на главную страницу

31 Декабря 2003 года

В десятку!

Среда

Рождение трагедии из духа музыки

Эмемкут ЛАХТАЕВ.



     В данной статье я постараюсь затронуть вечные темы добра и зла как особо свойственные миру искусства, к которому и относится музыка. Ведь известно, что журналист имеет право не только сообщать информацию, но и ненавязчиво объяснять читателю, что есть хорошо, а что – дурно. Понятно, что подобные высказывания зачастую, если не всегда, отдают известным субъективизмом. И рано или поздно кто-то на манер древнеримского оратора воскликнет: «Quomque, Ememkut!» Однако же в этом и заключается нелегкая моя доля – безропотно сносить все замечания добрых читателей.

     Сразу же предупреждая ехидные замечания людей многоопытных о том, относится ли современная музыка, являющаяся волею судеб объектом моего исследования, к искусству, могу напомнить следующее. Некогда из-под пера знаменитого германского философа Фридриха Ницше вышел труд под названием «Рождение трагедии из духа музыки». Он посвятил ее вопросу падения античной культуры. Но сколь же прозорлив был немецкий мыслитель, что в наши дни это название позволяет в полной мере описать современное состояние эстрады.
     «Рождение трагедии из духа музыки». Вдумайся только, читатель, в это сочетание. Вспомни, как некогда на школьных уроках пения за нерадивое выступление класса учительница, захлопывая крышку фортепиано, или учитель, сдувая меха баяна, произносили с непередаваемой интонацией: «Этот стон у них песней зовется». Строка эта была взята ими из творения отечественного классика Николая Некрасова. Так из духа музыки рождалась трагедия. Но никогда еще не была она столь явной, как в эпоху, современником которой мне выдалось стать. В эпоху, когда явью стали слова Ницше: «Но, быть может, этим самым лицам покажется вообще неприличным столь серьезное отношение к эстетической проблеме, раз они не в состоянии видеть в искусстве чего-либо большего, чем веселой побочности или, пожалуй, звона бубенчиков, сопровождающего «серьезность существования»…
     Так что же есть нынешняя эстрада, как не «стон», сопровождаемый «звоном бубенчиков». Слушая современные песни и получив возможность еще и наблюдать за исполнением по ТВ, Эмемкут за прошедший год так и не смог найти ничего такого достойного, чтобы задело его сердце и душу. Хотя надо признать, были, были некоторые песенки, во время прослушивания которых хотелось запомнить имя исполнителя. Но личный опыт показывал уже не раз, что торопиться не стоит. Через долгое время ротации в эфире теле- и радиопесни эти теряли прежнее очарование, а я, не имея возможности открыть в них что-то новое, терял к ним интерес…
     
     Диктор радиопередачи:
     - А на первое место сегодняшнего хит-парада вышли братья Шумахер с песней «Нас не догонят».
     

     Стоило бы предположить, что в преддверии волшебного праздника Нового года, который большая часть населения нашей великой страны почитают основным торжеством после собственного дня рождения темой статьи станет разбор новогодних песен. Может быть, рано я ушел в отпуск, отправившись в места, где о телевизорах знают только понаслышке, но на период до 19 декабря нынешнего года ни по телевизору, ни по радио я не увидел и не услышал ничего, что можно было бы отнести к праздничной новогодней песне, сравнимой с «В лесу родилась елочка». Показ клипа «Стрелок», который я впервые увидел, будучи еще юнцом, явно не в счет.
     В силу указанных причин мне опять придется ограничиться разбором одной песни, на которую был создан видеоряд. Это песня группы «Пропаганда» под суровым названием «Йя-я». Стоит отметить, что страсть к односложным словам с повторением слогов характеризует в основном примитивные языки. В приведенном случае это повторение несет в себе некий символизм. Он станет понятен после следующей краткой истории. Группа «Пропаганда» образовалась несколько лет назад как не то чтобы женский, но просто девчачий коллектив из нескольких школьниц. Такие их песни, как «Мелом» («Я рисую на асфальте белым мелом слово «хватит») и «Никто», заслуженно получили признание многих и не раз занимали верхние строчки в хит-парадах. Позже группа подверглась метаморфозам почти что по Овидию. Из прежнего состава осталась лишь одна милая девица, она же солистка, автор и композитор (надо признать уже без всякой иронии, достаточно талантливая). Творения новой группы как-то прошли мимо. Но вот песня, о которой идет речь, не могла остаться незамеченной, так как она явно создана в рамках проекта «Реаниматор». Ведь в записи песни приняла участие такая команда отечественной сцены, как группа «Комбинация». Если кто не помнит их песни конца 80-х – начала 90-х типа «Бухгалтер» или «Американ бой», тот явно не жил тогда в нашей стране.
     Не думал я, что увижу их вновь, но ошибался. Снова зазвучали они с группой «Пропаганда». Снова застучали создаваемые электроникой ударные. Снова на лицах певиц появился расписной макияж. И все это под пронзительные, трагические слова повести о печальной любви. Умницы вы, группы «Пропаганда» и «Комбинация». Вы вернули меня в раннюю мою юность…
     Более нет сил писать, перо выпадает из моих пальцев. Нахлынувшие воспоминания туманят мои глаза слезами. С Новым годом, дорогие читатели! Помните, на ваших глазах рождаются трагедии.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service