные аппараты - самолеты Як-130 и МиГ-АТ, вертолеты Ка-52 «Аллигатор» и легкий «Ансат». Об этом заявил на прошлой неделе главком ВВС генерал-полковник Владимир Михайлов, выступая перед офицерами ВВС и ПВО, проходящими службу в Сибирском регионе. Он сообщил, что в первом квартале 2004 года на вооружение ВВС поступят три самолета Як-130, а к концу года - несколько самолетов МиГ-АТ. Также в 2004 году будет продолжено производство вертолета Ми-28, активно идет модернизация вертолетного парка Ми-8, Ми-24, Ми-26, которая позволит увеличить возможности этих машин почти в два - два с половиной раза. В военно-транспортную авиацию вместо самолетов Ан-24 и Ан-26 начнет поступать Ил-112, к производству которого уже приступили.
     В заключение нельзя не сказать и о том, что авиакомпания «Сухой» успешно работает над созданием другого перспективного авиакомплекса фронтовой авиации. В мае 2003 главкомат ВВС выдал «ОКБ Сухого» тактико-техническое задание на проведение опытно-конструкторских работ по созданию нового истребителя, а в июле был согласован госконтракт на его разработку. В настоящее время ОКБ ведет работу по эскизному проектированию новой машины. Защиту эскизного проекта планируется провести в начале 2004 года.
     По оценке экспертов, базовый вариант перспективного российского истребителя пятого поколения не будет уступать по своим характеристикам американскому JSF, а по ряду параметров – и тяжелому истребителю F-22. Отличительными чертами истребителя нового поколения являются многофункциональность (способность решать задачи поражения как воздушных, так и наземных целей), сверхманевренность (возможность совершать управляемый полет на малых скоростях и больших углах атаки), малая заметность в оптическом, инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн, способность взлетать и садиться, используя укороченные взлетно-посадочные полосы, ряд других характеристик, обеспечивающих высокую боевую эффективность самолета.
     Несмотря на экономические трудности, работают российские конструкторы и над другим авиационными проектами. Словом, есть уверенность, что родное Отечество было, есть и будет ведущей авиационной державой мира.
     На снимке: учебно-тренировочные МиГ-АТ.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service