на главную страницу

11 Декабря 2003 года

Армия сегодня

Четверг

АЛГОРИТМЫ КОНВЕРСИИ

Подполковник Тарас РУДЫК.



     В 1990-е годы из-за сокращения госзаказа и распада ранее отлаженных хозяйственных связей наибольшие потери понесли предприятия «оборонки». Не обошли стороной проблемы и 15-й военный завод Минобороны РФ, что в Новосибирске.
     - В то время резко сворачивался госзаказ и постоянно сокращалось финансирование, – вспоминает начальник технического отдела Владимир Попов. - Чтобы выжить, мы решили усилить работу по восстановлению дорогостоящих и особо дефицитных деталей. А для этого требовалось внедрить в производство прогрессивные технологии, которые смогли бы продлить сроки эксплуатации запасных частей, узлов и агрегатов автомобилей. В результате мы освоили детонационное напыление коленчатых и гладких валов, восстановление «постелей» блоков КамАЗов чугунными полукольцами, инфракрасную сушку лакокрасочных покрытий, технологии термопластического деформирования гильз цилиндров дизельных двигателей и ремонт их поршней способом армирования стальными вставками и многое другое.
     Экономическая выгода такого подхода очевидна: если, например, новый камазовский коленвал стоит более 28 тысяч рублей, то его восстановление составляет 45—50 процентов от этой суммы при ресурсе 100—120 процентов от нового.
     - Раньше заводы не делали ремонт поршней, - добавляет начальник участка восстановления и изготовления деталей Леонид Баев. – Гильзы цилиндров выбрасывали, и это дорого обходилось производству. Наши умельцы-рационализаторы изобрели метод усадки гильз способом их нагревания токами высокой частоты. Стоимость новой гильзы 964 рубля, восстановленной – 482, и полностью сохраняется ресурс ее работы.
     Производственная площадь завода около 25 тыс. кв. м. Большую часть ее занимают цеха по ремонту большегрузных и легковых автомобилей, восстановлению и изготовлению деталей, а также моторный цех. Здесь трудятся представители более 30 рабочих специальностей. В основном техника поступает из Чечни, Московского и Сибирского военных округов, реже - из частей ВМФ, ВДВ и ВВ МВД РФ. Стали обращаться за помощью пограничники.
     В последнее время на 15-м военном заводе немало перемен, и многие из них люди связывают с приходом нового начальника подполковника Виктора Романова. У него незаурядная хватка, в первую очередь хозяйственника, управленца. Причем все его новшества юридически, производственно и финансово обоснованы. Сегодня на госзаказ приходится всего 30 процентов выпускаемой на заводе продукции, остальные 70 процентов составляют так называемые сторонние заказы, в основном для народного хозяйства. Именно это позволяет заводу держаться на плаву в условиях рынка. И, похоже, подполковник Романов знает, как в этих условиях работать.
     Новый начальник завода делает ставку на специалистов, настоящих профессионалов своего дела, на таких, как начальник коммерческого отдела Эдуард Григоренко, человека энергичного, деятельного. В свое время жизнь проверяла Эдуарда Георгиевича на прочность в Афганистане. Майор запаса Григоренко - бывший военный летчик, награжден двумя боевыми орденами и двумя медалями «За боевые заслуги». С его приходом на предприятие вскоре появились заказы на изготовление лесовозов.
     - Сейчас наш завод единственный в России, который будет производить четырехосные лесовозы, - не без гордости говорит подполковник Романов. - Объясню: обычный трехосный лесовоз берет 12 кубометров доски. За счет удлинения рамы мы устанавливаем дополнительный мост и более мощный двигатель на автомобиль, и теперь на него можно погрузить больше 20 тонн.
     Стоит ли говорить, что о новой разработке «пронюхали» руководители лесных промышленных хозяйств. Они быстро подсчитали, что увеличенная по грузоподъемности машина гораздо выгоднее. Уже поступило предложение о покупке полсотни новых лесовозов.
     Перед руководством завода стоит много вопросов, на которые оно обязано дать ответ не завтра, а сегодня. Где взять средства на оплату жизнеобеспечения огромного производственного комплекса, административных и служебных помещений, объектов соцкультбыта? Из каких доходов выплачивать людям зарплату, премировать их труд? Откуда взять деньги на модернизацию производства? Для реконструкции той же угольной котельной, перевода ее на природный газ требуется 7 млн. рублей. С трудом половину денег выбили через родной главк, а кто даст еще 3,5 млн.? Новый начальник завода знает, как можно заработать необходимые средства.
     Налажены связи с акционерной компанией «Алмазы России - Саха». Северяне готовы, например, приобрести специальные домики из швеллера, предназначенные для отдыха рабочих, и разместить на заводе заказ на 50 млн. рублей. Есть интерес и к другой продукции заводчан – восстановленным коленвалам БелАЗа - у руководителей угольных разрезов Кузбасса.
     Много чего поменялось на 15-м авторемонтном с приходом нового начальника. Еще при первоначальном знакомстве со структурными подразделениями завода подполковник Романов был немало удивлен тем, что технический отдел - мозговой центр предприятия слабо оснащен ЭВМ. Зато теперь здесь установлен самый мощный на заводе компьютер и инженерам уже не приходится часами просиживать над каким-то техническим чертежом. Специальная программа позволяет выполнить работу в течение 20 минут.
     Еще многие насущные проблемы ждут своего решения. Необходимо технически оснастить и внедрить в производство новые автоматизированные рабочие места в производственных цехах, на складах и в отделах, реконструировать цех по ремонту гусеничных тягачей МТ-ЛБ. На одном из участков решено установить сушильную камеру нагревательных элементов на инфракрасных излучателях, в моторном цеху завершить строительство станции пожаротушения, организовать пост пескоструйной обработки кабин, металлических платформ и других сборочных единиц. Продолжается разработка и внедрение технологии восстановления базовых деталей автомобилей методом полимерных покрытий.
     По статистике местной мэрии, на 15-м заводе самая высокая среднемесячная зарплата среди всех городских предприятий. Квалифицированные специалисты получают ежемесячно не менее 10 тыс. рублей, что по сибирским меркам весьма прилично. На заводе обеспечен полноценный режим труда и отдыха людей. В каждом цехе своя сауна, стоимость комплексных обедов в столовой не более 20 рублей. У рабочих вредных специальностей трехразовое усиленное питание. Ежегодно в районе г. Сочи в пансионате «Гренада», подведомственном Главному автобронетанковому управлению, отдыхают около 100 рабочих завода, при этом они оплачивают лишь 10 процентов от полной стоимости путевки. А со следующего года завод готов полностью оплачивать эти путевки, хотя рабочие будут отдыхать не 12 дней, а 24.
     На предприятии крепки рабочие семейные династии. С 1973 г. работают слесарями по ремонту автомобилей Юрий Буренков и Александр Никитин, а их сыновья Виталий и Вадим по этой же специальности трудятся с 1994 г. Слесарь по ремонту двигателей Геннадий Сапогов начал здесь свою трудовую деятельность в 1975 г., сын Сергей - в 2001-м, а сноха Светлана - в 2002-м. Аналогичные рабочие биографии у семей Почикаевых, Атрошенко, Шумилиных… Для этих людей завод стал вторым домом. А это говорит о многом.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service