на главную страницу

25 Декабря 2003 года

Армия и общество

Четверг

СОЛЕНЫЙ ПОТ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



     Некогда раскинутая на территории Советского Союза сеть поисковых отрядов обеспечивала спасение и эвакуацию терпящих бедствие в считанные минуты. Теперь большинство этих подразделений расформировали.
     Сегодня спасательная сеть ВВС находится под контролем Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания РФ и накрывает всю территорию России. При этом изменились размеры зон и районов ответственности. Ячейки «невода», опирающиеся на оставшиеся военные аэродромы, стали более крупными. Но осталось основное требование – своевременно оказывая помощь людям, терпящим бедствие, действовать максимально быстро и точно.
     Главное их предназначение - обеспечение безопасности полетов. Специалисты поисково-спасательной и парашютно-десантной службы (ПС и ПДС) готовят и проверяют средства спасения, выполняют различные работы с оборудованием. Обучают летный состав действиям после вынужденной посадки или покидания летательного аппарата.
     В спасатели в основном идут люди, влюбленные в парашютный спорт. На «гражданке» он стал дорогим удовольствием, а в армии можно отвести душу. Здесь они выполняют тренировочные прыжки с разных высот при любой погоде, отрабатывают навыки по оказанию первой медицинской помощи и выживанию в разных климатических условиях, постепенно становясь профессионалами военной службы спасения.
     Это только в художественных фильмах на выручку военным летчикам спешит спецназ. В жизни же именно спасатели всегда готовы прийти на помощь, когда летчикам в небе грозит беда. Кстати, высокий профессионализм наших спасателей признают и на Западе. Недавно натовские военные посетили специальный центр ВВС «Агой», где занимаются обучением военных летчиков навыкам и основам выживания в различных природных условиях и боевой обстановке. Опыт российских военных спасателей стал для гостей бесценным, учитывая хотя бы ситуацию военной операции в Ираке.
     Российские летчики в экстремальных ситуациях действовать умеют. Они уходят от преследования врага, используя все возможности. Самолеты радиотехнического поиска барражируют в районе поиска, ожидая сигнал бедствия. Их товарищи по оружию организовывают спасательные операции, ставя на кон судьбы свои жизни, вытаскивая из лап смерти боевого побратима. Поисковые вертолеты со спасателями, медиками и боевыми группами день за днем идут под свинцовые трассы врага, выполняя визуальный поиск сбитого летчика.
     - Американцев, - рассказывает начальник специального центра полковник Леонид Пустовалов, - интересовали прежде всего наша практика и программа обучения. Они знакомились с опытом военных спасателей, постоянно присутствуя на занятиях и дотошно сравнивая рассказ преподавателя с его конспектом лекции. Процесс обучения мы демонстрировали не на инструкторах центра, а на обычных летчиках. Практические занятия, судя по всему, оказались для них лакомым куском. Единственное, что мы не показали гостям, - боевое выживание. Как говорится, дружба дружбой, а табачок врозь.
     Натовцы подумывают и о дальнейшем сотрудничестве. Конечная их цель – обучение летчиков НАТО в российских спеццентрах ВВС. Диалог подразумевает взаимность. Нас также заинтересовало предложение проводить совместную подготовку летчиков России и НАТО в наших и зарубежных центрах. Сегодня мы ждем приглашение для ответного визита, хочется посмотреть и оценить чужой опыт. Любая новинка в обучении летчиков будет взята на вооружение.
     Поисково-спасательная и парашютно-десантная служба ВВС помогает не только военным. Каждой весной из года в год спасатели с помощью вертолетчиков снимают с отколовшихся льдин рыбаков. Причем спасенные не скрывают, что и впредь не бросят свое увлечение. Мол, все равно военные спасут. И драгоценное авиационное топливо расходуется не на подготовку молодых летчиков, а на безопасность рыбацкого хобби.
     Спасатели - тоже люди увлеченные, а мечтают о довольно прозаичных вещах: заменить спасательное имущество семидесятых-восьмидесятых годов современными образцами; получить бензопилы по дереву и металлу, гидравлические ножницы... ВВС надо изыскать деньги на приобретение этих средств, которыми можно быстро вспороть обшивку техники, потерпевшей аварию.
     Могут помочь собратья из МЧС. Два ведомства заняты-то в этом вопросе общим делом – спасением людей. Однако хоть и государственные карманы, но с разных сторон пришиты. А деньги у нас перекладывать не любят. Все понимают финансовую проблему и знают: если где-то прибавят, то где-то убавят. А спасенная человеческая жизнь не дороже стоит?
     Современные медицинские аптечки и средства в мечтаниях военных считаются заоблачными высотами. На помощь государственной медицины рассчитывать не приходится - любое обращение за помощью натыкается на любимую фразу рыночных отношений: «Вы готовы оплатить наши услуги?» Какая оплата, если люди погибают.
     Вообще у наших спасателей немало планов и пожеланий на будущее. Основаны они не на бесплодных мечтаниях, а на уроках боевого опыта.
     Прежде всего нуждаются в модернизации аварийные радиостанции. Они работают на одной-единственной частоте и не имеют системы кодирования. Воспользоваться ею в зоне боевых действий - большая проблема. Например, в Чечне, сбивая самолет или вертолет, боевики прослушивали радиоэфир на аварийной частоте. Спасение летчика порой напоминало игру в прятки - кто быстрее найдет сбитого пилота - спасатели или бандформирования?
     При всей неприхотливости вертолета посадка для эвакуации не всегда возможна. Для этого «вертушки» оборудуют специальным устройством для подъема людей. Лебедка ЛПГ-300 и поставляемые к ней приспособления выдерживают вес двух человек, на ней спасатель поднимается вместе со спасаемым человеком, полностью обезопасив его. Такие лебедки установлены только на вертолетах Ка-27ПС и на некоторых Ми-8. Ими надо оборудовать все вертолеты Ми-8. Надо, но нет возможности.
     Становятся дефицитными по причине истечения сроков эксплуатации и парашюты Д1-5У, необходимые для парашютной подготовки специалистов и летчиков. Теперь военным летчикам и «пэдээсникам» предлагают выполнять прыжки с десантными парашютами, которые не отвечают требованиям безопасности парашютных прыжков для летного состава. Полученная травма надолго отлучит военного летчика от полетов.
     Главкомат ВВС настоял на выделении денег и решил проблему. На одной из фабрик Ивановской области по его заказу начато производство парашютов.
     Уже наполовину решена и другая проблема. Выполняя боевой вылет, летчик должен иметь под рукой самые необходимые средства индивидуального жизнеобеспечения. Внесли изменения в комбинезоны, которые уже поступают в боевые части. Теперь надо каждого летчика обеспечить медикаментами, аварийными средствами связи и другим имуществом по рекомендациям спасателей.
     Полеты всегда связаны с риском для жизни. Аварий, как ни старайся, избежать не удастся, но можно избежать гибели военных летчиков. Для этого и работают военные спасатели – «спецназ» ВВС.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service