на главную страницу

10 Декабря 2003 года

Планета людей

Среда

Мы с надеждой смотрим на Россию

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ, «Красная звезда».



     Будучи в командировке в Таджикистане, довелось побывать в гостях у человека, которого, как мне сказали, в республике все знают. Генерал-лейтенант Сухроб Касымов - личность действительно известная: командир бригады спецназа МВД РТ, бизнесмен и председатель республиканской Федерации футбола. Выделяет его и то, что он активно выступает за укрепление дружбы между Россией и Таджикистаном и в этом духе воспитывает своих учеников-спецназовцев.

     - Иначе, - начал нашу беседу генерал, - быть и не может, ведь мы ориентированы на Россию. Вот уже несколько веков наши народы живут бок о бок друг с другом. Русские открыли таджикам глаза на многое. Все здесь связано с Россией: предприятия, инфраструктура, сама жизнь… Считаю, что наш основной стратегический партнер – это Россия и без нее Таджикистану трудно выбраться из того хаоса, в котором он оказался. Россия помогает нам и поднимать армию. Например, у нас и управление подразделениями осуществляется на русском языке.

     На сегодняшний день в Республике Таджикистан одной из самых подготовленных частей считается 1-я оперативная бригада специального назначения Управления внутренних войск МВД РТ, которой командует генерал-лейтенант Сухроб Касымов. Она расквартирована в Варзобском ущелье недалеко от столицы республики Душанбе. В состав бригады входят четыре отдельных батальона (оперативный, специального назначения (на стопроцентной контрактной основе), мотострелковый, дорожно-патрульный), пять отдельных рот, а также вертолетный отряд. Есть отдельные подразделения узкоспециального предназначения: горнолыжники, горные егеря, разведчики, артиллеристы. Высоко в горах в 80 километрах от Душанбе расположена бригадная тренировочная база, куда на три месяца направляется молодое пополнение. «Они там проходят начальную спецподготовку для ведения боевых действий в горных условиях в любое время суток», - уточняет Сухроб Касымов.

     - У нас конкурс большой, многие хотят служить. В организационно-мобилизационном управлении пользуются этим и говорят: идешь, мол, в спецназ, а направляют в другую часть, – продолжает генерал. – И очень жалко, когда через два года солдаты уходят, хотя лучшим мы предлагаем остаться по контракту. Но, сами понимаете, везде зарплата разная. На сегодняшний день 165 «наших» работают в силовых структурах РФ, да и у местных «силовиков» они тоже пользуются спросом. Всего же за 11 лет мы выпустили 9,5 тысячи человек. Те из них, кто владеет специальными приемами, находятся под постоянным контролем. Вообще, чтобы подготовить бойца, умеющего воевать, мне нужно восемь месяцев.

     Несмотря на то, что на вооружении соединения стоят танки Т-72, БМП-2, БТР-80, всего около 100 единиц плюс артиллерийские средства, упор в подготовке бойцов делается на стрелковое оружие. «У нас есть и современные снайперские винтовки, и автоматы с глушителями, прекрасные средства транковой связи, – рассказывает Сухроб Касымов. - Ребята прекрасно владеют всем этим. Применяются и последние разработки бронежилетов, шлемы «Скиф» пятого поколения. Правда, два-три года назад с обеспечением было несколько лучше... При этом с первых дней нашей самостоятельной работы мы поняли, что российское оружие на голову выше аналогов из других стран, например стран НАТО. Меня в этом убедили и личный опыт, и современные действия в Афганистане, где «калашников» меняют на три М-16. Это о многом говорит». К слову, около 90 процентов офицеров - выпускники российских военных училищ (Рязанское высшее воздушно-десантное училище, Пермское и Санкт-Петербургское училища внутренних войск), половина имеет опыт афганской войны.

     Главной угрозой, которой приходится совместно противостоять и российским, и таджикским военным, на сегодня остается наркотрафик. «Перед наступлением зимы торговцы зельем стремятся поскорее сбыть свой товар, ухитряются его провозить всевозможными путями. – объясняет Сухроб. – И у них есть много способов сделать это. Например, капусту в течение всего времени ее созревания посыпают героином, затем срывают, и вот уже готовый рыночный товар едет на место сбыта. Всего же за этот год мы уничтожили 325 кг героина, марихуану сжигаем каждый день, даже не считаем ее. Что касается боестолкновений с наркокурьерами, то в последнее время их не было. Сейчас они действуют через местных жителей. Но ведь и у нас есть своя контрразведка…»

     Большинство методик, по которым занимается личный состав, разрабатывается на опыте прошлой и нынешней войн в Афганистане, гражданской войны в республике. «Конечно, используем и опыт частей и подразделений специального назначения в России и Белоруссии, – продолжает рассказ генерал. - Все новинки в этом нелегком деле мы тщательно изучаем, советуемся с коллегами из спецслужб. Если у нас появляется что-нибудь новое, то мы передаем это нашим товарищам и точно так же от них получаем информацию. Я думаю, что по своему боевому опыту наш спецназ - самый лучший во всем Центрально-Азиатском регионе, по крайней мере сейчас». Культивируется среди солдат и офицеров и спорт. Недаром ежегодно представители бригады на республиканских состязаниях по восточным единоборствам выигрывают самые почетные призы.

     Хорошую подготовку «бойцов Касымова» подтверждает и тот факт, что в этом году несколько офицеров выезжали на 45 дней в США по приглашению американцев на «антитеррористическое» переобучение. Но вот что рассказывает один из них: «Мой вывод один - никто, как русские, учить не может. Мягкие американцы, изнеженные, без кофе не воюют. А у нас, как в пословице, тяжело в учении - легко в бою. Да что там говорить, мы всегда соревновались с ними! Спорили по захвату «Норд-Оста», мол, правильно ли русские все сделали. И американцы говорили, что отработана операция неправильно, нужно было сразу захватывать и т.д. Но мы их почти переубедили. А вот что касается личных отношений, то здесь присутствовал такой момент. В академии в штате Луизиана, где мы, собственно, и находились все время, американцы нам не то что не доверяли – слежка была организована. Потому что мы из Центральной Азии, потому что мы мусульмане… И о чем тогда говорить с ними?»

     Сотрудничают таджикские «спецы» и с афганцами. «После 11 сентября 2001 года мне не раз приходилось бывать в Афганистане, – говорит Касымов, - около 200 наших офицеров и специалистов работали с людьми Ахмад Шаха Масуда». По словам генерала, победные реляции американцев в Афганистане под собой никакой почвы не имеют. До сих пор обстановка «оставляет желать лучшего». При этом он подчеркивает, что, «если с таджикско-афганской границы уйдут российские войска, транзит наркотиков сразу же возрастет в десятки раз, из Афганистана в Таджикистан вновь в избытке начнет поставляться оружие». «А уж если здесь появится оружие, то и стрелять начнут, - резюмирует он. - Поэтому россияне должны здесь остаться, их роль очень высока. К тому же сами страны региона себя защитить как минимум в ближайшие десять лет не смогут. Я думаю, что если 201-я мсд станет военной базой, то все в Таджикистане воспримут это положительно. Конечно, в СМИ стран региона распространяется негативная информация, но уйди дивизия, начнется хаос начала 90-х…»

     О себе генерал Касымов говорить не любит, однако кое-что все-таки удалось узнать. Окончил МГПИ им. Ленина, с 1985 года работал в школе в Душанбе по специальности преподаватель-дефектолог. Занимался восточными единоборствами, был удостоен черного пояса, открыл курсы каратэ-до. С развалом СССР и началом гражданской войны встал на сторону официальной власти. В 1992 году организовал в Душанбе отряд самообороны численностью 55 человек, стал командиром ОМОНа, преобразованного в 1993 году в оперативный полк, в 1994-м - в бригаду. На протяжении 1993 — 1995 гг. именно его подчиненные защищали границу от многочисленных отрядов боевиков, пытающихся прорваться из Афганистана в направлении Пянджа и Тавильдары.

     За время боевых действий случалось разное. Генерал рассказал, что в 1996 году в горном местечке Чиндара («сорок ущелий» на таджикском языке) исламисты заняли неуязвимую позицию и только с помощью тяжелого вооружения удалось выбить их оттуда. Поскольку высота гор в этих местах достигала 3.000 метров, а крутизна склонов, сплошь заваленных камнями, составляла 30-35 градусов, то для расчистки дороги было взято два бульдозера. Они же действовали и как тягачи. За 9 часов было поднято три танка, две БМП и пара 130-мм гаубиц. А в 4 часа утра, разглядев в бинокль палатки и молящихся экстремистов, комбриг дал команду. Первым же залпом было уничтожено около 50 человек. Пришлось столкнуться и с арабским наемником Хаттабом, когда в феврале-марте 1994 года он со своим отрядом в первый раз появился на постсоветском пространстве. В одном из боев в районе Припамирья спецназовцы уничтожили двоюродного брата Хаттаба по кличке «Черный аист».

     - Когда началась гражданская война и возросла угроза со стороны талибов, Россия нам помогла. Наши деды вместе воевали с общими врагами в течение нескольких веков. А сколько русских ребят пали рядом с нами в последние годы… Этого забывать нельзя. И сейчас, если станет плохо, мы знаем, что Россия поможет нам. А мы готовы ответить ей тем же, - говорит в заключение генерал Сухроб Касымов.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service