на главную страницу

30 Декабря 2003 года

ОФИЦЕРЫ РОССИИ

Вторник

Военная фамилия

Капитан Алексей КОЗАЧЕНКО.



     Выпускник Дальневосточного общевойскового военного училища лейтенант Владимир Солдатов планировал начать службу, как рекомендовал отец, в самом отдаленном гарнизоне. Желание сбылось. Первое место службы – «медвежья дыра» на границе с Китаем, до ближайшего города - сотни километров. Казармы, полигоны и больше ничего.
     Прошло два года службы. Когда страну захлестнули смутные времена, Солдатова направили в Карабах. Первая «горячая точка», первая кровь, потеря друзей. Солдатов встретил здесь своего учителя - командира батальона подполковника Олега Ларионова, и тот рекомендовал молодого взводного в разведчики. Комбат (кстати, выпускник того же военного училища) и дальше покровительствовал Владимиру, делился с ним всеми тонкостями военного дела, поручал самые опасные задания. Ученик наставника не подводил. В зоне действия батальона не было серьзных стычек между армянами и азербайджанцами. Разведка на этом участке велась эффективно, о планах противоборствующих сторон удавалось узнавать заблаговременно.
     Вскоре о способном молодом офицере узнали в вышестоящем штабе, предложили поступать в академию, чтобы стать профессиональным разведчиком.
     Но пришла беда, которую Солдатов не ждал. Не справившись с бытовой неустроенностью и не желая терпеть постоянного отсутствия мужа дома, от Владимира ушла жена. На предполагаемой карьере был поставлен крест.
     Беда, как говорят, одна не приходит. Через некоторое время погиб командир и наставник Владимира подполковник Олег Ларионов. Колонна попала в засаду. Бой был скоротечен. Первой же очередью комбата ранило, но он до последнего патрона продолжал отстреливаться. Погиб, как настоящий офицер.
     Как потом сам себе признался Солдатов, тот период был самым сложным в его жизни. Под грузом проблем, которые свалились на молодого офицера, Владимир принимает решение уйти из армии. Почему? По-видимому, начинала тяготить среда, где ему было все привычно и знакомо, но одновременно напоминало о тяжелых потерях.
     Почти полгода бывший разведчик метался по всему бывшему Союзу, перебиваясь случайными заработками. Потеряв цель в жизни, чуть было не отчаялся, но тут родственники предложили переехать в Шахты и устроиться на работу в милицию.
     Должность участкового милиционера предполагает работу с людьми. С ней он справлялся хорошо. Но на новом месте Солдатов ощущал дискомфорт: все же милиция - не армия, в МВД свои задачи и свои, весьма специфические отношения.
     Здесь чувствовал он себя человеком временным. Возможно, считает Владимир, свою роль в этом сыграли и корни его фамилии. В их семье живет легенда, что прапрадед Владимира долгое время служил рядовым, воевал и погиб на войне 1812 года, а после него остался мальчик-сирота. Фамилию предка забыли и нарекли малыша Солдатовым. Так это было или иначе, но Владимир все чаще стал задумываться о возвращении в армию.
     Когда военкоматы в срочном порядке в период второй военной кампании в Чечне набирали в армию офицеров, имеющих боевой опыт, Солдатов со своим карабахским прошлым как никто другой подходил под эти стандарты. Ему на выбор предложили несколько должностей. Он выбрал самую тяжелую - командира роты.
     …На одном из построений к майору Владимиру Солдатову подошел генерал. Офицер представился, а начальник в свою очередь изумился: командир роты в 29 лет? В этом возрасте, да еще в воюющем округе, хороший офицер должен командовать как минимум батальоном. Первое предположение, которое мелькнуло у проверяющего: наверное, любит хмельные застолья, потому и продвижения нет. Все было как раз наоборот: за рвение в службе Солдатову присвоили воинское звание на ступень выше занимаемой должности.
     Вновь надев военную форму, Владимир почувствовал, как изменилась армия за эти годы. Больше всего, конечно, поразило то, что солдаты довольно легко уходили из подразделений в поисках какой-то своей правды. В то время, когда служил Солдатов, такое не могло присниться и в страшном сне. Сейчас даже в его подразделении поначалу были так называемые «сочинцы» - бойцы, самовольно оставившие часть. Но Солдатов – офицер старой закалки. Он привык с подчиненными вести кропотливую адресную работу. Начал с того, что в первую очередь оценил психологическое состояние каждого бойца, работал с каждым индивидуально, прицельно. Наладил связь с родителями. Работу с родственниками Солдатов считал особенно важной. Главным ее итогом стало то, что ротному до сих пор пишут бывшие подчиненные. Многие из них остались служить по контракту.
     В преддверии новой войны в Чечне Солдатов как командир разведроты получил преимущественное право подбирать в свое подразделение личный состав. И ему действительно удалось скомплектовать роту, что называется, под себя. Ротному приходилось беседовать не с одним десятком новобранцев. Главным критерием отбора были живые, горящие глаза, дерзкий и даже в чем-то агрессивный характер. Именно из таких ребят после курса усиленной боевой подготовки получались разведчики.
     Усиленная работа не прошла даром. С началом боевых действий рота стала одной из самых боеспособных в соединении. Разведчики успешно воевали с наемниками, иногда даже без поддержки артиллерии и авиации.
     Особенно запомнились бои в Старопромысловском районе Грозного. Казалось, оттуда боевиков можно было лишь выковырять с помощью какого-нибудь сверхмощного оружия. Система обороны была продумана до мелочей. Здесь были и бетонированные окопы в полный рост, надежные доты и неприметные ходы сообщения. Система огня боевиков также была близкой к идеальной: пристреляли практически каждый сантиметр. Причем огневые точки были хорошо замаскированы, и обнаружить стрелка удавалось лишь тогда, когда он открывал огонь. При этом боевики ни в чем не нуждались - ни в оружии, ни в продовольствии.
     Понятно, что голыми руками противника взять было невозможно. Нужна была военная хитрость. Изобретателем новой тактики ведения боя в городе стал заместитель командира бригады Герой России полковник Сергей Стволов, а первыми применили ее на практике разведчики майора Солдатова. Суть этого способа, не вдаваясь по понятным причинам в детали, такова: для перемещения смешанных мобильных групп, куда входили саперы, химики, разведчики и солдаты из разведподразделения, использовалось ночное время. В ходе поиска разведчики применяли не только штатное оружие, но и ПТУРы, огнеметы и крупнокалиберные пулеметы. Подчиненные Солдатова появлялись в тех местах, где боевики их не ждали. Главными козырями разведчиков были внезапность и хорошая выучка каждого отдельно взятого бойца.
     Конечно, все эти операции были сопряжены с громадным риском. В любую минуту можно было подорваться на чужом минном поле, напороться на засаду. Это однажды и произошло со взводом лейтенанта Александра Черноусова. Разведчики действовали на правом фланге бригады. Противнику, к сожалению, удалось создать на этом участке местности численное превосходство и отсечь разведчиков от основных сил. Группа оказалась в огневом мешке. Боевики вели огонь из всего имевшегося у них оружия: работали минометчики, гранатометчики и снайперы. Больше суток шел бой, разведчики вели круговую оборону. Лишь через сутки группа разблокирования во главе с командиром разведывательной роты прорвалась к осажденным. За эту операцию майора Владимира Солдатова наградили орденом Мужества.
     В этом бою рота понесла потери. Погиб и взводный лейтенант Александр Черноусов. Но разведчики Солдатова не пали духом, сцепив зубы, они продолжали выполнять боевую задачу. Впереди их еще ждал захват хорошо укрепленного завода «Катояма», поисковые операции в селениях Орехово и Старом Ачхое, где разведчикам пришлось действовать на незнакомой горной местности, без карт минных полей.
     Сегодня можно только удивляться, как за столь короткое время офицер сумел столь всесторонне подготовить подразделение к единоборству с сильным и упорным противником. Секрет Солдатов раскрывает просто:
     - Всегда старался держаться с подчиненными на равных, - пояснил Владимир Солдатов. - Разумеется, речь не о панибратстве. Спали на одних нарах, ели из одного котелка. При этом каждый боец был уверен: попади он в самую тяжелую переделку, его вытащат, спасут…
     …Сегодня майор Владимир Солдатов закончил свою службу в СКВО и перевелся в один из областных военных комиссариатов МВО на вышестоящую должность. Конечно, он уходил из бригады с чувством, что не все успел сделать, мог бы еще многим передать свой боевой опыт. Но служба есть служба.
     К тому же у Владимира Георгиевича растут два сына, которые собираются стать офицерами. Солдатская фамилия, похоже, и их обязывает. А в городе для этого прекрасные условия: ведь там целых три военных института.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service