на главную страницу

20 Декабря 2003 года

Планета людей

Суббота

Иранская проблема решена?

Роман СТРЕШНЕВ.



     Иран принял решение подписать дополнительный протокол к соглашению о гарантиях в связи с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Церемония подписания состоялась в Вене в штаб-квартире Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Тем самым Тегеран выполнил ранее взятые на себя обязательства. Более того, Иран обещал реализовать положения дополнительного протокола, не дожидаясь его ратификации и официального вступления в силу. Такой подход, по мнению наблюдателей, подтверждает готовность республики к более тесному сотрудничеству с МАГАТЭ в целях скорейшего прояснения всех аспектов иранской ядерной программы.
     Следует отметить, что текст дополнительного протокола был разработан в 1997 году в целях повышения эффективности системы международного контроля за нераспространением ядерного оружия. В соответствии с документом агентство вправе осуществлять незаявленные инспекции с уведомлением о визите международных инспекторов на объекты менее чем за 24 часа. К настоящему времени из 188 государств – участников Договора о нераспространении ядерного оружия дополнительный протокол подписали 78 стран, но всего 38 из них ратифицировали и ввели данный документ в действие. Первоначально Иран не стал подписывать этот документ, так как, по его мнению, Запад не соблюдает в полной мере ограничения, предусматриваемые ДОВСЕ, и не оказывает содействия в получении ядерных технологий для мирных целей, как это обязывают достигнутые договоренности.
     Подобной позицией Тегерана не преминул воспользоваться Вашингтон. США неоднократно обвиняли ИРИ в том, что, прикрываясь работами по мирному применению атомной энергии, Тегеран разрабатывает собственную ядерную военную программу. Косвенным свидетельством таких секретных устремлений якобы стало обнаружение следов обогащенного урана на одном из иранских ядерных объектов. Обвинения в адрес иранцев усилились, когда Тегеран не смог вовремя дать четкого объяснения происхождения следов урана, до которых докопались эксперты МАГАТЭ. Это дало основание Вашингтону требовать от МАГАТЭ вынесения обсуждения иранского ядерного досье на Совет Безопасности ООН, что грозило введением против Ирана серьезных санкций.
     Тегеран не раз заявлял, что никогда не будет заниматься разработкой ядерного оружия, так как его применение противоречит принципам ислама. «В священной книге мусульман Коране содержатся четкие правила ведения войны», – отметил, в частности, президент Ирана Мохаммад Хатами. По его словам, Коран запрещает поджигать дома или стрелять в спину врага. «Также ислам не допускает использования ядерного оружия, из-за нашей веры мы никогда не будем заниматься его разработками» – подчеркнул Хатами.
     Тем не менее мировое сообщество начало переговорный процесс с Тегераном, чтобы убедить его подписать дополнительный протокол. Одним из главных посредников в этом процессе стала Россия. В итоге Тегеран принял решение.
     Как заявил на днях вице-президент ИРИ, руководитель иранской организации по атомной энергии Голям Реза Агазаде, решение подписать этот документ ставит целью доказать мировому сообществу, что ядерная программа Ирана преследует исключительно мирные цели, и таким образом страна намерена положить конец антииранской пропагандистской кампании. Тем не менее Агазаде выразил недовольство тем, что европейские страны не столь активны в выполнении своих обязательств, обозначенных в Тегеранской декларации, подписанной 21 октября этого года. «Они обещали в полном объеме сотрудничать с Ираном в деле оказания ему помощи в приобретении ядерных технологий для мирного использования», – отметил он, выразив при этом надежду, что страны ЕС все же предпримут активные шаги в этом направлении.
     После подписания протокола устраняются препятствия по принятию документов по строительству и 2-го блока АЭС в Бушере. В этом проекте активное участие принимает Россия. По словам главы Минатома РФ Александра Румянцева, эта акция – еще один плюс в пользу полного выполнения контракта по строительству АЭС в Бушере, однако переговоры о возможности расширения российско-иранского атомного сотрудничества пока не ведутся. По всей видимости, данный вопрос будет обсуждаться в конце января в ходе предстоящего визита Александра Румянцева в Иран.
     Что касается Соединенных штатов, то в преддверии подписания протокола официальный представитель госдепартамента США Ричард Баучер сделал довольно сдержанное заявление. В нем он одобрил действия Тегерана, но при этом подчеркнул, что это лишь первый шаг к разрешению спорных вопросов по поводу ядерной программы Ирана. Вместе с тем, по мнению некоторых экспертов, пока рано утверждать, что согласие Ирана сотрудничать с МАГАТЭ позволит избежать новых обвинений в адрес Тегерана со стороны Вашингтона.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service