на главную страницу

11 Декабря 2003 года

Пульс планеты

Четверг

НАСЛЕДНИКИ ЕПИСКОПА ОДО

Сергей Сумбаев



     В битве при Гастингсе в 1066 году, когда норманны вторглись в Англию, норманский епископ Одо не только вдохновлял словом Божьим воинство своего родственника Вильгельма Завоевателя. Вооруженный дубиной, чтобы не проливать крови, ибо непозволительно это священнику, он возглавил решающую атаку на строй саксов. Воюющий епископ запечатлен на знаменитом гобелене из Байо (сотканном, впрочем, по его же повелению).
     Религия и армия во всем мире почти всегда были неразделимы. Их отношение формировалось на том общественном фоне, на котором строились те или иные государства и их армии. Поэтому понятие «западный опыт» в отношении анализа схем взаимодействия религии и армии применимо лишь условно. История свидетельствует, что появление военно-религиозной службы в иностранных армиях связано с таким периодом в развитии государства, когда оно получало достаточно завершенное оформление в экономическом и социальном плане, органически сочетая при этом в себе особенности национальной, культурной и религиозной жизни народа. Отсюда исходят и различия в практике функционирования этих служб: в одних армиях они действуют на принципах партнерства между государственными и церковными институтами (США и большинство европейских стран), в других – подчинения, причем иногда на первую роль выдвигаются религиозные службы (преимущественно в мусульманских странах).
     В США, например, вообще к делу организации религиозной службы в войсках отнеслись с изрядной долей практицизма. Сам термин «религиозная поддержка» во многом уже показывает функции войсковых священников. Капеллан американской армии в первую очередь – помощник командира по религиозной работе, имеющий офицерское звание и оказывающий помощь солдатам, независимо от вероисповедания. В капелланах американцы в первую очередь воплощают принципы равенства религий и свободы вероисповедания. Немцы в этом плане более традиционны. Священник в бундесвере просто помогает воспитывать солдат и не дает им почувствовать себя оторванными от дома. В Израиле наличие военного раввината вызвано религиозной сущностью самого государства. Кстати, подобным же образом действуют и войсковые имамы в исламских странах. Ведь для иудеев и мусульман религия – это свод законов, а религиозный деятель – знаток этих законов, который следит за их исполнением и помогает в их соблюдении.
     Что касается системы комплектования военно-религиозных служб, то она в основном имеет общие черты во всех армиях. Как правило, она осуществляется представителями тех конфессий, которые исторически доминируют в обществе и органически ему присущи. В бундесвере, как мы видим, это католическая и протестантская лютеранская церкви. В американских вооруженных силах религиозное обслуживание проводится христианскими, в основном протестантскими, церквами (методисты, баптисты и другие), иудейскими, а с 1987 года и буддийскими конфессиями. В армиях мусульманских стран - это ислам.
     Ответственность за воспитание личного состава, в том числе и религиозное, в армиях большинства стран возложена на командира. Вместе с тем для него важно и понимание функций священника. В романе американца Дж. Хеллера «Поправка-22» командир хотел заставить священника устраивать перед каждым вылетом богослужения о точности бомбометания. Возможно, что иной раз подобная молитва и нужна. Но все же священник должен быть в первую очередь помощником командира по работе с личным составом. Хотя, несомненно, духовное наставление перед боем необходимо. В этой связи стоит привести отрывок из мемуаров Марлен Дитрих. Она писала, что во время поездок по фронтам в Европе ее всегда удивляло, как христианские священники в армии США во время войны проповедовали солдатам любовь к ближнему. По ее мнению, гораздо большего успеха добивались раввины, призывающие к древнему принципу «око за око».
     Судя по приведенным выше выступлениям, задачи военных священников весьма многообразны. И тем не менее одной из основных их задач является оказание помощи командирам в профилактике и борьбе с различными негативными явлениями в армейской среде – правонарушениями, наркоманией, алкоголизмом и другими. Они также помогают военнослужащим избежать стресса, выйти из состояния депрессии, ведут работу по предотвращению самоубийств, дезертирств и самовольных отлучек. Военные священники – непременные члены комиссий по поощрению солдат и офицеров, улаживанию конфликтных ситуаций. Они также выступают как социологи – консультанты по созданию благоприятного микроклимата в частях и на кораблях. Кроме того, организуют и проводят встречи и беседы с гражданской молодежью по пропаганде службы в армии.
     Однако ошибочно представление о том, что при наличии священников можно обойтись без военных психологов. Он может дополнить психолога, но не заменить его полностью. И наоборот, психолог или пропагандист не сможет заменить собой грамотного священника. Потому что мотивация поступков, к которым они призывают, будет разная.
     Статус священника в разных армиях также отличается. Он может быть и кадровым военным, и служащим, но в любом случае священник не является комбатантом. Статус определяется задачами и традициями. Священник, который не является начальником, вызывает больше доверия со стороны солдат. А практика донесения просьб до командира через капелланов распространена не только в бундесвере. В то же время священник со званием, как в США, позволяет более упорядочить организационную структуру.
     Так что опыт деятельности военно-религиозных служб в иностранных армиях весьма разнообразный. И лишь в одном у них сходство: хотя времена епископа Одо прошли, военные священники по-прежнему играют важную роль в подготовке и воспитании военнослужащих. Там по-прежнему руководствуются принципом, изложенным в книге Нормана Коупленда «Психология и солдат»: «Военные капелланы и представители религиозных организаций, работающие в войсках, обязаны использовать каждую возможность, чтобы внушить солдатам уверенность в себе и в дело, за которое они воюют. Церковные службы должны стать средством воодушевления солдат на ратные подвиги. Пусть песнопения, чтение Библии, проповеди служат душевному подъему, внушают уверенность».


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service