на главную страницу

25 Декабря 2003 года

Армия и общество

Четверг

Кавказские маршруты железнодорожников

Андрей ПИЛИПЧУК, «Красная звезда».



Увеличение темпов восстановления народнохозяйственного комплекса Чечни - одна из первостепенных задач и федеральных, и республиканских структур власти. Республике как воздух нужны стройматериалы, техника и оборудование. В этих условиях железнодорожный транспорт просто незаменим. Но Чечня, как известно, особый регион. И гражданские специалисты здесь пока не могут обходиться без помощи военных. О том, какие задачи сегодня решают Железнодорожные войска в Чечне, рассказывает в эксклюзивном интервью «Красной звезде» заместитель командующего Объединенной группировкой войск (сил) - начальник Оперативной группы Железнодорожных войск в Северо-Кавказском регионе генерал-майор Виталий ТЫМБАЙ.

     - Виталий Иванович, начнем наш разговор с традиционного вопроса. Какие подразделения Железнодорожных войск находятся в Чечне? Какие задачи они выполняют?
     - В настоящее время Оперативная группа Железнодорожных войск входит в состав Объединенной группировки войск в Северо-Кавказском регионе и вместе с другими силами участвует в контртеррористической операции.
     Для выполнения стоящих перед нами задач мы задействуем спецпоезда. Их экипажи занимаются разминированием железнодорожных путей и мостовых переходов, сопровождают воинские эшелоны с личным составом и техникой, а также поезда с народнохозяйственными грузами.
     Только в этом году нами сопровождено 288 эшелонов и проведено сплошное разминирование 900 км железнодорожного полотна. Кроме того, в ходе технической разведки во время следования каждого нашего поезда мы проверили около 60.000 км путей.
     Помимо этих задач воины-железнодорожники занимаются техническим прикрытием и восстановлением искусственных сооружений на железной дороге. В настоящее время совместно с чеченскими рабочими Железнодорожные войска проводят восстановление мостов на участке Гудермес - Ханкала.
     - Не могли бы вы подробнее рассказать о специфике работы ваших подчиненных на территории Чечни?
     - Здесь мы не столько строим, сколько занимаемся восстановлением. Ведь во время боевых действий инфраструктура железной дороги республики не была полностью уничтожена, а получила лишь частичные разрушения. Пострадали некоторые мосты, кое-где были повреждены рельсы. Вот их сейчас мы и восстанавливаем.
     Еще одна особенность службы в Чечне - люди у нас постоянно меняются. Они приезжают сюда в командировку на 2-3 месяца. И тем не менее дефицита в настоящих профессионалах и специалистах мы не испытываем. Особенно мне бы хотелось отметить хорошую работу главного инженера Оперативной группы Железнодорожных войск подполковника Александра Трофимова, заместителя по воспитательной работе подполковника Александра Еремина, начальника спецпоезда «Дон» майора Анатолия Корнева, крановщиков старшего прапорщика Сергея Астахова и старшего сержанта Дмитрия Дрюкова, а также ефрейтора Александра Чумака, рядовых Бориса Уточкина и Дмитрия Уманского.
     В этом году в нашей Оперативной группе нет боевых потерь. Беречь людей - это жесткое требование командующего Железнодорожными войсками генерал-полковника Григория Иосифовича Когатько. И мы стараемся не подвергать наших бойцов неоправданному риску. Хотя в начале активных боевых действий потери у нас, к сожалению, были.
     - Вы считаете, что в этом году обстановка в республике стала менее сложной?
     - В отношении железной дороги - да. Я считаю, что ситуация стабилизировалась. С восстановлением мостов и ремонтом путей народно-хозяйственные грузы в Чечню пошли большим потоком.
     Что же касается терактов… Как бы бандиты ни старались сорвать грузоперевозки, желаемого эффекта они добиться все равно не смогут. Оперативная группа ЖДВ сегодня в состоянии восстановить любой отрезок пути буквально через 2-3 часа после подрыва. Для этого у нас есть все: профессионально подготовленный личный состав, специальная техника, запас необходимых материалов.
     - И все-таки служить в Чечне - дело рисковое. Были ли в этом году случаи диверсий?
     - Боевикам удалось провести 2 подрыва железнодорожного полотна. Один - в начале года, другой - в середине лета. Еще 7 взрывоопасных предметов нам удалось обнаружить и обезвредить.
     А вообще обстрелы наших спецпоездов происходят достаточно часто. Например, по спецпоезду «Дон» бандиты уже несколько раз вели огонь из стрелкового оружия.
     Чтобы свести к минимуму риск, на пути следования поездов Внутренние войска и военные комендатуры ежедневно выставляют засады и заслоны.
     Еще в этом году был случай, когда около десятка местных жителей попытались напасть на спецпоезд, личный состав которого восстанавливал мост. Сначала они стояли в сторонке. Кричали и угрожали физической расправой. Затем бросились к поезду. Это была явная провокация, направленная на срыв работ. Вероятно, они добивались того, чтобы мы открыли огонь. Однако обошлось без кровопролития. Все нарушители были задержаны и переданы в местные правоохранительные органы. Хотя в той ситуации мы имели полное право применить оружие.
     - Кстати, какие отношения у вас складываются с местными, гражданскими специалистами-железнодорожниками?
     - Вполне рабочие. За участок дороги Ищерская - Грозный отвечает руководитель подотдела Минераловодческого отделения Северо-Кавказской железной дороги Султан Адуев. С ним мы практически ежедневно по телефону согласовываем мероприятия и проводим совместную работу для обеспечения перевозок по железной дороге.
     Или другой, наиболее яркий пример взаимодействия… Сейчас, как вы знаете, в Чечне для железнодорожных перевозок используются только участки Моздок - Гудермес и Гудермес - Грозный. Но для развивающейся экономики республики этого явно недостаточно. В текущем году управление Северо-Кавказской железной дороги обратилось к нам с просьбой провести разминирование и техническую разведку еще одного участка - Червленная - Кизляр. Там последние пять лет поезда не ходили и прямо на железнодорожном полотне выросли деревья. Теперь этот участок готов к эксплуатации.
     …Наш разговор прервал доклад дежурного офицера. На перегоне Терек - Наурская бандиты подорвали гражданский товарно-грузовой состав. Повреждено около 1 метра железнодорожного полотна. Схода с рельсов не произошло. Жертв нет. К месту теракта уже выдвинулись спецпоезд «Терек» и группа быстрого реагирования ОГВ(с).
     - Ну вот видите, - на прощание обратился ко мне генерал Тымбай. – Вот вам и третий подрыв в этом году. Не хотят бандиты, чтобы люди в Чечне жили лучше…
     Позже стало известно, что Железнодорожные войска справились с задачей успешно. Путь был восстановлен в тот же день. И поезда возобновили перевозку грузов, так необходимых для возрождающейся Чечни.
     На снимке: работа с теодолитом.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service