на главную страницу

6 Января 2004 года

В Совете Федерации

Вторник

Тише едешь -дальше будешь?



О проблеме обеспечения жильем военнослужащих рассказывает член Совета Федерации, заместитель председателя Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению, кандидат экономических наук Игорь Провкин.

     

     В последнее время многие активно заговорили об ипотеке не только как о реальном механизме для обеспечения жильем, но и пути к созданию полноценного среднего класса в России, а значит, и к уменьшению количества бедных. Что, к слову, Президент России обозначил в числе трех приоритетных задач государства на ближайшее время.

     Стоит, однако, заметить, что в конце прошлого столетия отечественная ипотека развивалась в весьма сложных экономических условиях и лишь к началу 2000 года стала постепенно оформляться законодательно, набирая обороты. Впрочем, до настоящей «раскрутки» еще далеко. Хотя сегодня в улучшении жилищных условий нуждаются более 70 процентов российских граждан, а ежегодно новое жилье покупают только полтора процента из числа стабильно платежеспособного населения. Неразвитость инфраструктуры ипотечного рынка в первую очередь объясняется нерешенностью ряда важнейших законодательных вопросов, а также высокими кредитными ставками и процентными рисками. Поэтому сейчас было бы наивным ожидать резкого повышения надежности всей системы ипотечного кредитования и создания стабильных предпосылок для серьезных инвестиций.

     Сегодняшние ставки в 10-15 процентов годовых в валюте и 15-20 - в рублях со сроком на 10-15 лет открывают двери этого рынка лишь обеспеченным гражданам, с которыми перво-наперво и надо активно работать. Однако думается, что если идти лишь по такому – самому простому и легкому – пути, далеко не продвинешься. Этот как раз тот случай, который выпадает из правила тише едешь – дальше будешь, а относится к его продолжению – от того места, куда едешь.

     Нынешнее состояние российской экономики, развитие которой идет в довольно ограниченных рамках и определяется жесткими внешними и внутренними факторами, не позволяет распылять финансовые ресурсы. Понятное дело, в первую очередь деньги необходимы так называемым локомотивным отраслям. Однако не стоит забывать, что строительство, в последние годы весьма динамично развивающееся, как раз из таковых. И привлечение сюда новых серьезных средств позволит резко увеличить объемы построенного жилья.

     Ключевой вопрос: как это сделать? Убежден, что ответ на него - в недрах ипотечной проблемы, причем именно в нетрадиционных методах ее решения. Например, среди военнослужащих, которые будут уволены в запас в ходе разворачивающейся сейчас полномасштабной военной реформы.

     Так, в течение четырех лет со следующего года «на гражданку» уйдет огромная армия офицеров, покинувших службу. Они и могут составить костяк потенциальных клиентов ипотечного рынка.

     Конечно же сразу могут возразить: дескать, эти люди и так еле-еле сводят концы с концами и о покупке квартиры даже не мечтают. И если им не поможет государство, обеспечив жильем после увольнения из армии, то крыша над головой будет достаточно «дырявой». Однако, думаю, эту проблему надо развернуть кардинальным образом.

     Так, в бюджете 2004 года есть несколько конкретных статей и положений, в которых запланированы определенные расходы, гарантированные государством, для обеспечения жильем военнослужащих, увольняемых в запас. Например, есть федеральная целевая программа «Переход к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту» на 2004 - 2007 годы, которая предусматривает 9,7 миллиарда рублей на все про все. Квартирно-эксплуатационные расходы же в ней составляют около 225 миллионов. Президентская программа «Государственные жилищные сертификаты» составляет 6,8 миллиарда, а федеральная целевая программа «Жилище» (до 2010 года) - уже около 13 миллиардов. У того же Госкомитета по строительству помимо всего прочего есть и статьи на различные «мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан».

     Понятно, что далеко не все эти деньги предназначены для решения квартирного вопроса военнослужащих. Но все же определенные суммы на это уже учтены законом о бюджете.

     Кстати, бюджетная статья 82 гласит, что остатки средств госбюджета на 1 января 2004 года должны направляться, в частности, на финансирование расходов по оплате выданных в 2003 году жилищных сертификатов в рамках соответствующей президентской программы. В том числе и по разделу «Военная реформа». Ко всему прочему 93-я статья устанавливает, что «в 2004 году финансовое обеспечение мероприятий по реализации президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» в части обеспечения жильем участников президентской программы (за исключением военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и реформированием Вооруженных Сил Российской Федерации, и других войск, обеспечиваемых за счет средств, предусмотренных по разделу «Военная реформа» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации) осуществляется в составе расходов федерального бюджета на государственные капитальные вложения в размере 6,77 миллиарда рублей по разделу «Промышленность, энергетика и строительство»… А те военнослужащие, которые обозначены в последней статье в скобках, будут обеспечиваться квартирами из фонда служебного жилья Минобороны, куда направляются 4 миллиарда рублей именно по разделу «Военная реформа».

     По оценкам специалистов, сегодня служебный фонд Минобороны составляет 120 тысяч квартир, а при проведении реформы будут необходимы около 500 тысяч. Конечно, далеко не все из этих нуждающихся полумиллиона военных получат крышу над головой уже в следующем году. По плану таких счастливчиков в лучшем случае будет около 30 тысяч.

     В связи с этим здесь бы и применить те самые нестандартные методы решения проблемы. Например, все (или большую часть) средства, запланированные на строительство жилья военным, целевым образом передать на ипотечные кредиты тем же военнослужащим, уволенным в запас. В таком случае число владельцев квартир резко превысит 30 тысяч. К тому же этот шаг можно подкрепить и новой – соответствующей – федеральной целевой программой, предусматривающей строгие государственные гарантии ипотечным компаниям в работе с военными.

     К сожалению, сегодня, когда закон о бюджете-2004 принят парламентом, подписан президентом и вступил в силу, ничего в нем изменить уже нельзя. Однако, даже если общая экономическая ситуация в стране будет развиваться благополучно и 30 тысяч уволенных в запас получат свои квартиры, проблема не решится. В виртуальной очереди на квартиру все равно останутся 470 тысяч. И если в такой ситуации не применить радикальные методы «нетрадиционной экономической медицины», то в итоге страна получит огромную армию бездомных «запасных» военных. А это уже чревато серьезными социальными потрясениями.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service