на главную страницу

24 Декабря 2003 года

Чечня: недельный обзор

Среда

Время ликвидации бандитов

Андрей ПИЛИПЧУК, «Красная звезда».



События минувшей недели еще раз доказали, что у боевиков нет никаких шансов не только расшатать ситуацию, но и просто выжить. Укрепление авторитета чеченской власти, холод в горах, уничтожение значительного количества зимних баз, а также серия широкомасштабных операций по разгрому террористического подполья сразу в нескольких республиках Северного Кавказа заставили боевиков искать пути спасения. Особенно это касается наемников. Им в отличие от местных «коллег» скрываться негде. У них здесь нет сердобольных родственников. Но, похоже, безнаказанно выбраться из Чечни им все-таки не удастся…

     
«Волки» в загоне


     Появление 15 декабря одной из банд в Цунтинском районе некоторые СМИ сразу же окрестили «вторым походом на Дагестан», сравнив его с событиями 1999 года. Тогда бандитам Басаева при поддержке местных ваххабитов действительно удалось захватить ряд дагестанских сел и в течение нескольких недель вести ожесточенное сопротивление федеральным силам.
     Однако на этот раз ситуация сложилась совершенно иная. Банда из примерно 30 человек, костяк которой составляли иностранные наемники, попыталась выбраться из Чечни, где в нынешних условиях им, вероятно, скрываться стало проблематично. Бандиты рассчитывали проложить новый, а значит, по их разумению, достаточно безопасный путь – через Дагестан в Грузию. Тем более что тропы через перевал были завалены всего полуметровым слоем снега и, по мнению местных жителей, вполне были доступны для пешего прохода.
     Но уже в Цунтинском районе после длительного и скрытного перехода через горные массивы Чечни и Цумадинского района Дагестана силы боевиков покинули. Обросшие, изможденные, голодные и обмороженные, они были вынуждены зайти в ближайшее селение для отдыха в тепле и пополнения провизии.
     В населенном пункте Шаури, который расположен всего в 15 км от границы с Грузией, боевики появились поздно ночью и расположились на ночлег в местной больнице. Они, скорее всего, рассчитывали на поддержку местного населения.
     Дело в том, что Цунтинский район – отдаленное и труднодоступное дагестанское высокогорье, куда ведет одна-единственная проезжая дорога со стороны Махачкалы. Зимой малолюдные горные села остаются практически отрезанными от большой земли. Здесь не то что газ – электричество не везде есть, не говоря уж о телефоне. Зато ваххабитских эмиссаров тут хватает с избытком. Бедность местного населения весьма способствует развитию исламского фундаментализма самого крайнего толка.
     Но тем не менее жители Шаури, которые до этого знали о существовании боевиков лишь понаслышке, были не на шутку встревожены появлением вооруженных людей. К тому же бандиты повели себя не как добропорядочные гости. Они забрали у одного из местных машину «Газ-24» и на ней провели разведку в соседнем селе Мокок, где размещалась погранзастава. Однако бандиты были замечены. Пограничный наряд начал их преследование и… попал в засаду. Все 9 пограничников погибли. Через некоторое время об этом стало известно местным правоохранительным органам. В район Шаури стали подтягиваться подразделения дагестанской милиции.
     Этот бой изменил планы боевиков. Окончательно выдав свое присутствие, они, захватив четырех заложников для использования их в качестве проводников, были вынуждены оставить село.
     Началось их преследование. В район нахождения банды перебросили около 2 тысяч военнослужащих и сотрудников МВД. В короткие сроки на горных тропах, ведущих в Грузию и Азербайджан, были выставлены засады. Со стороны грузинских и азербайджанских погранведомств эти участки также были усилены дополнительными нарядами своих пограничников.
     В результате бандгруппе пришлось повернуть обратно в сторону Чечни. Ночью 16 декабря боевики вошли в дагестанское село Галатли и захватили там заложников. Всего в руках бандитов оказалось 11 человек. Но спустя несколько часов они освободили заложников и отступили в горы. Видимо, в их планы не входило прямое боестолкновение с подходящими к селу силами военных. Банда разделилась на три группы, каждая из которых попыталась самостоятельно оторваться от преследования.
     Началась операция по поиску и блокированию бандгрупп. Путь в Чечню боевикам тоже перекрыли. На всех возможных маршрутах перехода административной границы были выставлены усиленные милицейские и войсковые наряды. И уже к 18 декабря, по словам руководителя операцией заместителя командующего войсками СКВО, командующего горной группировкой ОГВ(с) генерал-лейтенанта Аркадия Бахина, район поисковых мероприятий существенно сузился.
     В дальнейшем разведывательно-поисковые мероприятия проводились в том числе и по ночам несмотря на то, что поиск боевиков затрудняли снежные заносы на дорогах и сильное обледенение. Тем не менее, одну из групп спецназовцам Министерства обороны РФ удалось обнаружить и блокировать в районе н.п. Микали Цунтинского района. Другую – на границе Цунтинского и Цумадинского районов близ селения Сагада. По боевикам были нанесены удары авиации и артиллерии. В результате чего уничтожено как минимум 12 бандитов. По крайней мере, тела четырех уничтоженных боевиков были найдены. Несколько трупов, судя по следам на снегу, бандиты унесли с собой. Кроме того, в местах нанесения ударов были обнаружены еще шесть захоронений боевиков.
     В настоящее время операция вошла в свою завершающую стадию. По словам командующего войсками СКВО генерала армии Владимира Болдырева, бандиты загнаны в ущелье-западню и их нейтрализация – лишь вопрос времени. Сейчас там работают снайперы, артиллерия и авиация. Длительность операции по ликвидации банды, проникшей в Дагестан, объясняется тем, что все мероприятия здесь проводились с благоразумной осторожностью, в основе которой лежал холодный расчет. Командующий пояснил, что самым главным для него было сберечь людей.

     
Боевые будни группировки.


     Между тем в самой Чечне на прошлой неделе продолжались мероприятия по нейтрализации боевиков, ликвидации их баз и тайников с оружием. Так, например, в Старощедринском лесном массиве, расположенном в Шелковском районе, сотрудники правоохранительных структур уничтожили двоих членов НВФ. При опознании убитых удалось выяснить, что они входили в орудующую в здешних местах банду под громким названием «Воины Аллаха».
     Несколько успешных операций было проведено и в горных районах республики. Одна бандгруппа была рассеяна в устье реки Шаро-Аргун, близ н.п. Зоны. Там обнаружили действующую базу, на которой находились девять бандитов. В ходе боя два бандита были убиты на месте и несколько ранено. Воспользовавшись наступившей темнотой, остальным бандитам удалось скрыться. Другая банда из 15 человек нейтрализована в окрестностях Тазен-Кала Веденского района. Еще три бандита ликвидированы в селении Энгеной Ножай-Юртовского района.
     Кроме того, военнослужащие и милиционеры в течение минувшей недели провели ряд адресных мероприятий по задержанию членов НВФ в Грозном, Аргуне, а также в селениях Чири-Юрт, Новая Жизнь, Гиляны, Цоцин-Юрт, Мекен-Юрт и Гудермесском районе. При этом за решетку попали девять членов НВФ.
     Один из них оказался профессионалом-подрывником. По данным РОШ, в его задачу входило совершение двух терактов. При обыске в его доме оперативники обнаружили 3 кг пластида, 2 СВУ, радиостанцию и денежный аванс, который бандит получил за проведение взрывов. Кстати, за неделю это уже вторая партия пластида весом в 3 кг, обнаруженная при аресте террористов. В РОШ предполагают, что данная взрывчатка могла быть использована для изготовления поясов смертников.
     В актив военнослужащих и сотрудников правоохранительных структур бесспорно можно отнести и около десятка тайников с оружием, найденных в различных районах Чечни за минувшую неделю. Наиболее крупные из них были обнаружены в Шалинском, Ачхой-Мартановском и Урус-Мартановском районах. Помимо прочего, из них было изъято около 40 кг тротила. Военные отмечают, что в последнее время схронов на территории Чечни стало гораздо меньше. Если еще полгода назад за сутки в среднем обнаруживалось 7 тайников, то сейчас, за редким исключением, максимум 3. При этом интенсивность их поиска в последнее время существенно увеличилась благодаря активной помощи со стороны местных жителей и добровольно сложивших оружие боевиков.
     В другом регионе Северного Кавказа, в Кабардино-Балкарии, за последние 10 дней операции «Вихрь-антитеррор» были задержаны 32 разыскиваемых преступника. По горячим следам раскрыты 144 преступления, из них 80 тяжких и особо тяжких.

     
Усилия чеченской власти


     Военные отмечают, что в последнее время президент Чечни Ахмад Кадыров и его окружение активизировали свою работу в борьбе с терроризмом. Однако сотрудники районных администраций наряду с милиционерами и военными по-прежнему входят в так называемую «группу риска».
     Так, например, на прошлой неделе у станицы Петропавловская было обнаружено тело главы администрации Алхан-Калы Нурди Эльмурзаева, похищенного боевиками еще 9 декабря. В Старопромысловском районе города Грозного бандиты расстреляли инспектора местного РОВД и тяжело ранили его сына. Всего же за последние три года, по словам недавно избранного депутата Госдумы Ахмара Завгаева, в Чечне погибло около 600 сотрудников чеченской милиции, 130 глав районных, городских и сельских администраций, члены их семей, а также более 30 имамов и других авторитетных представителей чеченского народа.
     И тем не менее с убийством каждого
     из них нельзя ставить под сомнение реальную власть Ахмада Кадырова в республике. По мнению руководства РОШ, он прилагает немало усилий, чтобы имеющимися в его распоряжении силами и средствами навести порядок в Чечне.
     К примеру, на минувшей неделе помимо проведения спецопераций силами чеченской милиции и службы безопасности президента ЧР, руководство Чечни предприняло ряд мер для привлечения населения к информированию правоохранительных структур. Кроме напоминания о солидном гонораре за голову Басаева и ему подобных, в этих целях в МВД республики был установлен телефон доверия. В сообщении по местному телевидению гражданам было предложено передавать по этому телефону любую информацию о готовящемся или совершенном преступлении, о лицах, причастных к правонарушениям или находящихся в розыске. Причем не просто так, а за денежное вознаграждение.
     Кроме того, Кадыров сделал несколько кадровых перестановок и назначений, призванных укрепить республиканские властные структуры. У Чечни появился новый представитель в Федеральном собрании – московский предприниматель Умар Мусаев, а при Госсовете республики была создана комиссия по делам женщин и рабочая группа по разработке государственной символики Чечни. Указом президента республики на прошлой неделе был назначен также и новый мэр города Грозного – опытный хозяйственник Мосар Темирбаев. Предыдущий руководитель чеченской столицы молодой политик Хож-Ахмед Арсанов стал референтом в аппарате Кадырова.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service