на главную страницу

9 Декабря 2003 года

Геополитика

Вторник

ОДКБ: щит становится непробиваемым

Подготовил Роман СТРЕШНЕВ, «Красная звезда».



Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) обретает все больший авторитет на международной арене. Как показало время, заявления скептиков о том, что организация останется лишь на бумаге и не станет основой реального сотрудничества, не оправдались. Более того, в последнее время на различных уровнях ОДКБ получила мощный импульс к дальнейшему развитию. В этой связи мы предоставляем слово представителям секретариата организации, так как именно этот координирующий орган играет важнейшую роль в деле полномасштабного и своевременного обеспечения безопасности государств — членов ОДКБ.






     «ОДКБ располагает всеми необходимыми механизмами для борьбы с терроризмом и наркоугрозой».
     
Президент России Владимир ПУТИН.





     

     
НАША СПРАВКА

     Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписан 15 мая 1992 г. сроком на 5 лет с последующим продлением. На сессии совета коллективной безопасности 2 апреля 1999 г. в Москве был подписан протокол о продлении ДКБ, которым предусматривается автоматическое продление срока действия договора на очередные пятилетние периоды. 7 октября 2002 г. в Кишиневе президенты государств - участников ДКБ подписали Устав организации договора о коллективной безопасности и Соглашение о ее правовом статусе. В доктринальном плане ОДКБ выражает сугубо оборонительную направленность военной политики государств-членов на основе приоритета политических средств по предотвращению и ликвидации военных конфликтов. При этом организация остается открытой для присоединения к ней других государств, разделяющих цели и принципы ее членов. На данный момент в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Отдельным государствам или международным организациям предоставляется статус наблюдателя при организации.
     Главным руководящим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который входят главы государств - членов организации. Консультативно-исполнительные органы ОДКБ – Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Комитет секретарей советов безопасности (КССБ). Постоянно действующими органами являются секретариат, который осуществляет организационное, информационно-аналитическое и консультационное обеспечение деятельности организации, а также создаваемый Объединенный штаб ОДКБ, который также станет рабочим органом СМО. В период между сессиями СКБ вопросами координации, взаимодействия в реализации принятых решений занимается Постоянный совет полномочных представителей, которые назначаются от каждого государства ОДКБ.

     

     
Главное - мы вместе

     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Николай Бордюжа родился 20 октября 1949 г. в Орле. В 1972 г. окончил Пермское командно-инженерное училище, после чего проходил службу в РВСН, а затем в КГБ СССР, Федеральном агентстве правительственной связи России. С 1994 по 1998 г. - заместитель директора Федеральной пограничной службы РФ, директор ФПС РФ. В сентябре 1998 г. назначен секретарем Совета безопасности России. С декабря 1998 г. - руководитель Администрации президента с сохранением поста секретаря СБ РФ. В 1999 г. - председатель Государственного таможенного комитета РФ. 22 декабря 1999 г. назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Королевстве Дания. 28 апреля 2003 года на сессии Совета коллективной безопасности назначен генеральным секретарем ОДКБ.


     
Генеральный секретарь ОДКБ Николай БОРДЮЖА



     Основными направлениями работы организации являются политическое сотрудничество, совершенствование военной компоненты и выработка конкретных совместных шагов по противодействию общим вызовам и угрозам. Исходя из этих трех основных направлений и построена структура секретариата ОДКБ. У нас есть управление политического сотрудничества, которое занимается прежде всего вопросами согласования внешнеполитических позиций, координацией в области международной деятельности государств - членов ОДКБ (в том числе выработкой соответствующих позиций, заявлений и т. д.), управление военного сотрудничества, которое участвует в развитии военной компоненты, в частности занимается вопросами военно-технического сотрудничества, интеграционных систем – ПВО, связи, разведки и т.д. Третье – управление по противодействию вызовам и угрозам. В нем работают специалисты в сфере борьбы с терроризмом, наркобизнесом, транснациональной преступностью. Задача данного управления - не организовывать непосредственно оперативную работу, а вырабатывать предложения по конкретным совместным шагам государств - членов ОДКБ для противодействия новым вызовам и угрозам, а также координировать действия специальных сил. Все эти управления формируются на квотной основе в зависимости от долевого участия в финансировании деятельности организации.
     Помимо прочего, структурными единицами секретариата ОДКБ являются информационно-аналитический, правовой, финансовый, организационный отделы, а также управление делами секретариата.
     Примечательно, что за довольно короткий период стало заметно активнее продвигаться сотрудничество в военной сфере, по взаимодействию силовых структур, существенно улучшилась координация внешнеполитической деятельности.
     Теперь при наличии внешней угрозы для одной из стран - участниц ОДКБ решение о применении военной силы может быть принято в течение нескольких десятков минут. Уже разработаны, утверждены и отрабатываются в ходе совместных учений планы боевого применения военной составляющей. Происходит наращивание военной компоненты в рамках организации, в частности недавно была открыта авиабаза в Канте, которая стала авиационной составляющей КСБР.
     Все это в свою очередь ведет к реализации главного замысла организации - коллективной безопасности данных государств. Сегодня в ОДКБ входят шесть стран, которые не только на словах, но и на деле хотят совместно обеспечивать безопасность.
     Вместе с тем в формате ОДКБ есть некоторые трудности, которые, впрочем, не создают непреодолимых проблем для продолжения полноценного сотрудничества.
     Так, в области льготных поставок вооружения и военной техники в рамках организации проблема заключается в том, что каждое государство после проведения внутригосударственных процедур ратификации данного соглашения должно соответствующими нормативно-правовыми актами отработать механизм его выполнения, в котором будут определяться такие параметры, как ценообразование, тарифы по транспортировке вооружения, порядок получения разрешений на вывоз этого вооружения и т.д. То есть во всех странах ОДКБ должен быть отработан внутренний механизм реализации достигнутых договоренностей.
     На данном этапе для ОДКБ важно также определить конкретный оперативно-стратегический замысел дальнейшего развития военной компоненты.
     Пока не произошло окончательного кадрового наполнения рабочих структур организации. Например, нет решений некоторых государств по занятию квотных должностей в данных структурных подразделениях, что создает некоторые затруднения. Существуют и определенные финансовые проблемы.
     И все же главное, что мы вместе и каждое государство ОДКБ готово к дальнейшему практическому сотрудничеству, а значит, для нас нет непреодолимых преград.

     
Без политики не обойтись



     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     После окончания в 1975 году МГИМО работал в секретариате ООН в Нью-Йорке, в посольствах СССР и России в ряде стран Латинской Америки, занимал различные должности в центральном аппарате МИД РФ. С октября 2003 г. - заместитель начальника управления политического сотрудничества секретариата ОДКБ.





     
Заместитель начальника управления политического сотрудничества
секретариата ОДКБ Валерий ДЕРГАЧЕВ



     Позвольте сначала сказать несколько слов о деятельности самой Организации договора о коллективной безопасности. Как показывает жизнь, и это было подтверждено на состоявшемся недавно в Бишкеке заседании Совета министров иностранных дел ОДКБ, у всех участников организации есть главное - политическая воля к активному сотрудничеству. Это позволяет ОДКБ быстро адаптироваться к новой конфигурации современных вызовов и угроз, принимать своевременные решения, совершенствовать механизмы их реализации. Показателен тот факт, что ОДКБ удалось выработать единую позицию по целому ряду весьма сложных проблем, в том числе ситуации в Афганистане, борьбе с международным терроризмом и др.
     Договор о коллективной безопасности на деле показал свою эффективность. Приведу лишь несколько примеров: отражение вторжения в 1999-2000 гг. экстремистских бандформирований в государства Центральной Азии, создание Коллективных сил быстрого развертывания и открытие для их поддержки авиабазы на территории Киргизской республики в городе Кант. Успешно была проведена операция «Канал-2003» по борьбе с наркобизнесом и незаконным оборотом оружия.
     Что касается задач управления политического сотрудничества секретариата ОДКБ, то они вытекают из Устава организации. Это прежде всего согласование и координация позиций по международным и региональным проблемам безопасности, подготовка совместных заявлений, проектов документов, выносимых на обсуждение руководящих органов ОДКБ. Важное направление деятельности - совершенствование консультационных механизмов и договорно-правовой базы, регламентирующей функционирование системы коллективной безопасности. Это дает возможность быстро принимать решения, позволяющие ставить заслон агрессии извне, противостоять вызовам и угрозам, наладить плодотворное военно-политическое сотрудничество, эффективно влиять на формирующуюся систему международной безопасности. Предпринимаются шаги по установлению и развитию контактов с другими международными организациями, в частности с ООН и ОБСЕ. Регистрация ОДКБ при Организации Объединенных наций находится на завершающем этапе. В ближайшем будущем мы намерены направить заявку на получение статуса наблюдателя при ООН.
     Имеются перспективы для координации усилий с НАТО прежде всего в вопросах борьбы с терроризмом, религиозным экстремизмом, наркотрафиком. Должное внимание уделяется информационно-аналитическому и консультативному обеспечению деятельности органов ОДКБ. Мы стремимся работать в упреждающем режиме, предвидеть проблемы, с тем чтобы государства-члены могли своевременно принять меры для предотвращения негативного развития событий. Для решения всех этих и других задач у нас есть необходимый потенциал: управление политического сотрудничества укомплектовано сотрудниками, имеющими богатый опыт работы на ответственных дипломатических должностях.
     На днях делегация ОДКБ приняла участие в 11-м заседании совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в Маастрихте (Нидерланды). Участие ОДКБ в данном мероприятии, по нашему мнению, было весьма плодотворным. Выступление генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи было распространено в качестве официального документа ОБСЕ. Участникам заседания также были представлены согласованные в ОДКБ заявления по ситуации в Афганистане и по борьбе с международным терроризмом, информация по антинаркотической операции «Канал-2003». В рамках визита состоялись рабочие встречи Николая Бордюжи с главами внешнеполитических ведомств России и Белоруссии, руководством секретариата ОБСЕ, представителями Европола и других международных организаций.
     Немаловажно и то, что ОДКБ впервые участвовала в качестве международной организации в этом крупном форуме, на котором были представлены 55 стран - членов ОБСЕ, 10 приглашенных государств и порядка 20 крупных международных организаций. Главной обсуждаемой проблемой стала стратегия противодействия угрозам безопасности и стабильности в ХХI веке. Речь шла прежде всего о борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом, наркотрафиком и организованной преступностью.
     В настоящее время наше управление ведет работу по подготовке к очередным консультациям полномочных представителей государств - членов ОДКБ, которые намечены на 18 декабря. На них будут обсуждаться итоги СМИД, СМО и КССБ, ситуация в Грузии, проблемы адаптированного ДОВСЕ и вопросы, касающиеся экспортного контроля. В будущем предстоит также большая работа по созданию и принятию решений в развитие документов, принятых на СМИД в Бишкеке.
     По моему мнению и по оценкам сотрудников, которые здесь работают не первый год, секретариат ОДКБ под руководством Николая Бордюжи «прибавляет обороты», набирает хорошую динамику. А это гарантия того, что организация будет наращивать потенциал для выполнения своей главной задачи - укрепления международной и региональной безопасности, защиты на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств - членов ОДКБ.

     
К обороне готовы



     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     В 1965 г. окончил академию Дзержинского. Служил в РВСН. С 1975 по 1992 год занимал различные должности в Генеральном штабе. Закончил службу в должности первого заместителя начальника договорно-правового управления. С 2002 года работает в секретариате ОДКБ. Советник управления военного сотрудничества секретариата ОДКБ. Генерал-майор в отставке.





     
Советник управления военного сотрудничества секретариата ОДКБ
Владимир КУКЛЕВ



     Прежде всего напомню, что в настоящее время создана основополагающая нормативно-правовая база для военного сотрудничества, в частности принята концепция коллективной безопасности, создана модель региональной безопасности, обозначены основные направления военного сотрудничества. Подписаны важные документы, в том числе соглашение о статусе сил и средств системы коллективной безопасности, протокол о формировании этих сил и средств и т.д. Эти документы определили порядок формирования сил и средств системы коллективной безопасности (создание региональных группировок войск в рамках союза России и Белоруссии, в рамках сотрудничества России и Армении). Таким образом, они являются составной частью системы коллективной безопасности на восточно-европейском и закавказском направлениях. Существующая нормативно-правовая база позволила приступить к формированию региональной системы коллективной безопасности в Центрально-Азиатском регионе, и первой фазой данного процесса стало формирование Коллективных сил быстрого развертывания. В настоящее время данная группировка наращивается и укрепляется, например, с открытием базы в Канте создана авиационная составляющая КСБР.
     В определении перспектив развития военной компоненты ОДКБ, разработке ее нормативно-правовой базы, реализации принятых решений мы активно сотрудничали и сотрудничаем с ШКВС, а в будущем будем взаимодействовать с Объединенным штабом ОДКБ. На предстоящем 9 декабря заседании Совета министров обороны ОДКБ планируется рассмотрение ряда вопросов по дальнейшему совершенствованию военной деятельности в рамках организации. С созданием Объединенного штаба ОДКБ часть задач, которые ранее решало наше управление, будет передана этому военно-штабному органу. Для нас же главным останется координация работы по выполнению решений организации.
     Военная составляющая содержит в себе также проблематику военно-технического сотрудничества (ВТС). Так, в 2000 году подписано соглашение об основных принципах ВТС между государствами - участниками тогда еще ДКБ. До недавнего времени оно предусматривало поставки продукции военного назначения на льготных условиях только для тех воинских формирований, которые входили в состав сил и средств системы коллективной безопасности. При непосредственном участии нашего управления 28 апреля на Душанбинской сессии СКБ было подготовлено и принято решение о распространении сферы действия этого соглашения на поставки продукции военного назначения для всех вооруженных сил государств - членов ОДКБ. Это было сделано исходя из того, что в принципе все они являются частью сил и средств системы коллективной безопасности. Были также отработаны основная нормативно-правовая база для такого режима и основные моменты механизма реализации этого соглашения.
     Следует отметить и то обстоятельство, что с вступлением в силу данного соглашения в дополненной редакции этот льготный режим осуществления ВТС будет распространяться не только на поставки продукции военного назначения, но и на другие его сферы, включая проведение НИОКР, ремонт и модернизацию военной техники и т.д. В этой связи предстоит решить задачу по наращиванию механизма реализации данного соглашения.
     В рамках углубления военно-технического сотрудничества остро стоит вопрос о практическом решении проблем, связанных с обеспечением качественной подготовки военных кадров для вооруженных сил государств ОДКБ, развития процесса совместного обучения. Сложность задачи обуславливается в первую очередь юридически-правовыми и финансовыми преградами. Но отмечу, что деятельность по преодолению данных трудностей ведется достаточно активно.
     В перспективе управлению предстоит серьезная работа, связанная с усилением военной составляющей организации. В частности, речь идет об обеспечении взаимодействия сил и средств системы коллективной безопасности на межрегиональном уровне, создании в этих целях объединенных военных систем, наращивании полнокровной региональной группировки в Центральной Азии, налаживании взаимодействия по всестороннему обеспечению региональных группировок войск (сил), а также, самое главное, определении конкретных перспектив дальнейшего военного сотрудничества.
     Прорабатывается вопрос возможного использования воинских формирований, входящих в силы и средства системы коллективной безопасности, для противодействия новым вызовам и угрозам во взаимодействии с другими силовыми ведомствами. К «нетрадиционным» задачам управления, кроме прочего, можно отнести и работу по созданию единой системы технического прикрытия железных дорог. Соглашение об этом было принято на сессии в Душанбе. Подобного рода работа будет со временем активизироваться.
     Актуальным остается совершенствование механизма принятия и реализации решений Совета коллективной безопасности, его уставных органов, связанных как с применением сил и средств, так и с оказанием экстренной военной и военно-технической помощи, в том числе с подготовкой предложений и вариантов экстренных военно-политических решений по реализации статьи 4 Договора о коллективной безопасности.


     
Отвечая на вызовы времени




     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Родился 16 апреля 1948 года. С 1971 года проходил службу в вооруженных силах СССР на офицерских должностях. В последующем более 30 лет работал в органах государственной безопасности, прошел путь от оперативного сотрудника до заместителя начальника управления центрального аппарата ФСБ России. Около четырех лет работал за рубежом в должности руководителя представительства ФСБ РФ за границей. Генерал-майор запаса.




     
Начальник управления противодействия вызовам и угрозам секретариата ОДКБ
Олег ГЛУХАРЕВ



     Наше управление самое молодое в структуре секретариата, так как оно создано совсем недавно: после преобразования ДКБ в ОДКБ. Вместе с тем отмечу, что в нынешних довольно непростых условиях его появление было обусловлено необходимостью координации совместной борьбы государств - членов организации с современными вызовами и угрозами национальной и коллективной безопасности.
     Сегодня мир столкнулся с опасностью, состоящей не в крупномасштабных военных действиях, а в террористических акциях с использованием новейших типов оружия и высокотехнологичных средств. При этом активно задействуются финансовые средства криминалитета, начиная от производства, контрабанды наркотиков и заканчивая похищением людей.
     Исходя из складывающейся международной обстановки, в зоне ответственности ОДКБ наше управление в тесном взаимодействии с советами безопасности государств-членов, соответствующими национальными ведомствами (органы безопасности, министерства внутренних дел, иные специализированные структуры) разрабатывает и представляет совместные предложения в области борьбы с международным терроризмом, радикальным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, оружия, миграцией, другими проявлениями трансграничной преступности. После утверждения внесенных предложений советом коллективной безопасности наше управление координирует работу по их практической реализации, что и является конечным результатом.
     Также в задачи управления входит организация взаимодействия по противодействию новым вызовам и угрозам в рамках соответствующих структур СНГ, в частности с Межпарламентской ассамблеей и Антитеррористическим центром, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью Содружества, а также с иными международными организациями.
     Кстати, наше управление противодействия вызовам и угрозам укомплектовано в основном бывшими сотрудниками органов государственной безопасности и правоохранительных структур, имеющими богатый практический опыт в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом и незаконной миграцией.
     В последнее время реальное сотрудничество в рамках ОДКБ ведется ускоренными темпами. Ведь истинное партнерство в борьбе с международным терроризмом и другими угрозами безопасности будет там, где есть не только их общее понимание, но и практическое осуществление ответных мер. И у нас уже есть конкретные результаты совместной работы. Например, недавно была проведена международная оперативно-профилактическая операция «Канал-2003», которая стала одним из совместных шагов государств - членов ОДКБ по противодействию прежде всего возрастающей наркоугрозе. Будет справедливо отметить, что определенные наработки в области проведения трансграничных оперативно-профилактических мероприятий уже есть и этот опыт был нами использован. Однако в подобном формате (всех шести государств) и масштабе операция осуществлялась впервые. На постсоветском пространстве ей, пожалуй, нет аналогов. В рамках операции были созданы Межгосударственный координационный штаб, национальные и региональные органы управления, обеспечен обмен информацией между участниками мероприятий в режиме реального времени. Общая численность задействованных сил правопорядка и спецслужб составила свыше 43 тысяч человек. В частности, было организовано несколько тысяч совместных оперативных групп в приграничных районах, а также на различных объектах транспортной инфраструктуры. В результате реализации запланированных мероприятий выявлено 1.403 преступления, связанные с наркотиками, изъято около 2 тонн наркотических веществ. Помимо этого были раскрыты 2.407 общеуголовных преступлений, изъяты 238 единиц огнестрельного оружия, около 10 тыс. боеприпасов. К уголовной ответственности привлечены 955 человек. Выявлены и пресечены устойчивые каналы контрабандного перемещения наркотиков с территории стран Центральной Европы в Россию, в том числе через Каспийское море.
     Но главное то, что был приобретен ценнейший опыт взаимодействия национальных силовых ведомств как между собой, так и с Секретариатом ОДКБ, который, несомненно, будет использован в будущем.
     В заключение хотелось бы отметить, что разрабатывается ряд других конкретных мер по противодействию терроризму, радикальному экстремизму, транснациональной организованной преступности и по предотвращению иных угроз коллективной безопасности, которые были рассмотрены на прошедшем 8 декабря заседании Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ. После их утверждения данные предложения, по сути, стали приоритетными направлениями деятельности управления на ближайшую перспективу.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service