на главную страницу

9 Декабря 2003 года

ПОМНИМ

Вторник

Ума и такта обаянье...

Юрий ГРИБОВ, «Красная звезда».



     Настоящего поэта определишь сразу. Первые же прочитанные его стихи словно током тебя ударят, разбудят и порадуют дремлющую мысль, сердце заставят стучать сильнее. Таких мастеров поэзии в современной литературе не так уж много, и среди этого малочисленного ряда горит и огонек Юрия Беличенко. Он был жалован критикой и любим вдумчивым читателем...
     Рука у меня дрогнула при написании слова «был». Совсем ведь недавно я часто видел его на площадке четвертого этажа редакции. Обычно он стоял у стенки и, бережно собирая пепел в пустую спичечную коробочку, медленно курил. И, здороваясь, дружески улыбался всем лицом, особенно глазами, умными и проницательными, все понимающими...
     Кабинетик его был насквозь пропитан ароматом кофе, он его постоянно заваривал и, не торопясь, прихлебывал из кружки с отбитой ручкой. Видели его в редакции и в субботу, и в воскресенье. Все, к чему прикасалась неутомимая рука Юрия Беличенко, было высокого уровня и выделялось в газете: и публицистика, и очерк, и статья. Стихи он в редакции, кажется, не писал, они рождались у него на ходу...
     При любом разговоре Юрий Николаевич возвращался к теме русской истории, к патриотизму. Он был заряжен, как аккумулятор, этими святыми понятиями и о себе сказал так:

     
Грехов и заблуждений не минуя,
     Я не грешил ни честью, ни строкой.
     Я жить хотел в эпоху не больную,
     Но у России не было такой...


     Эту строфу я взял из только что вышедшей книги Юрия Беличенко «Прощеное воскресенье». Вернее, это не книга, а книжечка в семьдесят страниц. И тираж ее небольшой. Но дело не в этом. Поэзия тянет не весом бумаги, не толстыми нарядными корочками, а мыслями, точными образами, свежестью темы, ярким языком - в общем, талантом. И все это есть в «Прощеном воскресенье». Юрий Беличенко как свидетель сложного, разорительного времени, которое тянется в России почти двадцать лет, выплеснул из своей ранимой души волнующие слова правды:

     
Когда молчат законы и заветы
     И черный хлеб замешан на крови,
     Приходит час будить в себе поэта
     И говорить о чести и любви.


     Все стихи Юрия Николаевича - и те, что уже печатались, и взятые из его посмертных папок – выражают как бы одно целое – гимн Отечеству, долгу, «чести и любви», как он сам сказал. Вошла в сборник и небольшая замечательная поэма «История с повязкой на глазах», посвященная памяти полковника Владимира Житаренко, павшего по зову офицерской чести в Чечне.
     «Прощеное воскресенье» - девятая книга Юрия Беличенко. Восемь сборников он издал при жизни, а эту, девятую книжечку, собрали его верные друзья по «Красной звезде», которой он отдал четверть века, жена поэта и товарищи по Союзу писателей.
     Помню, как Юрий Николаевич работал над томом «Лета Лермонтова». Он что-то чувствовал, жаловался на сердце, поторапливал себя. Лермонтова он беззаветно любил как великого поэта и храброго русского офицера. Кажется, он во многом ему подражал и, может, поэтому выделялся в коллективе благородством, умом и тактом, особым обаянием. Я его иногда в шутку спрашивал, не дворянского ли он рода, и Юрий Николаевич шуткой же отвечал:
     – Владею имением на Тамани в шесть соток вместе с плетнем!
     ...«Лермонтова» он успел закончить. Мы с ним вместе поехали в Переделкино к Олегу Михайлову, сотруднику Института мировой литературы, одному из лучших критиков. Михайлов быстро прочитал рукопись, написал рецензию для издательства, потом позвонил:
     – Завидую! Прекрасная книга! Я бы автору премию дал и кандидатскую степень!
     Премией Юрий Николаевич был потом отмечен. И даже не одной. Это его вдохновило. Он собирался написать что-то в прозе – для начала о своей кубанской родине, о детстве. Но судьба распорядилась по-другому. Он упал на улице словно солдат, сраженный пулей в бою: видимо, горячее сердце его исчерпало свой запас...
     В одном стихотворении - «Прощеное воскресенье» - есть вещие строчки: «Хорошо понимая, что здешняя жизнь коротка, но она, говорят, иногда продлевается словом». Да, поэтическое слово Юрия Николаевича Беличенко долго будет нас волновать и радовать. Призывать к чести и долгу перед Отечеством.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service