Перейти на главную страницу

20 Декабря 2003 года

Все о льготах и правах

Суббота




Новое о сертификатах

    На минувшей неделе, 11 декабря, в «Красной звезде» была опубликована утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. № 700 Подпрограмма «Государственные жилищные сертификаты на 2004 – 2010 годы», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы. В связи с тем, что многие наши читатели обращаются с просьбами разъяснить те или иные ее положения, мы попросили дать свой комментарий специалистов Госстроя России.

    В основу Подпрограммы легли те же основные принципы, на которых базируется действующая федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты».
    Кроме того, в ней расширены категории граждан-участников, которым льготы предусмотрены законодательством. Так, в состав Подпрограммы включены:
    - члены семей военнослужащих, погибших или умерших в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших или умерших после увольнения с военной службы;
    - военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы, не только не имеющие жилья для постоянного проживания, но и проживающие в жилых помещениях по договору социального найма или владеющие ими на праве собственности и в установленном порядке признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом первоочередное право на получение сертификатов закреплено за гражданами – участниками Подпрограммы, не имеющими жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами, а также за гражданами, подлежащими переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
    Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 114,5 млрд. рублей, из которых предусмотрено выделить 34,48 млрд. рублей субъектам Российской Федерации и 79,67 млрд. рублей федеральным органам исполнительной власти. Исходя из планируемого финансового обеспечения Подпрограммы, расчетное количество семей, граждан-участников составляет 125 тысяч, в том числе 40 тыс. семей, состоящих на учете в субъектах Российской Федерации, и 85 тыс. семей – в федеральных органах исполнительной власти (включая переселение из закрытых военных городков).
    Изменена система управления Подпрограммой. Функции текущего управления реализацией Подпрограммы возлагаются на ГУ «Объединенная Дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Госстроя России. Информационное же обеспечение Подпрограммы будет обеспечиваться организацией, отобранной государственным заказчиком Подпрограммы на конкурсной основе. Основной ее обязанностью станет организация и проведение информационно-разъяснительной работы об условиях и порядке реализации Подпрограммы в региональных средствах массовой информации, оказание ее гражданам-участникам практической помощи в решении вопросов, возникающих в процессе реализации государственных жилищных сертификатов.
    Эту работу в настоящее время успешно выполняет Военно-страховая компания, с участием которой в отдельных регионах Российской Федерации созданы представительства генерального управляющего Программой.
    Опыт работы Военно-страховой компании в этой области позволяет надеяться, что право ее на продолжение совместной деятельности с государственным заказчиком Подпрограммы будет подтверждено по результатам конкурса.
    Также претерпела изменение схема финансирования Подпрограммы, которая приведена в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
    На государственного заказчика Подпрограммы (Госстрой России) возложены дополнительные функции – выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов, а на ГУ «Объединенная Дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Госстроя России – организация работы по обеспечению через банки, участвующие в реализации Подпрограммы (отобранные на конкурсной основе), своевременной оплаты договоров приобретения жилья, предъявленных владельцами государственных жилищных сертификатов. Программные мероприятия предусматривают совершенствование нормативной правовой базы Подпрограммы. В кратчайшие сроки предстоит разработать проекты федеральных законов о внесении изменений в законодательные акты по вопросам, связанным с реализацией Подпрограммы, а также проект новых Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
    Организационные мероприятия будут направлены на дальнейшее совершенствование системы управления и контроля за ходом реализации Подпрограммы путем формирования единой базы данных о гражданах – участниках Подпрограммы, ведения единого реестра выданных и оплаченных государственных жилищных сертификатов, оказания конкретной помощи гражданам – участникам Подпрограммы в регионах через общественные приемные и представительства генерального управляющего Подпрограммой, функционирующие в большинстве субъектов Российской Федерации.
    Планируется, что успешная реализация Подпрограммы позволит обеспечить жильем за счет средств федерального бюджета более сотни тысяч семей граждан – участников Подпрограммы, имеющих право на получение жилья за счет средств федерального бюджета, высвободить ранее занимаемое гражданами–участниками Подпрограммы жилье для повторного его заселения военнослужащими и другими категориями граждан и, кроме того, подготовить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования для приобретения с использованием государственных жилищных сертификатов жилья с более высокими потребительскими качествами военнослужащими, увольняемыми с военной службы, и гражданами, уволенными с военной службы, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Вместе в бою, вместе - «на гражданке»

    Социальная реабилитация

    Пермская областная общественная организация инвалидов войны в Афганистане (ПООО ИВА) была создана в 1993 году и сразу же активно принялась за дело. В 1994 г. установила в Перми памятник воинам - жителям Прикамья, погибшим в Республике Афганистан. В 1999 г. на территории ПООО ИВА построена и освящена часовня св. Георгия Победоносца, создан мемориал памяти погибших в Афганистане и Чечне, а в 2002 г. открыт музей Памяти.
    Столь значительные добрые дела были бы невозможны без помощи побратимов из Пермского областного отделения Всероссийского общественного движения ветеранов локальных войн и военных конфликтов “Боевое братство”, которым руководит Михаил Светушков. Отделение объединяет 58 участников боевых действий, более 70 инвалидов войны и 40 ветеранов военной службы и МВД. В городах Пермской области Березники, Красновишерск, Чайковский созданы местные отделения движения «Боевое братство», 59 человек отделения награждены медалью Движения «За ратную доблесть».
    В 1997 г. Пермское ООО ИВА создало Центр социально-психологической реабилитации инвалидов военной службы им. лейтенанта А.В. Кротова. Центр оказывает социально-психологическую помощь ветеранам локальных войн, участникам военных конфликтов на бесплатной основе.
    В прошлом году здесь была реализована программа «Преображение», целью которой являлось проведение мероприятий по социально-психологической и медицинской реабилитации участников боевых действий и членов их семей с использованием уникальной технологии реабилитации, разработанной специалистами центра «Основа» совместно с французскими коллегами Центра Леви и Сантэ-Сюд, а также с применением «метода духовного возрождения бывших воинов», что практикуется в единственном в России комплексе «Белая гора», в котором находится Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь.
    В рамках программы «Преображение» прошли реабилитацию 213 участников боевых действий и членов их семей, проведены десятки телефонных консультаций, осуществлены 4 поездки ветеранов войн и членов их семей на «Белую гору». Кроме того, были организованы групповые консультации по животрепещущим вопросам участников боевых действий в городах Соликамске и Лысьве.
    Однако областное отделение движения «Боевое братство» в сотрудничестве со специалистами центра «Основа» пошло еще дальше. Они подготовили программу “Профессиональная реабилитация жертв войны и неволи”. Ее целью является содействие в жизненной ориентации и трудоустройстве участников военных конфликтов, освободившихся и освобождающихся из мест лишения свободы.
    Только за 4 месяца 2003 г. специалисты побывали с консультациями в колониях, расположенных в Перми, Соликамске и Кунгуре. Совместно со службой занятости населения были организованы два семинара, направленных на трудоустройство бывших «колонистов». Нередко специалисты реабилитационного центра «Основа» участвуют в судебных процессах на стороне защиты участников боевых действий. Логика тут проста: зачастую профессиональные заболевания, психические травмы, полученные в боевых действиях, не позволяют юноше безболезненно адаптироваться в гражданской жизни. И это не вина его, а беда. Беда всего государства, которую взялись поправить бывшие «афганцы».
    В настоящее время идет подготовка «круглого стола» по обустройству “реабилитационного пространства” в Пермской области, в котором примут участие все заинтересованные государственные и общественные организации. Например, специалисты центра реабилитации “Основа” собираются предложить организовать на своей базе курсы по реабилитации участников боевых действий для психологов и социальных работников из всех регионов России.
    Вообще надо сказать, что у пермяков сложились устойчивые дружеские связи с побратимами из многих регионов страны и ближнего зарубежья. В период с 11 по 15 апреля 2003 г. делегация пермяков посетила с официальным дружеским визитом братскую организацию Украинского союза ветеранов Афганистана (воинов-интернационалистов). В Киеве они встретились с ее председателем генерал-майором Сергеем Червонописким, который одновременно является председателем государственного комитета Украины по делам ветеранов.
    Далее делегация отправилась в Херсон, где похоронен их земляк - ветеран войны в Афганистане старший лейтенант Сергей Андреевич Минин. Вместе с супругой, сыном и дочерью Минина члены делегации возложили цветы на могилу Сергея и горсть пермской земли.
    Однако вернемся к повседневным будням областного отделения. Ветераны -«афганцы» нередко оказывают благотворительную помощь своим побратимам. Так, например, они вручили Пермскому областному госпиталю ветеранов войн диагностический прибор ацидогастрометр стоимостью 50 тыс. рублей. По словам начальника госпиталя Леонида Стародубцева, этот прибор уникален, с его помощью можно диагностировать на ранней стадии заболевания желудочно-кишечного тракта.
    В этом году за большую работу по социальной адаптации участников боевых действий, военно-патриотическое воспитание молодежи члены пермского областного отделения движения «Боевое братство» М. Светушков, В. Кудрин и В. Селезнев награждены благодарственными грамотами губернатора Пермской области. А недавно работа областного отделения движения «Боевое братство» получила высокую оценку секретаря Совета Безопасности РФ Владимира Рушайло. Он наградил Михаила Светушкова именными часами и вручил членам движения «Боевое братство» председателю лысьвенского районного отделения Российского союза ветеранов Афганистана Г. Шигапову и председателю чайковской организации ветеранов Афганистана, Чечни и других локальных конфликтов А. Поварницыну Почетные знаки Совета Безопасности Российской Федерации.
 ||  Сергей КНЯЗЬКОВ.



Инвалидам военной службы нужен «свой»» закон

    Важно!

    По состоянию на начало 2003 года число лиц, фактически являющихся инвалидами военной службы, приблизилось к 800 тысячам человек. Для сравнения: по данным Правительства Российской Федерации, в 1997 году общее число инвалидов военной службы в Российской Федерации составляло 576.586 человек, из них инвалиды Великой Отечественной войны – 415.736, инвалиды боевых действий в Афганистане –17.980, инвалиды военной травмы (без учета инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территории Республики Афганистан) – 115.000. В стране – целая армия военных инвалидов. Но, как ни странно, сегодня в действующем законодательстве нет четкого определения понятия «инвалид военной службы».
    Между тем проблем у этой категории граждан хоть отбавляй.
    Взять ту же пенсию. Сегодня бывший военнослужащий по призыву, ставший во время службы инвалидом, получает среднюю пенсию по инвалидности в размере 900-1.200 рублей. На такие деньги и одному-то прожить нельзя, не то что прокормить семью.
    Надбавки за инвалидность для военных пенсионеров тоже таковы, что лишнего жира на них не нагуляешь – все они привязаны к минимальной пенсии по старости. Да и какой это вообще привесок, если сумма доплат не превышает 200 рублей? Военные пенсионеры уже много лет требуют либо предоставить им право на получение второй пенсии - по инвалидности, тем более что для гражданских ветеранов подобная мера действует давно, либо обеспечить их компенсационными выплатами за причиненный вред здоровью. Но таковым правом пользуются на сегодняшний день только «чернобыльцы».
    В идеале, конечно, можно вести речь и о предоставлении лицам, получающим пенсии по инвалидности и достигшим пенсионного возраста по старости (для мужчин – 60 лет) при страховом стаже не менее 5 лет, права на получение страховой части трудовой пенсии по старости.
    Но пока все эти новации существуют только на бумаге. Проекту федерального закона «Об инвалидах военной службы», разработанному в целях усиления социально-правовой защиты инвалидов военной службы, еще только предстоит установить основы государственной политики в области их комплексной реабилитации, дополнительные меры социальной защиты и правовые гарантии их реализации. И, несмотря на всю актуальность закона, сегодня вряд ли кто согласится прогнозировать, как скоро он будет принят. Но хочется верить, что Госдума нового созыва не станет откладывать его в долгий ящик.

    По просьбе «Красной звезды» ситуацию прокомментировал один из разработчиков законопроекта депутат Госдумы Николай БЕЗБОРОДОВ:

    - Как автор документа и «старый новый» депутат, я очень надеюсь, что принятие этого закона станет одной из приоритетных задач нового состава Комитета Государственной Думы по обороне и всей палаты в целом. Актуальность законопроекта заключается в том, что в нем впервые в законодательном порядке определяются понятие «инвалиды военной службы» и круг лиц, относящихся к ним.
    Мы предлагаем такую формулировку: «Инвалидами военной службы являются лица, ставшие инвалидами в период прохождения военной службы (военных сборов) или не позднее трех месяцев после увольнения со службы (военных сборов), либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, травмы, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения военной службы (военных сборов).
    К инвалидам военной службы мы предлагаем отнести лиц, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы; увечья, заболевания, полученных в период военной службы (военных сборов) при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; заболевания, полученного в период военной службы (военных сборов) в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; заболевания (травмы, увечья, контузии, ранения), полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанного с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска; увечья, полученного в период военной службы в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, полученного в период военной службы, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также иных лиц, приравненных к указанным категориям инвалидов.
    Правовое положение инвалида военной службы будет подтверждаться специальным документом. Кроме того, поскольку это инвалиды именно военной службы, мы считаем, что они должны иметь право на ношение военной формы одежды.
    По нашему мнению, для инвалидов военной службы должна устанавливаться единая система правовых гарантий их комплексной реабилитации и предоставления им дополнительных мер социальной защиты.
    Комплексная реабилитация должна включать в себя систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью комплексной реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида военной службы, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
    Убежден, что реабилитация инвалидов должна состоять из двух программ: федеральной и индивидуальной.
    Федеральная базовая программа комплексной реабилитации инвалидов военной службы включает в себя гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду военной службы бесплатно за счет средств федерального бюджета. Программа утверждается Правительством Российской Федерации.
    Индивидуальная программа - это разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида военной службы реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер.
    Индивидуальная программа комплексной реабилитации инвалида военной службы должна быть обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
    Координировать деятельность в сфере комплексной реабилитации инвалидов военной службы обязан специальный уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по труду и социальному развитию.
    Кроме того, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, совместно с органами опеки и попечительства должны установить патронаж над инвалидами военной службы на период их медицинской реабилитации.
    Финансирование реабилитационных мероприятий предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и других источников. Реализация этих мероприятий возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий. Исполнению законопроекта могут также содействовать общественные объединения инвалидов.
    Что касается перспектив закона, то думаю, что он мог бы вступить в силу с 1 января 2005 года. Раньше вряд ли позволят финансово-экономические возможности государства. Предлагаемый закон действительно затратный. Но расходы по реабилитации инвалидов военной службы можно и нужно заложить в проект бюджета 2005 года.

    

Официальный отдел



Приказ министра обороны Российской Федерации

    

О возмещении расходов, связанных с оплатой установки телефона, оплатой мест в муниципальных детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, летних оздоровительных учреждениях военным прокурорам и следователям органов военной прокуратуры


    от 28 августа 2003 г. № 295 г. Москва
    Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 сентября 2003 г.
    Регистрационный № 5072

    В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 47, ст. 4472; 1999, № 7, ст. 878; 2000, № 2, ст. 140; 2001, № 53 (ч. 1), ст. 5018; 2002, № 26, ст. 2523; № 30, ст. 3029; № 40, ст. 3853) приказываю:
    1. Возмещать военным прокурорам и следователям органов военной прокуратуры произведенные фактические расходы по оплате установки телефона в занимаемых ими жилых помещениях, а также оплате мест в муниципальных детских дошкольных учреждениях, школах-интернатах, летних оздоровительных учреждениях.
    Возмещение указанных расходов производить на основании подлинных документов, подтверждающих произведенные военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры расходы.
    2. Расходы, указанные в пункте 1 настоящего приказа, осуществлять за счет средств, предусмотренных в сводной смете расходов Министерства обороны Российской Федерации (предметная статья 130330).
    3. Начальнику Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации – заместителю министра обороны Российской Федерации, начальнику связи Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить планирование и распределение указанных средств.
 ||  Министр обороны Российской Федерации С. ИВАНОВ.



Время терпит

    Правительство Российской Федерации 3 октября 2003 года издало распоряжение № 1450-р, согласно которому сроки выдачи участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС удостоверений нового образца, установленные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1999 г. № 1773-р, продлеваются до 1 января 2006 года.

Картины для фронтовиков

    Глава администрации Ульяновской области Владимир Шаманов и начальник госпиталя ветеранов войн Александр Баландин провели заседание попечительского совета этого медицинского учреждения, на котором были приняты поступившие на счет госпиталя 615 тыс. рублей, в том числе 179 тыс. рублей благотворительных взносов и материально-технические ценности. Только Союз художников области и областной художественный фонд передали госпиталю десятки своих произведений, 100 стендов, около 100 табличек и другие материалы на сумму 435 тыс. рублей.
    - Художники охотно откликаются на предложения поработать для госпиталя, - пояснил председатель Союза художников Аркадий Егуткин, – и картины были написаны специально для него.
 ||  Александр БУГАЙ.



Опыт кировских ветеранов

    В Кирове прошло внеочередное заседание региональной организации участников боевых действий в Северо-Кавказском регионе, на котором эта общественно-политическая организация была переименована в общественную организацию «Союз ветеранов боевых действий». Дело в том, что расширился состав ее членов: теперь она объединяет не только участников войны на Северном Кавказе, но и воинов запаса, принимавших участие в вооруженных конфликтах как в советское время, так и в наши дни.
    В целях дальнейшей координации совместной работы по оказанию реальной помощи участникам боевых действий, получившим ранения, инвалидам, членам семей погибших военнослужащих был избран общественный совет, в состав которого вошел военный комиссар области генерал-майор В. Быков. Председателем Союза ветеранов боевых действий был назначен Марат Куватов.
    Кировская организация участников боевых действий взаимодействует с правительством области, местными органами военного управления, коммерческими структурами. С 2001 года в Кировской области действует закон о социальной защите участников боевых действий и членов их семей, на реализацию которого ежегодно выделяется более 15 млн. рублей. На средства областного бюджета производится и ежемесячная денежная выплата в размере МРОТ каждому из нетрудоспособных членов семей погибших и пропавших без вести военнослужащих. В области реализуются льготы участникам боевых действий по оплате жилья, медицинского обслуживания, проезда в общественном транспорте. Семьи погибших получают дополнительные льготы по оплате коммунальных услуг, пользования телефоном.
    В первом полугодии текущего года завершено строительство 50-квартирного дома, в котором половина квартир предоставлена семьям погибших. Ведется строительство дома в Вятских Полянах, в котором 20 квартир также получат семьи погибших и пострадавших в ходе боевых действий. Предусмотрено строительство жилья и в Кирово-Чепецке. Более полутора тысяч участников боевых действий получили так называемые «лесные» субсидии. Их выдают в соответствии с постановлением правительства области «О выделении древесины на корню на строительство и покупку жилья». На эти субсидии уже построены 40 квартир. В результате привлечения различных источников финансирования квартирные проблемы решили более 150 участников боевых действий.
    За два последних года в областном госпитале ветеранов войн прошли стационарное лечение 605 участников боевых действий в Афганистане и ЧР, более 100 детей поправили здоровье в детских лечебно-оздоровительных учреждениях и загородных оздоровительных лагерях.
 ||  Подполковник Олег ФИЛЕВ.


Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства