на главную страницу

30 Декабря 2003 года

Тема номера

Вторник

ГЛОНАСС – наша надежда

Без завершенной глобальной навигационной спутниковой системы России никак не обойтись

Андрей ГАРАВСКИЙ.



Завершающийся 2003 год не был легким для отечественного космического комплекса, хотя и выполнены практически все запланированные пуски. Вчера с космодрома Байконур стартовала тяжелая ракета-носитель «Протон» и успешно доставила на орбиту отечественный спутник связи нового поколения «Экспресс-АМ22». А 10 декабря с.г. с Байконура «Протоном-К» с разгонным блоком «Бриз-М» на орбиту выведены три космических аппарата (КА) (два серии «Космос» и один «Космос-М») для отечественной Глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Спутники успешно влились в работающую на орбите группировку системы из восьми КА. Но, к сожалению, это в общем-то отрадное событие имеет и определенный негативный подтекст. Дело в том, что для полноценного функционирования ГЛОНАСС на орбите должны находиться 24 спутника или как минимум 18. Как видим, даже с учетом нынешнего пополнения группировки отечественная навигационная система не укомплектована до необходимого уровня. Между тем ГЛОНАСС – это важнейшая система, обеспечивающая навигационную безопасность России и ее обороноспособность.

     Глобальная навигационная спутниковая система – сумма уникальных технологий, плод многолетнего труда российских конструкторов и ученых. Она состоит из группы спутников, которые, находясь в заданных точках на высоких орбитах, непрерывно передают на Землю специальные навигационные сигналы. Любой человек или транспортное средство – морское, воздушное или сухопутное, оснащенные специальным прибором для приема и обработки этих сигналов, – могут с высокой точностью в любой точке планеты и околоземного пространства определить собственные координаты и скорость движения, а также осуществить привязку к точному времени.
     ГЛОНАСС – государственная система, разработанная изначально для нужд Министерства обороны (оно сегодня ее эксплуатирует и осуществляет управление), а потом и для гражданских потребителей. Кроме специалистов Минобороны, в создании ГЛОНАСС принимали участие НПО прикладной механики им. академика М.Ф. Решетнева, Российский НИИ космического приборостроения, Российский институт радионавигации и времени, производственное объединение «Полет».
     Первый запуск спутника по программе ГЛОНАСС состоялся 12 октября 1982 года. В сентябре 1993-го система была официально принята в эксплуатацию в неполном составе с условием развертывания штатной орбитальной структуры в 1995 году. Однако экономические реалии, сложившиеся в России с начала 90-х годов, не позволили создать группировку спутников отечественной навигационной системы из 24 космических аппаратов. Более того, ГЛОНАСС постоянно лихорадило. Бюджетных денег не то что на развитие, но и на поддержание системы катастрофически не хватало. Время от времени руководство страны вспоминало про злосчастный ГЛОНАСС и предпринимало попытки что-то для нее сделать. Но кардинально ситуация не менялась. Спутники вырабатывали ресурс, а заменить их было нечем. За 2000, 2001, 2002 годы было запущено девять спутников (один из них уже выведен из системы). Этого количества хватило лишь на так называемое латание образовывающихся из-за старения группировки дыр. Не удалось наладить и коммерческое использование системы.
     Определенное оживление началось в этом году. В частности, была принята Федеральная целевая программа финансирования ГЛОНАСС. Но сроки ее реализации были серьезно нарушены, что привело к задержке в разработке новых спутников «Космос-М» и «Космос-К». Они, поясним, смогут работать на орбите 7 – 10 лет, что в 2 – 3 раза превышает срок службы старых «Космосов».
     Летом нынешнего года начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Анатолий Квашнин распорядился до конца 2005 года оснастить Вооруженные Силы навигационными приемниками, способными принимать сигналы глобальной навигационной спутниковой системы. Особенно они необходимы командирам взводного и ротного звена в боевых условиях. Более того, в снаряжении нашего солдата XXI века навигационный приемник будет важной и неотъемлемой частью. С той лишь оговоркой, что на орбите постоянно будут работать хотя бы восемнадцать «Космосов».
     Между тем наши конкуренты из года в год наращивают усилия в этом направлении. В настоящий момент объявлено о модернизации американской глобальной навигационной системы NAVSTAR – GPS, а в Европе начаты опытно-конструкторские работы по созданию своей системы.
     NAVSTAR очень похож на наш ГЛОНАСС. Он тоже включает в себя 24 GPS-спутника. Стоит ли говорить, что все они уже на орбите и находятся в работоспособном состоянии. Американские военные активно использовали NAVSTAR, осуществляя операции в Афганистане и Ираке.
     В режиме обычного доступа наша система даже превосходит американскую по точности, обеспечивая при этом возможность работы в более высоких широтах. Тем не менее сегодня большинство пользователей навигационной информации в России вынуждены прибегать к услугам американской системы. Не стоит забывать, что США в любой момент могут отключить NAVSTAR для российских пользователей.
     Проблемы преследуют ГЛОНАСС не только на орбите. Даже если в ближайшее время космическая группировка будет пополнена космическими аппаратами, нам остро не будет хватать наземного оборудования, навигационных приемников для пользователей. Впрочем эту проблему, видимо, решить все же легче, чем восполнить орбитальную группировку. Благо ряд оборонных предприятий уже работает над этим.
     Таким образом, не доведя ГЛОНАСС до логического завершения, мы рискуем потерять ни много ни мало – навигационную независимость России. Работа ряда систем высокоточного оружия, истребителей, боевых вертолетов, подразделений, использующих навигационные приемники, по сути будет значительно осложнена.
     По прогнозам специалистов, в ближайшие 10 – 15 лет приемники сигналов навигационных систем получат широчайшее гражданское применение. Они будут использоваться не только в автомобилях, но и в наручных часах, сотовых телефонах. Это огромный рынок, объем которого в мире в 2005 году может достигнуть 30 млрд. долларов. Стоит ли говорить о том, что Россия, уже вложившая большие деньги в проект, не имеет права терять этот рынок.
     Россия способна сохранить лидирующие позиции в области спутниковой навигации только за счет гарантированного предоставления навигационных сигналов как отечественным, так и зарубежным потребителям. Обеспечивая национальную безопасность в этой сфере, мы придадим и мощный импульс социально-экономическому развитию страны.
     
На снимках: пуск РН «Протон»; таких российских космических аппаратов «Космос» на орбите должно быть не менее 18.



Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service