на главную страницу

6 Декабря 2003 года

Армия и общество

Суббота

За каждым решением – судьба

Начальник управления кадров РВСН генерал-майор Александр ЛЫСЕНКО.



«Главным фундаментом национальной безопасности России остаются и еще
долго будут оставаться силы ядерного сдерживания...»

В.В. Путин.

     В соответствии с планом строительства Вооруженных Сил РФ в течение 2001-2003 годов проводились мероприятия по реформированию и оптимизации РВСН. В условиях масштабности проводимых работ и их государственной значимости для кадровых органов войск в этот период одной из приоритетных стояла и будет стоять задача кадрового обеспечения проводимых организационно-штатных мероприятий. Это обусловлено тем, что только за указанный период в нашем роде войск высвободились около 9 тысяч офицеров и свыше 4 тысяч прапорщиков, было переформировано главное командование вида в командование рода, расформировано управление объединения с частями непосредственного подчинения, две дивизии, ряд соединений и частей переформированы или переведены на новые штаты.
     Завершаются мероприятия по расформированию Пермского военного института.
     При организации и проведении работы по реформированию войск мы руководствовались нормативной базой, наработанной как на федеральном уровне (пакет «военных» законов, указаний и методических рекомендаций центральных органов военного управления по проведению организационно-штатных мероприятий), так и документами, разработанными и проверенными на практике в РВСН, в частности методическим пособием по проведению организационно-штатной работы. Непосредственно реализация плана реформирования корректировалась рядом текущих указаний командующего РВСН, начальника штаба, начальников управлений и служб командования. Необходимость этих документов вытекала из анализа и результатов работы комплексных групп командования в частях, соединениях и объединениях РВСН по изучению хода организационно-штатных мероприятий и оказанию помощи в ликвидационных вопросах, которые планируются и проводятся постоянно.
     В РВСН уже сложилась определенная система работы командования, кадровых органов по определению служебного предназначения офицеров и прапорщиков в ходе проводимых мероприятий. Во всех управлениях и службах командования, объединениях и соединениях составлены планы работы. Перед началом проведения мероприятий ставятся конкретные задачи по линии ответственности командирам и кадровым органам, управлениям и службам, составляются персональные списки высвобождающихся офицеров и прапорщиков, формируется банк данных по вакантным должностям в масштабе РВСН, устанавливается взаимодействие с управлениями кадров видов, родов и округов, разрабатываются графики проведения индивидуальных бесед соответствующими должностными лицами и графики подсчета личных дел, прохождения военно-врачебной комиссии, предоставления отпусков. Кроме того, утверждаются планы перемещений руководящего состава частей в целях укрепления кадрами наиболее ответственных участков подготовленными в профессиональном отношении офицерами, высвобождающимися в ходе мероприятий.
     Проводя эту кропотливую работу, мы всегда чувствовали понимание и поддержку как Министерства обороны РФ в целом, Генерального штаба ВС РФ, Главного управления кадров, так и других органов военного управления в разрешении наших предложений по оптимизации структуры командования РВСН, соединений и частей в период реформирования, решении социальных вопросов военных городков, ракетчиков и членов их семей. В 2002 году по инициативе командования РВСН и поддержке Генерального штаба ВС РФ был создан координационно-аналитический отдел, который непосредственно занимается вопросами хода ликвидационных мероприятий. В командовании, при штабах объединений и соединений, вузах и учреждениях сформированы внештатные оперативные пункты контроля, на которых было организовано дежурство. График выполнения ликвидационных работ отслеживается ежедневно, в том числе и по линии кадровых органов с представлением докладов в управление кадров РВСН. Командующему РВСН также ежемесячно представляется доклад о ходе выполнения планов работ. В управлении кадров еженедельно проводятся совещания по вопросу хода определения служебного предназначения офицеров и прапорщиков с заслушиванием офицеров управления по состоянию дел с размещением офицеров и прапорщиков по линии ответственности.
     Вошло в практику работы командования РВСН на подведении итогов работы за месяц рассматривать ход выполнения планов ликвидационных мероприятий, существующие проблемные вопросы и пути их разрешения. В 2002 году, в период наиболее масштабных ликвидационных мероприятий, был проведен оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава войск. Итоги сбора были обобщены и оформлены методическим пособием по организационно-штатной работе в РВСН, которое было разослано до каждой части и является хорошим подспорьем в организации работы.
     Показательно, что мы использовали проведение мероприятий реформирования для качественного укрепления офицерского состава РВСН. Достаточно сказать, что внутри РВСН назначены до 80% офицеров и 70% прапорщиков из числа всех назначенных для дальнейшего продолжения службы. Все вопросы определения служебного предназначения каждого офицера и прапорщика решались с учетом мнения аттестационных комиссий всех уровней военного управления, в том числе и аттестационной комиссии РВСН. Такой подход позволил нам сократить число ошибочных решений по кадровым вопросам.
     Хочется отметить вдумчивое и по-государственному рачительное отношение к сохранению офицеров и прапорщиков, высвобождающихся в ходе организационно-штатных мероприятий, со стороны командиров генерал-лейтенанта Владимира Гагарина, генерал-майора Бориса Синенко, полковника Алексея Коннова, офицеров кадровых органов – полковников Сергея Ступника, Анатолия Остроуха, подполковника Алдера Нюхова. Во многом благодаря их усилиям мы смогли сохранить кадровый потенциал, молодых офицеров, укрепить отдельные отстающие участки подготовленными и опытными офицерами и прапорщиками.
     Определяя служебное предназначение военнослужащих, подлежащих сокращению, мы не придерживались местнического подхода. И не случайно более 300 офицеров и около 200 прапорщиков были назначены в другие виды и рода Вооруженных Сил РФ. И это несмотря на то, что и в наших войсках имелся значительный некомплект должностей. Но мы понимали, что за каждым человеком стоят личные или семейные обстоятельства, выслуга лет, состояние здоровья, дальнейшие возможности служебной перспективы службы в РВСН и т.д. Поэтому принимали решение по каждому офицеру и прапорщику индивидуально. Мы признательны нашим коллегам из других видов и родов Вооруженных Сил, офицерам и генералам ГУК Mинобороны РФ за понимание наших проблем и оперативное решение вопросов по размещению высвобождавшихся офицеров и прапорщиков.
     Вместе с тем в ходе проведения организационно-штатных мероприятий возникал ряд проблем по линии кадровых органов, которые и в настоящее время актуальны.
     Во-первых, в целях сохранения кадрового потенциала, особенно молодых офицеров, все-таки необходимо внести изменения в существующую законодательную базу, в частности в Положение о порядке прохождения военной службы.
     На наш взгляд, для Министерства обороны сегодня жизненно необходимо сокращение количества оснований, дающих право военнослужащему увольняться досрочно из Вооруженных Сил по организационно-штатным мероприятиям. Вместо пяти оснований в действующем Положении о порядке прохождения военной службы было бы целесообразным оставить только два – при сокращении занимаемой военнослужащим конкретной воинской должности или снижении штатной категории по воинскому званию и отсутствии его согласия с назначением.
     Во-вторых, пунктом 12 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, введенной приказом министра обороны РФ 2000 года № 80, предоставлено внеочередное право на предоставление жилья военнослужащим, имеющим выслугу более 10 лет и увольняемым в связи с организационно-штатными мероприятиями. Это привело к тому, что военнослужащие, продолжающие служить и поставленные в очередь для получения жилья на общих основаниях, получают жилье по остаточному принципу, а молодые офицеры используют любые организационно-штатные мероприятия для досрочного увольнения с военной службы и внеочередного получения жилья.
     В результате идет отток молодых офицеров. Так, в РВСН в 2001-2003 годах из уволенных по всем статьям офицеров до 40% составляли молодые офицеры в возрасте до 30 лет.
     Необходимо внесение изменения в пункт 12 вышеуказанной инструкции и отменить необоснованно предоставленную льготу на внеочередное предоставление жилья военнослужащим, которые увольняются досрочно в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями.
     В-третьих, в период проведения реформирования, высвобождения большого количества офицерского состава и необходимости его размещения особенно важна организация четкого взаимодействия кадровых органов видов, родов, округов Вооруженных Сил между собой. Некоторые представления на офицеров, рассматриваемых к назначению в другие виды и рода войск, ходят по согласованиям до 4-6 месяцев (!), хотя реализация документов непосредственно в ГУК Минобороны РФ занимает по времени не более 2-3 недель. В конечном итоге затягиваются сроки назначения высвобождающихся в ходе организационно-штатных мероприятий офицеров.
     В-четвертых, нуждается в корректировке и перечень лиц, которые могут стать участниками программы «Государственные жилищные сертификаты». К ним необходимо отнести и граждан, проживающих на территориях ЗАТО, ведь это в подавляющем большинстве бывшие военнослужащие или члены семей. С учетом того, что в настоящее время столь полномасштабные мероприятия по реформированию и ликвидации воинских частей в Министерстве обороны РФ проводятся только в РВСН, заставляют нас ставить вопрос об увеличении лимита государственных жилищных сертификатов, выделяемых в интересах рода войск.
     Скорейшее разрешение проблемных вопросов, на наш взгляд, способствовало бы снижению социальной напряженности в воинских коллективах и гарнизонах частей РВСН в период их реформирования.
     Хотелось бы отметить, что за последнее время у большинства кадровых военнослужащих крепнет уверенность в успехе мероприятий по модернизации Вооруженных Сил. Это основывается на конкретных шагах политического и военного руководства России. Свидетельством тому может служить октябрьское с.г. совещание по вопросам военной реформы, доклады на нем Президента Российской Федерации, Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил Российской Федерации В.В. Путина, министра обороны РФ С.Б. Иванова, выступления их на подведении итогов учебного года в Вооруженных Силах. Материалы изучаются в офицерских коллективах РВСН, находят поддержку и понимание у всех категорий военнослужащих.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service