на главную страницу

20 Декабря 2003 года

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГЛОБУС

Суббота

ОТКРОВЕНИЯ ФЛЕЙТИСТА

Игорь ЕРЕМЕЕВ.



Очередной сольный альбом – «Танец Рупи» – выпустил лидер британских Jethro Tull флейтист, гитарист и певец Ян Андерсон. Как и на всем, что делает один из интереснейших музыкантов мира, на его произведениях лежит печать недюжинного интеллекта. Надеюсь, читателям интересно будет познакомиться с некоторыми сторонами творческого кредо артиста, недавно, кстати, с успехом выступившего в Москве.


     Ян Андерсон родился 10 августа 1947 г. в Эдинбурге (Шотландия), но вырос в Блэкпуле, где и окончил основную среднюю школу. Три года был слушателем Академии художеств, факультета изобразительного искусства, но так его и не окончил. Музыкальную карьеру начал в 1963 г. с основания трио The Blades. В середине 1966 г. принял участие в формировании легендарной группы Jethro Tull, в которой сегодня остался единственным из первоначального состава.
     Альбом Jethro Tull «Тупой, как кирпич» – один из наиболее серьезных в истории рок-музыки – Андерсон начинает словами: «Я не могу больше молчать, я должен кричать, чтобы вы наконец услышали меня и поняли, кем вы стали!», Андерсон сравнивает, смеется, угрожает и заставляет слушать себя – порой даже до открытой непристойности. Он не видит другого способа. Современный мир предстает перед глазами Андерсона на этой пластинке в виде бесконечного хаоса, где любовь осквернена, где отец идет войной на сына, а сын – на отца. Описание сверкающих позументами армейских колонн вдруг сменяется рассказом о кипящем чайнике…
     Для Яна рок не означает какую-то временную эфемерную деятельность, которая недостойна зрелого человека. У него это логичный, непосредственный и тем самым необходимый способ выражения. Мнение о том, что этот способ выражения все более усложняется, кое-кого заставило считать, что музыка Jethro Tull является скорее плодом претензии, нежели результатом искреннего вдохновения. Столкнувшись с такой позицией, Андерсон так объяснил сущность перемен в своем творчестве: «Музыка в принципе должна быть наивной. Но когда сам ты больше не наивен музыкально, социально и интеллектуально – нет причин заниматься ею на этом уровне. А если ты это делаешь, то, в сущности, это пародия на то, что ты делал когда-то. Есть много людей, которые не хотят, чтобы Jethro Tull менялись. Это факт. Но и я не хочу, чтобы менялись Led Zeppelin и The Rolling Stones. И в этом смысле я такой же, как и любой их поклонник. И в то же время я считаю, что имею право на перемены…
     Андерсон не боится рассуждать о других исполнителях, давать им оценку. Так, скажем, пластинки Pink Floyd, по его мнению, «звучат как музыкальная обивка для стен». Его ужасает, что британцы Мик Джеггер, Род Стюарт и Элтон Джон поют с ярко выраженным американским акцентом. А вот как Ян рассуждает о славе: «Против «художников-звезд» я ничего не могу сказать, но против «звезд-звезд» имею много. К сожалению, всегда могу привести такой пример: Род Стюарт, когда стал знаменитым, все сделал для того, чтобы и дальше иметь успех. А это очень плохо. С другой стороны, The Beatles использовали свой успех как опору для создания интересной и сложной музыки. Это чудесно. Художник – это нечто иное, художник – это человек, который никогда не бывает доволен собой».


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service