на главную страницу

25 Декабря 2003 года

Российское оружие

Четверг

СЮРПРИЗЫ ДЛЯ НЕВИДИМОК

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



В 1999 году в окрестностях Белграда был сбит невидимый бомбардировщик F-117A. Миф о неуязвимости самолетов будущего разрушил комплекс С-125 «Печора». И хотя его выпуск в России прекращен, списывать комплекс со счетов рано. ЗРК продолжает нести службу в десятках странах мира.
Об этом и многом другом рассказал нашему корреспонденту первый заместитель генерального директора ОАО «Оборонительные системы» Виктор ВИЩУК.

     - Виктор Адамович, в текущем году завершились испытания и все опытно-конструкторские работы (ОКР) по проекту «Печора-2М». В чем его отличие от прототипа?
     - Комплекс «Печора» разработан в начале 60-х годов. Именно заложенные в него возможности позволили успешно противо-действовать авиации нового поколения. Однако все понимали и понимают: старое оружие не может на равных конкурировать с новым.
     Разработанный проект модернизации превратил «Печору» в современный ЗРК «Печора-2М». Одновременно с этим в два раза снижены расходы на его эксплуатацию. Очень привлекательно выглядит и критерий эффективность - стоимость. Значительно улучшены тактико-технические характеристики и боевые возможности комплекса. Попытаюсь коротко их обозначить.
     Прежде всего мощные белорусские шасси-вездеходы сделали комплекс мобильным. Модернизированная ракета более эффективно и на большей дистанции поражает воздушного противника, а при необходимости наносит удар и по наземным целям. На комплексе установлена цифровая и твердотельная электроника четвертого поколения. Повышена его помехозащищенность, найдены новые технические решения. Почему-то принято говорить: вот у французов хорошая оптика. А оказалось, наши специалисты делают отнюдь не хуже. Испытания показали: разработанные тепловизионный и телевизионный каналы по ряду параметров лучше французского. Мы считаем, комплексу продлена жизнь если не на четверть века, то на пятнадцать-двадцать лет точно. Он встал в один ряд с самыми современными комплексами этого класса, имеющимися на вооружении в России и за рубежом. В этом году успешно завершен очередной этап испытаний опытного образца. Проверены поставочные образцы, которые идут иностранному заказчику. Проведен ряд сложнейших экспериментов, в том числе и стрельбы в условиях радиопомех современного уровня. Результат: комплекс способен выполнять любые самые сложные задачи по своему предназначению.
     - Какой опыт боевых действий учтен при разработке комплекса, о каких его сюрпризах можете рассказать сегодня?
     - Локальные конфликты, особенно в которых участвует американская авиация, предъявили новые требования к современным системам ПВО. Если зенитно-ракетные комплексы не имеют защиты от противорадиолокационных ракет, то уничтожаются в первые минуты боя. Так было в Югославии и Ираке, а началось все еще со времен войны во Вьетнаме.
     Для выживания комплекса в боевых действиях мы действительно приготовили сюрпризы.
Нами специально разработан комплекс радиотехнической защиты (КРТЗ). Это очень малогабаритные, быстро разворачиваемые устройства, располагающиеся на определенном расстоянии от антенного поста. Они обеспечивают маскировку излучения комплекса. КРТЗ, продемонстрированный российским военным и заказчику, вызвал большой интерес.      Его относительную простоту, уникальность и оригинальность подтверждают экспертные оценки специалистов НИИ Минобороны РФ. Головка наведения противорадиолокационной ракеты не может выделить истинную цель и наводится с большим промахом. В настоящее время мы вышли на испытания КРТЗ. Телевизионный канал, обеспечивающий работу комплекса в дневных условиях, дополнен тепловизионным, который действует днем и ночью. Работа комплекса в этих режимах резко повысила его возможности в бою. Он обнаруживает, определяет и сопровождает воздушные цели без включения радиолокатора.
     Передача информации между антенным постом и кабиной управления в цифровом виде по оптико-волоконной линии связи позволила удалить кабину управления от антенного поста на несколько сотен метров (у немодернизированной «Печоры» - на несколько десятков метров).
     - В конкурсе на модернизацию «Печоры» участвовали зарубежные фирмы. Несмотря на свой проигрыш, они продолжили paботы по модернизации. Сравните итоговые результаты и поясните, в чем вы видите преимущество «Оборонительных систем» ?
     - На рынке модернизации зенитно-ракетных комплексов пытаются работать многие страны. Иностранные конкуренты предлагают частичную модернизацию. Например, польская фирма хотела доработать антенный пост и кабину управления. Но ни одна из стран не берется за модернизацию ракет. Они пытались выходить на нас с предложениями об объединении усилий. Очевидно, понимали бесперспективность своих подходов в решении задачи. Нами осуществлена полная модернизация комплекса. Именно такой подход позволил получить в итоге «Печору-2М» со столь высокими характеристиками. Сравнивать результаты работ не имеет смысла. Ни одна страна мира не в состоянии осуществлять полную модернизацию советско-российского вооружения. А частичная модернизация «Печоры» качественно ее характеристики не улучшит.
     - Информация о выполнении работ по «Печоре-2М» без привлечения государственных средств правильная или является рекламным ходом при выполнении контракта?
     - Она абсолютно правильная. Еще одна из уникальных особенностей проекта заключается в его выполнении на внебюджетные деньги и в кратчайшие сроки. На полигонных испытаниях многие удивлялись: как вам удалось за три года выполнить такой объем работ? Жизнь заставила. За это время государство ни копейки не затратило на проект. С другой стороны, такой подход заставил беречь деньги и время. В ОКР нами вложено около 450 миллионов рублей. Работали так, как не работали в самые добрые времена.
     С заказчиком заключен договор, по которому мы за свои деньги выполняем все работы. Инозаказчик с нами рассчитывается, когда получает комплекс. Опытный образец комплекса поступает на полигон и уже через полгода сбивает первую мишень. Раньше только на доводку уходили годы.
     - Вы не государственная организация и делаете высокоэффективное оружие, поставляемое за границу. Как на это смотрит его величество закон?
     - Мы работаем, не претендуя на лицензию. Поставка техники за рубеж осуществляется через Рособоронэкспорт. Он является у нас основным заказчиком поставляемой техники. Здесь с точки зрения закона всеми вопросами поставки занимается государственная структура. Другое дело, что у нас есть сложности внутри страны для разработки и производства комплекса.
     Раньше все проходило по такой схеме. Принимали на вооружение зенитно-ракетный комплекс, затем на его базе изготавливали экспортный вариант. Вся законодательная база разработана для решения только такой задачи. Условия деятельности российских фирм на международном рынке вооружения давно изменились, а в России новые законы так и не приняты.
     Мы модернизируем комплексы, которые не стоят на вооружении Российской армии. А нас заставляют действовать, как будто они есть у Министерства обороны. Например, заявляют: почему вы используете иностранную элементную базу? Ссылка на условие контракта чиновников не устраивает. Требуют составить ограничительный перечень, согласовать его с Министерством обороны. Ну не стоят эти комплексы на вооружении ПВО России, даже их поставка не планируется! Происходит пустая трата времени и тормозится выполнение работ. Демагогия о главенстве закона больше напоминает помощь доброжелателей, заинтересованных в срыве контракта.
     Иностранный заказчик подписывает протокол о принятии изделия, выполненного по его требованиям. А чиновники рекомендуют привести товар, поставляемый за границу, в соответствие с действующим в России ГОСТом. При этом имеется государственное экспертное разрешение на поставку всего комплекса заказчику именно в том виде, в каком он создан.
     Мы вынуждены работать, опираясь не на законы, а на подзаконные акты, продираясь через бюрократические рогатки. Слава Богу, среди них есть инструкции, выпущенные Рособоронэкспортом совместно с Министерством обороны, развязавшие нам руки в некоторых вопросах. Однако есть и чиновники, продолжающие искать зацепки. В чем заключается их заинтересованность, остается только догадываться. Навряд ли они озабочены выполнением контракта, обеспечением работой десятка тысяч граждан России и престижем Родины.
     - Возможно индивидуальное использование конструкторских решений и наработок, полученных при выполнении заказа?
     - Мы считаем, все полученные ноу-хау могут найти достойное применение в других системах ЗРК. Оптико-электронная система, система передачи данных, КРТЗ способны дополнить и расширить возможности российской ПВО. Министерству обороны России все наработки продемонстрированы. Определенный интерес имеется. Дело за решением.
     Как говорится, для народного хозяйства вполне подходит аппаратура передачи данных.
     Если честно, до недавнего времени основные силы и время поглощала работа над «Печорой-2М». Рассмотрение вопросов по реализации наработок, полученных при выполнении контракта, у нас запланировано на начало следующего года.
     - Виктор Адамович, обозначьте другие направления деятельности межгосударственной промышленно-финансовой группы «Оборонительные системы» (МПФГ ОС), которой руководит ОАО «Оборонительные системы».
     - Наиболее интересным направлением являются системы контроля подвижных объектов. Несколько лет назад такая потребность появилась как у нас в стране, так и за рубежом. Руководителям разного уровня необходима постоянная информация о нахождении их техники в любой момент времени. Особую необходимость в решении проблемы испытывают владельцы малотоннажных речных и морских судов. Попутная проблема таких судов - решение навигационных задач. Мы решили эту задачу и сегодня выполняем государственный оборонный заказ для Пограничной службы ФСБ России.
     У нас в стране существуют системы контроля воздушного пространства, а вот морские просторы до недавнего времени оставались без присмотра. Нами разработана автоматизированная система контроля надводных морских судов. Она позволяет определять нахождение объектов в прибрежных водах и выдавать их координаты на вышестоящие командные пункты.
     Имеется и ряд других интересных разработок, но тогда наша беседа затянется надолго.
     - Виктор Адамович, на календаре декабрь - время не только подведения итогов, но и составления планов. Какие они у МФПГ ОС на ближайшее будущее?
     - Прежде всего выполнение поставок «Печоры-2М» инозаказчику. Здесь у нас еще много работы.
     После начала модернизированных поставок комплекса к нему резко возрос интерес со стороны многих азиатских и ближневосточных стран. Есть товар, есть спрос, есть предложения. Ведется ряд предконтрактных переговоров. Продолжим поставку запасных частей и сервисное обслуживание «Печоры» в странах, где она стоит на вооружении. Особый интерес для нас представляют страны СНГ. Будем наращивать деятельность по тем перспективным разработкам, о которых мы с вами говорили.
     Планируем расширение взаимодействия с Белоруссией, где у нас находятся представительство и надежные партнеры.
     - А другие фирмы стран ближнего зарубежья на примере Белоруссии планируют войти в состав «Оборонительных систем»?
     - Глядя на успешную работу и плодотворное взаимодействие МПФГ ОС с Республикой Беларусь, выразили свое желание в сотрудничестве Армения, Казахстан, Кыргызстан и Украина. Сейчас решается вопрос об их вступлении в МПФГ ОС. Мы надеемся не только развить сотрудничество, но и укрепить финансово-экономические связи России со своими ближайшими соседями.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service