на главную страницу

23 Декабря 2003 года

Армия сегодня

Вторник

На стратегической высоте

Дальней авиации — 89 лет

Беседу вел Андрей ЛУНЕВ.



Днем создания дальней авиации принято считать 23 декабря 1914 года. Восемьдесят девять лет назад последним русским царем Николаем II был подписан Указ о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», которые и стали прототипами нынешних стратегических ракетоносцев и дальних бомбардировщиков. О том, какие задачи выполняет дальняя авиация в наши дни, о ее проблемах и перспективах развития рассказывает командующий 37-й воздушной армией ВГК (СН) генерал-лейтенант Игорь Хворов.

     
Визитная карточка

     Хворов Игорь Иванович родился 8 марта 1953 года в Тамбовской области. В 1975 году окончил Тамбовское ВВАЛ. Служил в Сибири, Белоруссии, Прибалтике. Прошел практически все командно-штабные должности в дальней авиации. 15 ноября 2002 года назначен командующим 37-й воздушной армией ВГК (сн). Общий налет - более четырех тысяч часов. Освоил все типы самолетов, стоящих на вооружении частей и подразделений дальней авиации. Летчик-снайпер, заслуженный военный летчик РФ.
     - Игорь Иванович, чем сегодня представлена дальняя авиация?
     - Она включает в себя части дальних бомбардировщиков, имеющих на вооружении самолеты Ту-22М3 и стратегические - Ту-95МС и Ту-160, а также гвардейский авиаполк самолетов-заправщиков, выполненных на базе Ил-78. Кстати, полк этот уникален, так как его самолеты - единственные в стране воздушные танкеры - производят дозаправку в воздухе как наших экипажей, так и крылатых машин фронтовой авиации. Они же участвуют в испытаниях новой авиатехники, в плане ее дозаправки в воздухе. Помимо этого, полк еще и выполняет задачи по грузовым перевозкам на Север.
     Кроме того, у нас есть и специальные самолеты - Ту-134 УБЛ и Ту-134 УБЛШ, а также большой парк транспортных - Ил-62, Ил-18, Ан-26 и Ан-12. Поисково-спасательные функции выполняют вертолеты Ми-8. Так что в составе нашей воздушной армии представлено самое большое количество типов самолетов в сравнении с другими объединениями ВВС.
     - Как прошел завершившийся учебный год?
     - Начался он с проверки управления командующего и двух полков дальних бомбардировщиков Военной инспекцией Минобороны. В сложнейших погодных условиях экипажи работали на полигоне под Энгельсом боевыми бомбами и ракетами. Все цели были успешно поражены, и инспекторы признали нашу способность выполнить поставленные задачи.
     На учениях в акватории Индийского океана, в Аравийском море мы участвовали совместно с силами Военно-морского флота. Впервые за всю историю дальней авиации наши экипажи выполнили пуски двух боевых ракет в экваториальных широтах. Это был полет на предельный радиус досягаемости самолетов Ту-160 и Ту-95МС. С учетом сильного встречного ветра машины находились в воздухе 15 часов. Маршрут проходил через ряд сопредельных государств, и наши летчики вели радиообмен на английском языке - буквально за несколько месяцев до этого мы дали им языковую практику. Успешное выполнение боевой задачи еще раз подтвердило, что дальняя авиация может работать в любом регионе земного шара.
     Позже мы принимали участие в учениях Тихоокеанского флота. Самолеты Ту-160 были перебазированы в этот регион и выполнили боевую задачу в Тихом океане. Одновременно с ними Ту-95МС выполнили полеты с северных аэродромов вдоль берегов Канады и Алеутских островов. Экипажи на Ту-22М3 совместно с морской авиацией производили пуски боевых ракет по реальным целям - списанным баржам в открытом море. Все экипажи, работая во взаимодействии с ВМФ, успешно справились с поставленными задачами.
     Также в течение года был проведен ряд летно-тактических учений в составе эскадрилий и полков и командно-штабная тренировка.
     В ходе боевой работы высокий уровень профессионализма показал командир гвардейского авиасоединения генерал-майор Анатолий Жихарев. Хочу отметить командиров авиаполков, которые провели полный комплекс всех мероприятий как по подготовке, так и по управлению своими боевыми порядками при выполнении полетов. Это полковники Юрий Нагаев, Борис Середкин, Алексей Серебряков и Юрий Кузнецов. Заслуживает благодарности и инженерно-технический состав авиачастей, который в нелегких условиях готовил авиатехнику к выполнению поставленных задач.
     - Каков средний налет летчиков дальней авиации и что делается для того, чтобы его повысить?
     -Традиционно высокий налет (около 80 часов) у пилотов на Ил-78. Повысился налет у командиров кораблей на Ту-95МС и Ту-22М3 на десять часов, а на Ту-160 - в среднем в два раза. У помощников командиров кораблей он в два раза меньше, так как особо сложные задания командиры экипажей выполняют с летчиками-инструкторами. Помимо постоянных сборов большую работу по подготовке помощников командиров кораблей ведем в центре боевого применения и подготовки летного состава.
     В этом году у нас снизилось количество летного состава, повысившего свою квалификацию. Но в этом ничего страшного нет. Ведь прежде чем выпустить экипаж в полет, мы проводим с ними серьезную подготовку. За постановкой задач следуют теоретические и практические тренировки. А потом - контроль готовности, который проводит лично командир полка. Цель всего этого - удостовериться на все сто, что офицер выполнит поставленную задачу. С низкими профессиональными качествами не допускаем пилота к полетам. И этим только повышаем уровень безопасности. Благодаря серьезной подготовке в следующем году пилотов, получивших 3-й, 2-й класс и квалификацию летчик-снайпер, будет несколько десятков.
     Основной упор мы делаем на подготовку молодых летчиков. Включаем их в состав опытных экипажей, чтобы они учились, что называется, в полете. Сплав опыта и молодости положительно сказывается на результатах учебы. В этом году мы впервые за последние десять лет подготовили значительное количество молодых и перспективных офицеров, которые нацелены на летную работу и способны выполнять боевые задачи.
     - Как решаются задачи поддержания в исправности летного парка?
     - Мы тесно взаимодействуем с промышленностью, в том числе с ОКБ «Туполева» и «Ильюшина». Совместно с ними будем проводить значительную работу по первому продлению ресурса наших самолетов выпуска конца 80-х годов. Ведь при проектировании в авиатехнику всегда закладывается определенный запас ресурса. Поэтому, когда истекает срок службы, ни один самолет не списывается. К примеру, у самолета Ту-16, выпущенного в 50-х годах прошлого столетия, срок службы был 15 лет, а он отлетал 35. И летал бы еще, но началось массовое перевооружение на другие типы самолетов и его попросту заменили. У нас самый «старый» Ту-160 выпуска 1986 года, а новые - 1997-го. Опыт эксплуатации показывает, что серьезных предпосылок к ограничению срока службы наших самолетов нет. К тому же за ними постоянно осуществляется так называемый авторский надзор. Представители ОКБ «Ильюшина» и «Туполева» приезжают в авиачасти и делают выводы о состоянии техники.
     - Какие научно-исследовательские, конструкторские разработки ведутся в интересах дальней авиации?
     - Мы проводим большую подготовительную работу для открытия опытных конструкторских работ по созданию перспективного авиакомплекса дальней авиации - самолета будущего. Выбираем, какие ОКБ наиболее полно реализуют наши технические задания и пожелания. Модернизация одного из ныне существующих самолетов дальней авиации позволит в полной мере учесть те требования, которые будут предъявляться к средствам вооруженной борьбы в будущем. Опытно-конструкторские разработки могут начаться в 2006 году. И тогда в течение 8 - 10 лет после этого в войска уже поступит серийная техника.
     Есть еще несколько направлений модернизации авиатехники. В первую очередь Ту-160 - при проектировании в нем заложены огромные возможности. Большая модернизация коснется и Ту-22М3 - будет усовершенствован навигационно-прицельный комплекс. Это позволит расширить его боевые возможности, так как Ту-22М3 - один из главных ударных самолетов с обычным вооружением. Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 планируем также оснастить современными средствами космической связи. Это повысит их точностные характеристики и позволит осуществлять управление экипажем в любой точке земного шара и при любых погодных условиях.
     Фото Олега ЛИТВИНОВА и Сергея БАБИЧЕВА.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service