на главную страницу

31 Декабря 2003 года

Новый год

Среда

Прыжки обезьяны непредсказуемы

Вадим МАРКУШИН.



     

     Вступаем в год 2004-й. Мысленно листаем календарь самых значимых круглых дат. Среди безрадостных вековых юбилеев наряду с кончиной 44-летнего Чехова - начало русско-японской войны. О столкновении двух азиатских гигантов написано много. В наших источниках причины позорного поражения царизма составляют давно знакомый лексический ряд: шапкозакидательство, леность стратегического ума, инертность оперативного мышления, пропасть между военной аристократией и «серой скотиной». Крах, утверждается в хрестоматиях, был запрограммирован. Хотя есть соображения, что в случае иных, благоприятных для России стечений обстоятельств, имели бы место иные утверждения. Но обстоятельства сложились так, как они сложились, и военная неудача предопределила ряд других крупных неудач российской власти. За поражением на Дальнем Востоке последовала смута на Черноморском флоте, выросли баррикады на московской Пресне, кризис охватил страну в целом. Плохо начавшись для России, ХХ век и в целом прошел для нее с неслыханными потрясениями. Притом что были блистательные ратные, научно-технические и всякие другие победы.

     Обозревая политическую географию современного Дальнего Востока, невольно приходишь к выводу, что и сегодня обстановка там складывается непростая. Речь не о российско-японских отношениях. Они, несмотря на имеющиеся проблемы, в целом развиваются довольно интенсивно. Глаз же цепляется в первую очередь за Корейский полуостров. Это заколдованное место сулит взорваться серьезным конфликтом с огромными человеческими жертвами. Вслед за Афганистаном и Ираком полигоном для внедрения демократии по-американски, то есть с применением закона джунглей, может послужить КНДР – с ее непримиримыми позициями и нервными телодвижениями. Засекреченная, ушедшая в себя страна в таком случае вполне может стать местом практического использования средств массового поражения. Надежду мировое сообщество возлагает на возобновление шестисторонних переговоров (две Кореи, США, Китай, Япония, Россия). Цель – достижение безъядерного статуса полуострова.

     Соседство со странами Востока всегда было для России стимулирующим фактором в плане формирования осмотрительной долгосрочной политики. Сегодня эту дипломатическую традицию стараются приумножить, поскольку за восточным и южным горизонтами прячутся тревожные неожиданности. И если пустить дело на самотек, они обязательно обернутся проблемами, которые придется решать, прилагая на порядок больше сил.

     В первую очередь это касается исламского мира. Не нависая над Россией сердитыми тучами военной экспансии, он безостановочно плодит иные озабоченности. Уже давно переставший быть гибельным местом для русских парней, Афганистан теперь издалека достает их сладковатой «дурью». Ему помогает в этом наш доморощенный наркобизнес, тупой и алчный, плюющий на прогрессирующую порчу русского генофонда. Общество с этим злом борется, но как-то неубедительно, без энтузиазма. Как это у Чехова: дьявол могуч, а люди малодушны.

     Соседний Иран, нередко оживляющий в нашей национальной памяти дипломатический блеск Грибоедова, заключившего выгодный для России Туркманчайский мир с Персией, видимо, еще долго будет оставаться местом испытания твердости российской политики в отстаивании государственных интересов. Страна эта перспективная, постепенно преодолевающая последствия «революционного» рывка в средневековье. Соединенная с Россией Каспием, она играет важную роль на региональном энергетическом поле. Ирану мы помогаем построить атомную электростанцию, что стало поводом для регулярных упреков со стороны Вашингтона. Даже теперь, когда Тегеран согласился на внезапные проверки МАГАТЭ. Позиция США понятна. Она попросту маскирует ревнивое нежелание видеть соперника в рыночном ряду, который давно присмотрен для собственной потребы.

     Далее – Ирак, теперь вотчина США. Правда, чересчур беспокойная. Оккупировав страну, американцы оказались на огромной горячей сковороде. Вероятнее всего им не удастся пойти на сокращения своих войск, запланированные на будущий год. Присутствие крупного контингента может потребоваться в течение ряда лет. Это признается в докладе, который Джордж Буш на днях направил в конгресс. В документе отмечается, что иракское сопротивление использует все более изощренную тактику, все активнее преследует соотечественников, идущих на сотрудничество с оккупационным режимом, расширяет географию вооруженных вылазок.

     В этих условиях американцы не прочь переложить на других работу по тушению бесконечных пожаров и собиранию камней. Однако тут же демонстрируют хозяйскую осанку, отгоняя от нефтяных скважин компании стран, выступавших против военного вторжения. В общем, для российской политики Месопотамия стала трудно проходимой территорией. Но есть иракский долг России, а также многолетний опыт экономического сотрудничества. В совокупности это составляет благоприятный для нас фактор в борьбе за иракский рынок.

     Средний Восток плавно переходит в Ближний Восток. Никакой границы нет, все проблемы переплетены. И это тоже нелегкая «пересеченка» для политики Москвы. Хотя в моменты обострения здешних перманентных кризисов на помощь по умиротворению враждующих сторон зовут в первую очередь Россию, заложившую еще в советское время основы широкого сотрудничества с арабским миром. Новое качественное обстоятельство заключается в том, что существенно укрепилось российско-израильское партнерство. Это позволяет надеяться на то, что весомость аргументов Москвы сохранится и она может вновь и вновь проявлять себя как активный участник ближневосточного мирного процесса.

     Особого упоминания заслуживает Турция, находящаяся на стыке мусульманской и христианской цивилизаций и способная внести достойный вклад в обуздание терроризма. Но дело не только в этом конкретном направлении сотрудничества. С распадом СССР в черноморско-каспийском регионе возникла новая геополитическая ситуация. Турецкая элита прониклась идеей максимальной реализации открывшегося для нее исторического шанса. Турция проявляет живую заинтересованность в расширении торгово-экономических связей с Россией. Часто она выступает здесь более активно, ведя настоящее экономическое наступление на российском направлении. Запущенный около трех месяцев назад с космодрома в Плесецке турецкий спутник «Бильсат-1» отслеживает стихийные бедствия для последующего принятия мер по снижению ущерба. Российско-турецкое сотрудничество, таким образом, охватило и космическую сферу. В целом же можно констатировать, что двусторонние отношения вступили в фазу, которая может быть названа продуктивной.

     Переходя к Европе с Америкой, заметим, что если Восток – дело тонкое, то Запад – утонченное. Европейские манеры требуют к себе внимания самого пристального. Европейское лицемерие способно направить по ложному следу даже искушенных политиков, в чем мы убеждались не раз. Старый Свет не уважает простаков и примерно их наказывает при всяком удобном случае. В своей изящной словесности старосветские ораторы утопят кого угодно, умышленно смешивая сепаратизм с терроризмом или рисуя в гипертрофированном виде русские пороки.

     С отдельными европейскими странами у России сложились неплохие политические отношения, чему в немалой степени способствует дружба между президентскими домами. С Единой Европой – дело сложнее. И одна из причин такого положения (может быть, даже главная) кроется в расширении Евросоюза. Процесс этот идет далеко не безболезненно. Новые члены привносят с собой свои проблемы, среди которых в том числе и антисоветский синдром. Советов давно нет, а синдром остался. Лекарство тут одно – время, опыт.

     Нелегко и с Америкой. Дружбу американцы привыкли принимать только в свои ворота. Чуть что не по ним, капризничают, морщат лоб, грозят пальцем. В тон настроениям в политической элите периодически изощряется пресса, публикуя явно заказную ругань в адрес Президента РФ и разглагольствуя о притеснении на выборах российских «правых», «пагубном влиянии» Москвы на положение в Грузии и Молдавии, еще о чем-то. С другой стороны, вроде бы очевидно, что разногласия по ряду региональных проблем перевешиваются фундаментальным взаимным интересом в пользу наращивания американо-российского партнерства.

     Наивно ожидать какого-то внезапного нравственного очищения американской политики. Она будет всегда таковой – «без комплексов», четко ориентированной на обеспечение собственных интересов. Игнорировать лидирующую роль США или стыдить «бессовестного» дядю Сэма – занятие малоэффективное. В политике следует быть политиком. То есть действовать так, чтобы своему Отечеству была польза, извлекая ее повсюду, в том числе из допущенных соперниками ошибок. В последнее время российская внешняя политика не раз демонстрировала такое умение. Стало быть в этом плане у нас резервы и перспективы имеются.

     Касаясь в этой части военного аспекта, отметим, что меняющаяся география НАТО требует адекватных шагов от России. Это совсем не означает, что с партнерами в штаб-квартире в Брюсселе мы должны разговаривать на более высоких тонах. Адекватность реакции – это конкретные решения, выбор средств и способов. Гласно, открыто, чтобы об этих способах знали соседи. Особенно те, которые почему-то стали не в меру храбрыми в своих помыслах и шагах, прямо затрагивающих честь и достоинство великой державы. У России есть то, чего нет ни у кого. Или почти ни у кого. И было бы глупо не пользоваться таким преимуществом. Да и всякая другая страна воспользовалась бы непременно. Ибо военная сила есть вполне нормальный, законный инструмент внешней политики.

     И все же главное – СНГ, наше ближайшее окружение. Заметным событием стал саммит в Ялте, в рамках которого прошла встреча лидеров России, Белоруссии, Украины, Казахстана. В очередной раз показалось, что формирование Единого экономического пространства обретает новую скорость. На недавней встрече в Крыму Владимира Путина и Леонида Кучмы – вновь обнадеживающий сигнал: у Содружества есть будущее.

     Однако оставим серьезный тон и настроимся на новогоднюю волну. Что нам припас год Деревянной обезьяны? Читая пророчества французского еврея Мишеля де Нотрдама, которому только что исполнилось 500 лет, находим много всяких экстравагантных и немножко туманных прогнозов. Каждый может выбрать по своему вкусу. Выберем и мы одну строчку из его зарифмованных предсказаний: суть перемен совершится внутри. Это точно для нас.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service