на главную страницу

31 Декабря 2003 года

80 лет на службе Отечеству

Среда

Строки, пропахшие порохом



     80 лет - возраст солидный. Только газета в отличие от человека может и даже обязана постоянно обновляться, всегда оставаться молодой. К этому зовут и заслуги. «Считаю «Красную звезду», - пишет в редакцию москвичка Лариса Сергеевна Осташева, - достоянием страны и народа, которое надо беречь. Для меня это еще и живое олицетворение единства времен и поколений. «Красную звезду» читал мой отец капитан Сергей Бобров, трагически погибший в 1938 году. «Красную звезду» до конца своих дней читал муж, судьбой которого была военная служба. Теперь ее читают сыновья и внуки с погонами на плечах. Я тоже не могу читать ее без волнения - это и моя судьба».

     «Красная звезда», казалось бы, уже заслуженный ветеран, испытанный боями, - это строки из письма Анатолия Денисова (Санкт-Петербург). - Но как много в составе редакции совсем молодых журналистов, которым еще предстоит завоевывать доверие читателей!»

     Да, газета постоянно живет завтрашним днем, опережая на сутки время. Но отмечая юбилей, мы с пользой для себя и для читателей вспоминаем свою биографию.
     «Красная звезда» еще до рождения, еще в замыслах предназначалась не только для армии и флота, но и для широкой читательской аудитории за пределами Вооруженных Сил. Она родилась на очень ответственном, переломном этапе военного строительства. Многомиллионная армия с быстро устаревающим вооружением, со своеобразной тактикой, обусловленной особенностями гражданской войны, с командным составом, не имеющим профессиональной подготовки, была для молодого советского государства уже непосильной. Да и не отвечающей истинным потребностям обороны. В дверь все настойчивее стучалась глубокая, коренная военная реформа. Она касалась судеб миллионов людей, привыкших к винтовке и шашке. Она была призвана удешевить военную организацию государства и в то же время по мере индустриализации страны придать армии новый облик, резко повысить ее боевой потенциал. Чтобы доходчиво, обстоятельно разъяснить задачи и цели военной реформы массам, помочь каждому командиру, красноармейцу осознать свое место в этом процессе, необходимо была ежедневная военная газета. Организаторы видели ее прежде всего лабораторией передовой военной мысли. Осенью 1923 года началась подготовка к изданию такой газеты. К ноябрю определились с названием «Красная звезда». Первая редакционная коллегия «Красной звезды» была утверждена Реввоенсоветом 8 декабря 1923 года. В нее вошли: В.А. Антонов-Овсеенко, А.С. Бубнов, С.С. Каменев, В.П. Полонский и Я.А. Яковлев. Фактическое руководство газетой возлагалось на В.А. Антонова-Овсеенко, который немало сделал для определения политического и военного лица «Красной звезды», налаживания ее бесперебойного выпуска. Правда, его пребывание на посту ответственного редактора исчислялось неделями. В феврале 1925 года новым начальником Политуправления Красной Армии и одновременно ответственным редактором «Красной звезды» стал А.С. Бубнов, обладавший незаурядными журналистскими способностями, умением направлять редакционный коллектив на решение наиболее актуальных тем, связанных с военным строительством.

     Несмотря на небольшой установочный тираж, газета нашла в войсках, и не только в войсках, много заинтересованных читателей и поклонников. «Газета ходила из рук в руки. Ее рассматривали, отдельные статьи читали коллективно, вслух, затем обсуждали...» - так говорилось в одном из откликов, полученных летом 1924 года. Напомним, что в Красной Армии в то время были еще целые эскадроны неграмотных и малограмотных.

     Авторитету газеты способствовали регулярные выступления на ее страницах руководящих работников армии и флота, военных теоретиков и специалистов. «Даешь технику!», «Армия и академики», «Новая смена» - так были озаглавлены статьи наркомвоенмора М.В. Фрунзе. «Помни об обороне!» - самим названием материала взывал к бдительности Р.П. Эйдеман. Острые вопросы в статье «Реальная пехота» ставил заместитель начальника Штаба РККА М.Н. Тухачевский, размышлявший о том, как обеспечить высокую боеспособность стрелковых подразделений и частей в стране с недостаточно развитой промышленностью. В «Красной звезде» того времени выступали К.Е. Ворошилов, С.М. Буденный, С.С. Каменев, П.Е. Дыбенко, К.А. Мехоношин и многие другие военные и партийные деятели.

     В первых номерах «Звездочки», - это полное доверия и тепла название закрепилось за газетой раньше, чем она вышла к читателям с тысячным номером, - публиковали свои произведения В. Маяковский, Б. Лавренев, А. Серафимович, Демьян Бедный, В. Вишневский, М. Светлов и многие другие писатели и поэты.

     В тридцатые годы газета стремилась обстоятельно рассказывать о ходе технического перевооружения армии, показывать практические дела таких прогрессирующих видов вооруженных сил и родов войск, как авиация, артиллерия, танковые, воздушно-десантные войска, войска противовоздушной обороны, Военно-морской флот. Колорит времени передают заголовки наиболее заметных материалов - «Повернуть мозги к технике», «Считать секунды», «Каждый снаряд - в цель», «Шире и глубже личный показ...». Это были публикации не технического характера. О чем бы газета ни писала, какой бы темы ни касалась, в итоге получался материал о человеке, его мыслях и чувствах, его достижениях и неудачах, его личной, персональной подготовке к обороне страны, к надвигающейся войне.

     В конце тридцатых самым многочисленным, самым активным отделом редакции стал военный отдел, укомплектованный людьми, имеющими солидное военное образование, опыт командной и политической работы в войсках, творческий склад ума. Газета исследовала и обобщала опыт боевых действий в Испании, на Дальнем Востоке. Немало поучительного для внутриредакционной работы почерпнули журналисты-краснозвездовцы из опыта советско-финляндской войны.

     С началом Великой Отечественной войны работа редакции стала круглосуточной. С 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года «Красная звезда» выходила тиражом 300 тыс. экземпляров и доставлялась на фронт как наземным транспортом, так и самолетами, в том числе «Дугласом», закрепленным за редакцией. В первом военном номере передовую писал Александр Кривицкий. На этой же странице слова песни Василия Лебедева-Кумача «Священная война». В номере за 26 июня читатели не могли не обратить внимания на статью Ильи Эренбурга «Гитлеровская орда». «Уроки истории» - это выступление Всеволода Вишневского, «Патриоты Родины» - размышления Всеволода Иванова. Со страниц военной газеты к соотечественникам обратились Михаил Шолохов, Алексей Толстой, Василий Ильенков... Специальными корреспондентами «Красной звезды» отправились на фронт Константин Симонов, Алексей Сурков, Петр Павленко, Василий Гроссман.

     Были и такие журналисты-краснозвездовцы, которые в то трудное время сменили профессию: корреспондент «Красной звезды» по Среднеазиатскому военному округу капитан П.Д. Назаренко с разрешения ответственного редактора был переведен на должность начальника штаба артиллерийского полка. Уже командуя полком, он стал Героем Советского Союза и погиб при освобождении от гитлеровцев Западной Украины. С удостоверениями «Красной звезды» погибли на фронтах 17 военных журналистов.

     Многие из фронтовиков до сих пор говорят о том, что по «Красной звезде» в годы войны они учились искусству побеждать врага.

     Среди руководителей «Красной звезды» было немало интересных, ярких личностей. Это прежде всего ее редакторы военной поры генералы Д.И. Ортенберг и Н.А. Таленский. Давид Ортенберг, сумевший создать в редакции мощный ансамбль публицистов, в июле 1943 года убыл на фронт начальником политотдела 38-й армии. Хотелось, как шутил он позднее, поработать на свежем воздухе. В войсках генерал-майор Ортенберг был ранен, награжден орденами Красного Знамени и Богдана Хмельницкого I степени. Николай Таленский, до этого офицер Генерального штаба, показал себя глубоким знатоком тактики и оперативного искусства. Его статьи, по мнению А.М. Василевского, всегда можно было ставить под рубрику «Рекомендовано к внедрению».

     Среди ответственных (позднее главных) редакторов «Красной звезды» послевоенных лет особая роль принадлежит генерал-лейтенанту Николаю Ивановичу Макееву. В истории отечественной журналистики нет другого редактора, который возглавлял бы журналистский коллектив центральной газеты столь длительное время - 30 лет (с 1955 по 1985 г.). Н.И. Макеев находил общий язык и взаимопонимание с разными по характеру, взглядам на печать министрами обороны лишь потому, что газета не изменяла курсу, определенному ей самим предназначением, - человек и оружие, армия и общество, защита интересов Отечества в большом и малом.

     В последние годы «Красная звезда» особое внимание уделяет становлению Вооруженных Сил новой России, принципам комплектования армии и флота, социальной защиты военнослужащих в процессе военной реформы. Газета широко освещает участие российских воинов в миротворческой деятельности, в локальных вооруженных конфликтах, в так называемых горячих точках. В числе ее основных тематических направлений - проблемы сохранения отечественного военного потенциала, пропаганда традиций не только советской, но и русской армии, очерки о незаслуженно забытых людях, событиях, подвигах.

     Корреспонденты «Красной звезды» всегда на передовой, там, где солдат, где всего труднее. Когда 31 декабря 1994 года в Чечне погиб кавалер трех боевых орденов полковник Владимир Житаренко, находившийся в боевых порядках 104-й воздушно-десантной дивизии, в редакции из рук в руки переходила справка с перечнем его последних творческих командировок: Южная и Северная Осетия, Ингушетия, Абхазия, Нагорный Карабах, Таджикистан, Приднестровье... Получилось, что военный журналист большую часть жизни проводил там, где день официально числили за три, - в боевых условиях. А ведь судьба его не уникальна.

     В читательских откликах последнего времени все чаще упоминаются молодые краснозвездовцы. Их благодарят за поиск новых тем, глубину анализа, с ними в чем-то не соглашаются, спорят. О внимании, неравнодушии читателей мечтает любая газета.

     Читатели, к сожалению, не могут присутствовать на заседаниях редакционной коллегии. Они ощутили бы, сколь самокритичны нынешние краснозвездовцы при оценке итогов своего труда. Жизнь требует от газеты все больше и больше, и мы за ней далеко не всегда поспеваем. Армия меняется, и очень скоро ей, возможно, четырехстраничной газеты уже будет мало.

     Считается, что газетный номер живет всего день. Это не совсем так. Умное, емкое, образное слово оседает в душах читателей. Иногда на годы и годы. Но как же трудно его найти!


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service