на главную страницу

16 Декабря 2003 года

Полигон

Вторник

Хоть младшие, но командиры

Александр БОГАТЫРЕВ,
Юрий ШИПИЛОВ (фото),
«Красная звезда».




     Таких младших командиров, как Юрий Жаренков, сейчас в войсках, мягко говоря, маловато. Судите сами. Парень успешно отучился в техникуме на мастера столярно-мебельного производства, прошел подготовку в Ковровском учебном центре Московского военного округа. Уже через месяц по прибытии в гвардейскую Таманскую мотострелковую дивизию Юрий в состоянии был самостоятельно проводить занятия с подчиненными на учебных местах и точках. За полгода службы в войсках командир отделения прошел боевые стрельбы отделения и взвода, участвовал в ротном тактическом учении с боевой стрельбой.
     «Отвоевали» мы на «хорошо», до «пятерки» из-за плохой погоды не дотянули, – делится гвардии младший сержант. – К тому же многие солдаты на полигоне в первый раз, приходилось их доучивать уже в ходе учения…»
     Нам довелось понаблюдать за Жаренковым на занятии по огневой подготовке. Вел он себя уверенно, объяснял материал доступно, со знанием дела и, что нечасто встретишь в наше время, на хорошем русском языке: без «ну», «э-э-э» и нецензурных междометий. И тут в самый разгар занятия в класс вошел начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Александр Скородумов, который во главе группы офицеров главка проверял, как дивизия вступила в новый, 2004 учебный год. Младший сержант в присутствии генерала держался на удивление хладнокровно и уверенно. На все вопросы отвечал без проволочек…
     Сейчас, на этапе одиночной подготовки, от сержантов, их методического мастерства зависит очень многое. В этом отношении мотострелковый полк постоянной готовности, в котором служит Жаренков, находится в весьма выгодном положении.
     «Сержанты к нам приходят довольно сильные, в «учебках» их готовят неплохо, – рассказал проводивший в тот день занятие с противотанковым взводом помощник командира батальона по артиллерии гвардии капитан Козлов. – В этом взводе, например, особенно хорошо методически «подкованы» сержант Угодин и младший сержант Пчелинов».
     Примерно так же отозвался о младших командирах и начальник инженерной службы полка гвардии майор Александр Романов:
     «Если говорить об инженерной подготовке, приходящие в нашу часть командиры мотострелковых и танковых отделений – выпускники учебных частей по этому предмету занятия проводить в принципе готовы. В целом материалом владеют. К тому же в нашем полку служит немало сержантов, у которых за плечами техникум, колледж, а то и высшее учебное заведение. Кое-кто до армии уже успел поработать…»
     К сожалению, прибывающим в войска сержантам обычно не хватает практики работы с личным составом. Поэтому в дальнейшем все зависит от того, как поставлена работа с младшими командирами в конкретном соединении, части, подразделении. В Таманской дивизии с сержантами-новобранцами первым делом проводятся сборы в составе части. Потом, по словам заместителя командира полка гвардии подполковника Дмитрия Полянского, работа с младшими командирами идет непрерывно, на каждом занятии в классах, на приказарменной учебной материально-технической базе, в поле.
     Командиры подразделений, будучи руководителями занятий, наблюдают за тем, как сержанты «рулят» процессом на учебных точках, по ходу дела корректируют их работу, берут на заметку наиболее типичные промахи. Затем – работа над ошибками и снова занятия, тренировки, стрельбы, полевые выходы, учения. Кроме того, еженедельно в батальонах с сержантами проводятся командирские занятия. «На них мы особенно много внимания уделяем тому, как научить солдата тому или иному приему, провести занятие», – рассказал командир мотострелкового батальона гвардии подполковник Вячеслав Ведяшкин.
     Таманская дивизия в Сухопутных войсках на особом счету. Поэтому и сержантов-выпускников учебных частей сюда не набирают, а отбирают. Такой привилегией, понятное дело, пользуются далеко не все мотострелковые и танковые соединения и части. Однако проблемы методической подкованности младших командиров в наши дни - не только в изначально низком уровне общего развития многих призывников и порой недостаточно высоком качестве их подготовки в «учебках». Как уже говорилось, только войска могут сделать вчерашнего курсанта учебного центра настоящим сержантом. По идее ведущая роль здесь должна принадлежать их ближайшему начальнику – командиру взвода. Увы, идеи не всегда совпадают с реалиями.
     Даже в гвардейской Таманской МСД среди взводных немало офицеров, служащих по призыву. И в былые-то времена, когда военные кафедры работали соответственно требованиям, «двухгодичники», как правило, военной подготовкой не блистали. Сегодня же, когда эти кафедры в большинстве своем просто выпали из системы подготовки офицерских кадров, их выпускники, как правило, мало чем отличаются от молодых солдат. В 1990-х, когда из-за кадрового голода в войска мощным потоком хлынули воспитанники военных кафедр, командиры даже растерялись.
     Помнится, многие офицеры батальонного, полкового, дивизионного звена тогда в разговорах о «двухгодичниках» только вздыхали с горечью... Между тем время шло, процент кадровых лейтенантов по-прежнему не отличался буйным ростом. Стало ясно, что в обозримом будущем «двухгодичники» в армии служить будут, и в немалых количествах. А значит, надо начинать с ними работать, искать способы быстрой и эффективной их подготовки к офицерской деятельности.
     В Таманской дивизии, например, с прибывающими офицерами по призыву проводятся месячные сборы. В дальнейшем за каждым из них закрепляются наставники из более опытных офицеров. Со временем благодаря этой работе многие выпускники военных кафедр становятся офицерами в прямом смысле этого слова. Но это происходит далеко не сразу, а ведь кто-то должен работать и с сержантом.
     Как правило, основная нагрузка в этом вопросе ложится на плечи командиров рот. Если учесть, что две самые тяжелые, трудоемкие должности в армии – командир полка и командир роты, нетрудно догадаться, что на полноценную работу с сержантским составом у большинства ротных при всем их желании не хватает физически ни времени, ни сил.
     К слову, в роте, где служит Юрий Жаренков, основную тяжесть обучения и воспитания командиров отделений и заместителей командиров взводов тянут на себе командир роты гвардии старший лейтенант Сергей Сафронов и заместитель командира батальона гвардии старший лейтенант Алексей Колесников. Две недели назад взвод Жаренкова возглавил лейтенант-двухгодичник.
     «Я считаю, нам повезло, человек он умный и, что немаловажно, не высокомерный, – поделился первыми впечатлениями о взводном гвардии младший сержант. – Не стесняется с нами, сержантами, советоваться, сам уже кое-чему научил нас в смысле умения общаться с людьми…»
     В эти дни в дивизии произошла очередная смена поколений. Около 40 процентов опытных сержантов заменила молодежь, только что пришедшая из «учебок». Понятно, что проблем новоиспеченные младшие командиры пока приносят офицерам не меньше, чем пользы. Не случайно гвардии младший сержант Жаренков в момент нашего знакомства проводил занятие не со своим отделением. Штатный командир отделения пока к этому не готов.
     С кем из офицеров-таманцев ни довелось в тот день говорить о проблемах методической подготовки младших командиров, буквально каждый с большой надеждой отзывался о грядущей «контрактизации» соединений и частей постоянной готовности. Моментальных положительных результатов, конечно, никто не ждет, но в недалеком будущем, когда новая система комплектования «войдет в колею», на сержантские должности, как надеются нынешние командиры взводов, рот и батальонов, придут взрослые, соответствующие профессиональным требованиям люди, прямо заинтересованные в успехе подчиненного личного состава.
     «Опыт не только нашей, но и зарубежных армий показывает: единственный путь профессионализации сержантского корпуса – перевод его на контрактный способ комплектования, – поделился мыслями на сей счет начальник отдела подготовки младших специалистов ГУБП ВС РФ полковник Геннадий Волотов, наблюдавший в тот день за ходом занятия с мотострелковым взводом по огневой подготовке. – При существующей системе трудно порой «попасть в точку». Призывника отбирают для прохождения подготовки в учебной части, и уже в ходе обучения выясняется, что по своим, скажем, лидерским качествам этот парень в сержанты не годится. Неспособность другого идти по командирской стезе выявляется в войсках.
     Таким образом, в среднем до 30 процентов отобранных в младшие командиры ребят приходится рано или поздно отсеивать. Более того, даже если молодой человек идеально подходит для должности командира отделения, профессионально исполнять обязанности он сможет не раньше чем через год, когда до увольнения в запас времени остается всего ничего…»
     До начала перевода соединений и частей постоянной готовности на добровольный способ комплектования осталось каких-то полмесяца. Вряд ли у кого-то из людей в погонах вызывает сомнение, что процесс этот будет проходить непросто. Но все же перспектива профессионализации армии вселяет надежду в сердца людей. Надежду на то, что погоны будут носить те, кто этого желает и заслуживает, что ратный труд будет по достоинству оцениваться государством, что закончится наконец эпоха бесконечных экспериментов и реформирований.
     …К слову, гвардии младший сержант Жаренков уже подумывает о заключении контракта. В родном Камышине, по его словам, нечего и рассчитывать на заработок выше трех тысяч. Так что, если в матушке-пехоте сержанты-контрактники будут получать деньги, сопоставимые с окладами денежного содержания младших командиров 76-й ВДД, игра, считает Юрий, стоит свеч.

     Комментарий
     
начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации
генерал-полковника Александра СКОРОДУМОВА:


     - Армия, как сказал в свое время маршал Жуков, всегда держалась на унтер-офицерах. Я еще застал то время, когда дело обстояло именно так. Порядок всегда был у того командира, который готовил своих сержантов, учил их организации и проведению занятий по боевой подготовке, воспитанию личного состава. Поэтому и младший командир был реальной опорой командира, цементирующей силой солдатского коллектива. Сейчас, увы, во многом эта традиция утеряна.В последние годы мы очень активно работаем над разрешением этой проблемы. Последний яркий тому пример – сентябрьский сбор руководящего состава боевой подготовки Вооруженных Сил на базе Ленинградского военного округа. Офицеры ГУБП провели показные занятия, посвященные тому, как поднять роль младшего командира в отделении, экипаже, расчете, взводе. В частности, была продемонстрирована методика проведения групповых и инструкторско-методических занятий с сержантами. Кто ухватил систему работы, которую мы показали, уже внедряет ее у себя. Здесь я бы отметил Приволжско-Уральский и Московский военные округа, Ракетные войска стратегического назначения и Космические войска.
     Кроме того, Главным управлением подготовлено методическое пособие по подготовке сержантского состава для командиров подразделений учебных соединений и частей. Разработаны новые учебники сержанта для мотострелковых и танковых подразделений, других родов войск. В течение 2004 года эта литература придет в войска. Кстати, подобная работа идет и на местах. Например, в Сибирском военном округе создан «Справочник сержанта», включающий в себя выдержки из общевоинских уставов, основные методические требования к проведению младшими командирами занятий на учебных точках и местах по огневой, тактической подготовке, вождению боевых машин, другим предметам обучения. В этом же направлении трудятся сейчас «боевики» Северо-Кавказского и Дальневосточного военных округов.
     В целом на 2004 учебный год главнокомандующий Сухопутными войсками – заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Кормильцев определил приоритетными две задачи: поднятие профессионализма офицеров и роли их ближайших помощников – сержантов. Будем работать…



Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service