на главную страницу

11 Декабря 2003 года

Тема номера

Четверг

СОЛДАТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

Генерал-полковник А. СКОРОДУМОВ: Обучая — воспитывать, воспитывая — обучать

Начальник Главного управления боевой подготовки ВС РФ генерал-полковник Александр СКОРОДУМОВ.



     Боеспособность соединений, частей и подразделений определяется множеством факторов. Прежде всего это, безусловно, уровень боевой выучки, слаженности и морально-психологического состояния личного состава. Поэтому взаимосвязь процесса воинского обучения и воспитания очевидна и неразрывна.
     Боевая подготовка воинов, их морально-психологические качества, как свидетельствует опыт всех прошлых, современных войн и военных конфликтов, во многом определяют ход и исход их. Полководцы во все времена неустанно заботились об обучении и воспитании своих воинов, понимая под этим организованное и целенаправленное формирование у военнослужащих моральных и боевых качеств, отвечающих задачам Вооруженных Сил и необходимых для успешного их решения. Привитию тех качеств, которые должны быть свойственны каждому военнослужащему независимо от его профессии и служебного положения, уделялось особое внимание. Я имею в виду в первую очередь высокую боевую выучку и дисциплинированность, патриотизм, верность воинскому долгу, честь, войсковое товарищество, психологическую устойчивость, смелость, мужество и отвагу.
     В последние годы неуклонно возрастает роль организаторской деятельности органов военного управления в обеспечении единой системы боевой подготовки и воспитания военнослужащих на современном этапе строительства Вооруженных Сил РФ. Суть этой деятельности емко и лаконично выразил в свое время генерал от инфантерии Драгомиров Михаила Иванович: «В зависимости от назначения солдата для боя занятия с ним представляют два главных отдела: 1) развитие в человеке зачатков долга, самоотвержения и самообладания, вложенных в него природою; 2) передачу ему разных материальных навыков, делающих его более способным к защите и к нанесению вреда врагу. Первому отделу приличествует название – воспитание, второму – образование, обучение солдата».
     Исходя из этого повседневную учебу необходимо организовывать так, чтобы можно было не только отрабатывать нормативы и приемы боя, но и постоянно закаливать волю людей, вырабатывать у них высокую боевую активность, сознательное отношение к выполнению воинского долга. Совершенно очевидно, что готовность к бою нельзя воспитывать иначе как через преодоление трудностей, приобщение офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат к нестандартным ситуациям, включающим в себя элементы разумного риска, высокой моральной и психологической напряженности, физические нагрузки.
     В качестве поучительных примеров стоит вспомнить учения, прошедшие в марте 2002 года с двумя объединениями Сибирского военного округа, и ежегодно проводимые в Московском военном округе, полковые тактические учения для слушателей военных академий Минобороны. Учения в СибВО проводились с перегруппировкой войск на большие расстояния (до 3.600 км) на незнакомую местность. В них приняли участие более 10 тысяч военнослужащих, свыше 3 тыс. единиц вооружения и военной техники. При всем многообразии и сложности решения задач (перегруппировка войск, боевая стрельба, применение тактического воздушного десанта, форсирование водной преграды) на учениях не допущены случаи травм, гибель личного состава. Это говорит о высочайшей организованности, обученности и дисциплинированности личного состава. Успешным действиям войск способствовала целенаправленная, постоянная работа руководителей учений, командующих армиями, органов боевой подготовки и воспитательной работы.
     Основой как боевой подготовки, так и воспитательной работы является их планирование. Все мероприятия подготовки войск (сил) и воспитания личного состава должны быть увязаны, согласованы и направлены на достижение одной цели - готовности соединений и воинских частей к выполнению поставленной задачи. К сожалению, в мирное время такой взаимосвязи не получается. Положение дел и анализ изученных документов планирования подготовки соединений и частей показывает, что мероприятия воспитательной работы и боевой подготовки носят различную направленность. Зачастую они отличаются как по содержанию, так и по месту проведения.
     Мы любим вспоминать крылатую фразу: поле – академия солдата. Мероприятия же воспитательной работы в большинстве своем проводятся в пунктах постоянной дислокации. Должен отметить, что позитивные изменения в этом вопросе появились в ходе сбора руководящего состава органов боевой подготовки ВС РФ, проведенного ГУБП ВС РФ в сентябре этого года в ЛВО. При его подготовке и проведении главные управления боевой подготовки и воспитательной работы показали пример слаженной совместной деятельности в вопросах обучения и воспитания личного состава.
     Командующим и командирам, решая задачи боевой подготовки, нельзя забывать, что самые блестящие планы на деле могут носить чисто декларативный характер, если отсутствует целенаправленная и систематическая работа по их реализации. Ни одно спланированное мероприятие боевой подготовки или воспитательной работы не должно быть отменено или перенесено, так как это ведет к нарушению основного принципа обучения войск - от простого к сложному. (Согласно требованиям главнокомандующего Сухопутными войсками – заместителя министра обороны РФ для работы в войска постоянно направляются комплексные группы генералов и офицеров ГУБП и ГУВР для оказания помощи командирам и штабам в выработке эффективного стиля управления, позволяющего своевременно и эффективно влиять на ход боевой учебы: своевременно и качественно осуществлять планирование боевой подготовки; проводить тщательный и принципиальный анализ ее результатов; методически грамотно готовить и проводить тактические и тактико-специальные занятия, тактические и командно-штабные учения).
     Кроме того, плановая и эффективная боевая подготовка сама по себе является мощным рычагом воспитания личного состава. Участие в процессе воинского обучения дисциплинирует личный состав, воспитывает в нем чувство гордости за Вооруженные Силы.
     Хорошо отлаженный и действующий процесс воинского обучения делает саму воинскую службу привлекательной. Без тени сомнения можно сказать, что в соединениях и частях, где боевая подготовка является основой повседневной деятельности, значительно меньше преступлений, нарушений воинской дисциплины и, что самое главное, в них наблюдается наименьший отток офицерских кадров.
     Важно не допускать упрощенчества, послаблений на занятиях. Тяжело в учении – легко в бою. Этот суворовский принцип не утратил своего
     мудрого смысла и в наши дни. Нет и не может быть какой-то особой психологической подготовки и воспитания вне повседневной жизни воинов, их ратного труда. Это обстоятельство обязывает командиров (начальников) видеть воспитательный аспект в комплексном подходе к организации повседневной деятельности и боевой подготовки в воинской части. Замечу, что практическое руководство главнокомандующего Сухопутными войсками боевой подготовкой в прошедшем учебном году обеспечило строгое и жесткое выполнение планов подготовки войск (сил), сокращение количества перенесенных и сорванных мероприятий, повысило качество их подготовки и проведения, позволило не устранять выявленные недостатки, а предупреждать их появление.
     В армии и на флоте есть виды специальной подготовки, которые требуют от военнослужащих значительного психологического напряжения (например, прыжки с парашютом у десантников, подводное вождение у танкистов, разминирование у саперов, борьба за живучесть корабля у моряков и т.д.). Однако, к сожалению, еще не всегда в полной мере используются возможности, заложенные в учебных планах и программах, чтобы умело формировать высокие психологические качества воинов, необходимые в боевой обстановке.
     Анализ причин потерь личного состава в соединениях и частях, выполняющих задачи контртеррористической операции, а также случаев гибели военнослужащих и уровня травматизма на занятиях по боевой подготовке показывает: во многом эти потери обусловлены снижением бдительности и боевой настороженности военнослужащих как в боевой обстановке, так и в мирное время. Кроме того, исследования, проведенные врачами Санкт-Петербургской военно-медицинской академии в 2002 году в Моздокском госпитале выявили, что подавляющее количество ранений получено военнослужащими Объединенной группировки войск на Северном Кавказе в результате нарушений правил использования средств индивидуальной защиты (бронежилеты максимально облегчаются за счет изъятия из них защитных элементов, а стальные шлемы зачастую вообще не используются и находятся где угодно, только не на голове).
     Причина этого одна: утрата военнослужащим чувства самосохранения, неготовность личного состава к выполнению мероприятий повседневной деятельности в сложных условиях, притупление бдительности, непонимание того, что сама военная служба по определению связана с постоянным риском.
     Нельзя забывать, что лучше в мирной обстановке, в ходе боевой подготовки пролить ведра пота, чем хоть одну каплю крови в бою. Недопустимо и преступно проводить мероприятия боевой подготовки по упрощенным схемам. Солдат должен идти на занятие, как в бой: полностью экипированным, готовым к немедленным действиям в любых сложных условиях.
     Главным критерием подготовки войск в конечном итоге является их способность практически выполнить стоящие перед ними задачи. Но этот критерий находится в прямой зависимости от уровня профессиональной подготовки офицерского корпуса. Как говорил по этому поводу Драгомиров: «Чего сам офицер не сделает, не объяснит и не укажет, того никто за него не сделает, не объяснит и не укажет, о чем бы речь ни шла».
     Это подтверждает и современная действительность. Можно много говорить о задачах боевой подготовки и воспитания военнослужащих, но, к сожалению, современный уровень профессионально-должностной подготовки офицерского состава не в полной мере обеспечивает эффективное выполнение задач обучения личного состава. Слабым звеном в процессе обучения и воспитания войск является профессиональная подготовка офицеров в звене батальон - рота - взвод, в том числе в вопросах воинского воспитания.
     Негативным примером отношения командиров всех степеней к подготовке офицерского состава явился конкурс полевой выучки офицеров Сухопутных войск в этом учебном году. В ходе контрольных занятий выявлена неудовлетворительная подготовка большинства участников конкурса. Решением главнокомандующего Сухопутными войсками конкурс был проведен повторно, после предоставления двух месяцев на дополнительную подготовку офицерского состава. А ведь это были лучшие из лучших, определенные в ходе соревнований в соединениях – военных округах офицеры.
     Должен отметить, что одним из основных путей повышения эффективности подготовки на современном этапе реформирования ВС РФ является проведение принципиального анализа итогов обучения. Принцип состязательности – важнейший фактор резкого повышения результатов боевой учебы. При этом командиры и штабы должны понять, что анализ проводится не ради самого анализа. Этим пусть занимаются статисты. Командующий объединением, командир соединения, части, подразделения должен подвести итоги и проанализировать сложившуюся ситуацию для того, чтобы своевременно определять и уточнять цели и задачи обучения, учесть особенности подготовки каждого соединения (полка, батальона, роты, взвода), определять четкие промежуточные цели на неделю, месяц и строго и жестко добиваться их достижения. К сожалению, эта проблема в войсках не решается, состояние дел не анализируется, вследствие чего подведение итогов проводится формально.
     В ходе вышеупомянутого сентябрьского сбора офицеры ГУБП ВС РФ провели показные занятия по организации, подготовке и проведению учений, занятий по боевой подготовке, подведению итогов воинской дисциплины в роте за неделю. Участникам сбора выдан видеофильм, который рекомендован как пособие при организации и проведении подведения итогов в подразделениях.
     Таким образом, основные усилия организаторской деятельности органов управления войск (сил) по обеспечению единой системы боевой подготовки и воспитания военнослужащих должны сосредотачиваться на:
     - достижении в ходе мероприятий боевой учебы целей воспитания личного состава;
     - создании эффективной системы повышения методического мастерства офицерского состава;
     - непрерывном изучении, обобщении и анализе результатов боевой учебы.
     Таковы, на мой взгляд, основные направления единого процесса воинского обучения и воспитания на современном этапе строительства Вооруженных Сил. Это сложная, но благородная и достойная работа. И выполняться она может только в результате совместной кропотливой, ежедневной и ежечасной работы органов управления боевой подготовки и воспитательной работы всех командиров и штабов.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service