на главную страницу

27 Декабря 2003 года

Российское оружие

Суббота

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - САМОЛЕТЫ

2003 год стал переломным для ВВС в переоснащении строевых частей авиатехникой

Александр МАНУШКИН, «Красная звезда».



Анализ военных действий второй половины XX – начала ХХI вв. подтверждает объективную закономерность увеличения объема задач, решаемых авиацией. Так, если в арабо-израильском конфликте (60-70 гг.) на долю военной авиации приходилось порядка 55 - 60 процентов всего объема задач, то в операциях США в Югославии (1999 г.), а также в военных действиях в зоне Персидского залива (1991 и 2003 гг.) – не менее 70 - 80 процентов всего объема задач, решаемых группировками войск.
Словом, опыт войн и локальных конфликтов последних десятилетий свидетельствует о решающей роли авиации в подавлении противника. Неконтактное противоборство сторон, когда объекты поражаются авиационными комплексами, находящимися за десятки, а порой и сотни километров, позволяет добиться победы с наименьшими потерями личного состава и техники. Сейчас и в перспективе военная авиация останется основным, а в ряде случаев единственным средством достижения целей боевых действий.

     За последние 10 - 15 лет Военно-воздушные силы, как и в целом Министерство обороны, пережили нелегкие времена. Годы сумбурных сокращений и реформирований, а также низкий уровень финансирования не могли не сказаться на состоянии авиационных частей и соединений. Но и в это трудное время, когда приходилось считать чуть ли не каждый рубль, удалось сохранить костяк строевых частей, систему управления. На этой основе, когда в последние 3 - 4 года начался хоть и медленный, но неуклонный рост выделения средств на содержание армии, на закупку и модернизацию техники, боевой потенциал ВВС стал расти.
     Уже сейчас можно сказать, что уходящий год был для ВВС переломным в плане начала переоснащения самолетного парка модернизированной и новой авиатехникой. Буквально сейчас с авиазавода в Комсомольске-на-Амуре, входящего в холдинг «Сухой», перегоняются в Липецкий авиагарнизон (учебный центр фронтовой авиации) пять новеньких, как говорится, с иголочки, истребителей Су-27 с современным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО). В июле 2003 года тем же авиационным заводом были поставлены пять истребителей Су-35 в Центр показа авиационной техники в подмосковной Кубинке. В минувшую субботу с заводского аэродрома Новосибирского авиационного производственного объединения (НАПО) имени В. Чкалова, также входящего в авиакомпанию «Сухой», впервые поднялся в воздух серийный фронтовой бомбардировщик Су-34. Самолет пилотировали летчики-испытатели Евгений Рудакас и Александр Гайворонский. Полет фронтового бомбардировщика Су-34, созданного по тактико-техническому заданию ВВС, за которым наблюдал главком ВВС Герой России
     В. Михайлов, продолжался 30 минут и подтвердил заявленные характеристики.
     Об этом ударном авиакомплексе нового поколения следует сказать подробнее.
     Су-34 придет на смену самолетам, стоящим на вооружении фронтовой бомбардировочной авиации. Создание Су-34 рассматривается как одна из приоритетных программ ВВС России. Уровень бортового радиоэлектронного оборудования этой машины позволяет по многим параметрам отнести ее к самолету 5-го поколения.
     Ударный авиакомплекс Су-34 оснащен принципиально новой многофункциональной радиолокационной станцией, встроенной оптико-электpонной обзоpно-пpицельной системой с телевизионным и лазерным каналами для обнаружения и распознавания наземных целей и наведения на них высокоточного оружия, тепловизионной аппаратурой, радиолокатором заднего обзора, мощным комплексом радиоэлектронного противодействия, другим оборудованием. Самонаводящееся и корректируемое бомбовое и ракетное оружие (боевая нагрузка до 8 т) поражает даже хорошо защищенные точечные цели. Су-34 также способен вести огонь ракетами класса «воздух - воздух».
     Система активной безопасности позволяет машине выполнять маневры на максимальной скорости у земли (1.400 км/ч) и на предельно малых высотах, безошибочно следовать рельефу местности, огибать его, а также преодолевать средства противовоздушной обороны. Следует отметить такие важные особенности ударного авиакомплекса Су-34, как наличие бронированной кабины, которая надежно защищает экипаж от пуль, снарядов и их осколков.
     Начиная с 1993 года в Новосибирске было построено семь опытных машин Су-34. Однако из-за отсутствия государственного финансирования программы испытания этого перспективного ударного авиакомплекса в 90-е годы шли ни шатко ни валко. И только в последние годы удалось форсировать работы по отработке программы испытаний с учетом тактико-технического задания Минобороны РФ.
     Под руководством директора программы – главного конструктора авиакомплекса Су-34 Сергея Короткова летчики-испытатели компании «Сухой» и Военно-воздушных сил сумели в короткий срок довести бортовое радиоэлектронное оборудование до нужных требований, которые были предъявлены к ударному самолету заказчиком. За последний год были проведены интенсивные летные испытания Су-34 и выполнено больше полетов, чем за предыдущие семь лет.
     Фронтовой бомбардировщик будет серийно строиться в Новосибирском АПО. Предприятие уже получило на это заказ от нас. Этот самолет можно будет создать и для решения специальных задач - в качестве разведчика, постановщика помех средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и т.д.
     Истребитель Су-35 — тоже новая для ВВС машина. Этот одноместный многофункциональный истребитель разработки ОКБ «Сухой» качественно отличается от своего предшественника - Су-27. Он оснащен передним горизонтальным оперением (ПГО), двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ) АЛ-31ФП (форсированные, с поворотным соплом). Максимальная суммарная тяга силовой установки из двух двигателей составляет 25 тонн. Самолет обладает непревзойденной маневренностью, недостижимой пока ни на одном из существующих и разрабатываемых истребителей в мире, позволяющей летчику в бою на малой и средней дистанции занимать выгодное положение для атаки.
     Су-35 имеет систему дозаправки в воздухе, многорежимную РЛС нового поколения и современное бортовое оборудование. Истребитель оснащен мощным вооружением для действий по воздушным и наземным целям. Помимо встроенной одноствольной скорострельной пушки калибра 30 мм, Су-35 может нести несколько блоков НУРС разных калибров, бомбы калибра от 100 до 500 кг фугасного, осколочно-фугасного и бетонобойного типа (до 10 - 32 штук), корректируемые авиабомбы с телевизионным и лазерным наведением.
     Для борьбы с воздушными целями на самолете Су-35 может быть одновременно размещено более 10 ракет с различными системами наведения и дальностями пуска до 30 - 50 км. Поражение наземных и надводных целей обеспечивается ракетами с комбинированными, телевизионными и лазерными системами наведения.
     Шасси самолета обеспечивает его применение как с ВПП с бетонным покрытием, так и грунтового типа. Самолет Су-35 обладает всеми необходимыми качествами для завоевания превосходства над любым потенциальным противником в XXI веке.
     Закупка новых самолетов - вещь дорогостоящая, и поэтому их в ВВС не так и много. Однако летательные аппараты со сроком эксплуатации 10 и даже 20 лет - машины не старые. У многих из них ресурс не выработан и наполовину. Другое дело - вооружение, БРЭО, которые морально и физически стареют значительно быстрее самих планеров. Руководство ВВС идет по пути модернизации этих машин, оснащая их современными двигателями, вооружением, авионикой. Этим самым экономятся значительные финансовые ресурсы и поддерживается боеготовность на должном уровне.
     Модернизация летательных аппаратов российских ВВС идет практически всех типов. И речь тут не о частичной замене аппаратуры и продлении ресурса самолетов и вертолетов, а о создании новых авиакомплексов с самым современным бортовым вооружением, радиолокационным и навигационным оборудованием, ничем не уступающим лучшим зарубежным аналогам. Модернизируются фронтовые бомбардировщики Су-24М, штурмовики Су-25, стратегические ракетоносцы Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ. Приобретают новые свойства ударные вертолеты Ми-24, способные вести боевые действия днем и ночью. А в Воронежском авиационном самолетостроительном обществе (ВАСО) идет ремоторизация (оснащение двигателями нового поколения ПС-90А) военно-транспортных самолетов Ил-76МД, в результате чего дальность их полета возрастет на 800 км, а максимальная нагрузка будет увеличена на 10 тонн.
     Естественно, модернизация и строительство авиационных комплексов — удовольствие дорогое. Рыночная стоимость самолетов класса Су-27, Су-30, Су-34 составляет от 30 до 60 млн. долларов в зависимости от комплектации. Но у России, несмотря на ее скромный по сравнению с американским бюджет, альтернативы нет. Наша страна, коль она хочет сохранить себя в когорте ведущих авиационных держав мира, может и должна иметь боеспособные ВВС, оснащенные самой современной авиатехникой.
     Конечно, бюджетных средств, выделяемых по линии гособоронзаказа, пока не хватает. И надо отдать должное, сказать слова благодарности руководителям компаний и авиационных предприятий, которые нередко выполняют работы для ВВС за свой счет, в долг. Понимание важности дела вселяет уверенность, что задача переоснащения ВВС будет решена успешно.
     Теперь о перспективах переоснащения Военно-воздушных сил новыми летательными аппаратами других типов на ближайшие годы. Недалек тот день, когда в ВВС поступят учебные самолеты Як-130 и МиГ-АТ, вертолеты
     Ка-52 «Аллигатор» и «Ансат». В частности, в первом квартале 2004 года ВВС должны получить три Як-130, а к концу года – несколько самолетов МиГ-АТ. Также в 2004 году в ВВС впервые поступит боевой вертолет Ми-28Н «Ночной охотник», активно идет модернизация вертолетного парка Ми-8, Ми-24, Ми-26, которая позволит увеличить возможности этих машин почти в два – два с половиной раза. В военно-транспортную авиацию вместо самолетов Ан-24 и Ан-26 начнет поступать Ил-112, к производству которого уже приступили.
     Словом, несмотря на все трудности, в основном финансовые, ВВС удалось сделать главное - сохранить весь накопленный за долгие годы боевой опыт и традиции, которыми славились российские авиаторы.
     
«Современные войны ведутся с помощью авиации прежде всего».
     Владимир ПУТИН.
     18 декабря 2003 г. Прямой эфир российских телеканалов.

     На снимке: Многофункциональный истребитель Су-35


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service