на главную страницу

9 Января 2004 года

Комментарий обозревателя

Пятница

Умеющий ходить по куриным яйцам

Вадим МАРКУШИН.



     

     В штаб-квартире Североатлантического союза в Брюсселе прошла торжественная церемония вступления в должность его нового генерального секретаря — Яапа де Хооп Схеффера. Смена политического лидера НАТО всегда была крупным событием в жизни этой организации, знаменующим порой не только обновление стиля руководства, но и выдвижение на первый план принципиально новых задач, соответствующих мировоззренческим особенностям личности генсека. В этом отношении с большой долей уверенности можно предположить, что профессиональному дипломату, имеющему богатый опыт работы в сфере внешней политики, в том числе в должности министра иностранных дел Голландии, 55-летнему Схефферу предстоит решать деликатные вопросы весьма непростых взаимоотношений внутри альянса, который только в официальных речах представляется монолитом единомышленников.

     В действительности собранием равноправных сподвижников НАТО никогда не была. Она всегда была и по сей день остается организацией, четко ориентированной на обеспечение в огромном Североатлантическом регионе интересов США. Официально эта задача сформулирована в заглавном тезисе об «атлантической солидарности», ставшем своего рода религией стран-участниц. С этим тезисом никто из членов альянса никогда не спорил, поскольку по большому счету он нес полезную для всех идеологическую нагрузку. В послевоенные десятилетия, когда изрядно потрепанной Европе требовался американский патронаж, знамя атлантизма развивалось над континентом как гарант военной безопасности. Однако и потом, после «холодной войны», это знамя не свернули за ненадобностью. Наоборот, подняли еще выше, объявив, что в новых условиях якобы требуется еще более широкий территориальный охват стран и народов идеями атлантизма для внедрения у них демократии, а также для принуждения к миру особо беспокойных и не умеющих жить в согласии соседей. Зловещий феномен международного терроризма был использован в качестве дополнительного аргумента в пользу не только дальнейшего существования, но и экспансии НАТО.

     Блистательный оратор лорд Робертсон немало сделал для облагораживания Североатлантического союза ореолом современности и благожелательности в его подходах к региональным и мировым проблемам. К его безусловным заслугам можно отнести укрепление партнерских отношений альянса с Россией на неприятном для нее фоне расширения НАТО. Но всего бывший генсек сделать, естественно, не мог. Для поддержания авторитета альянса новому лидеру придется здорово потрудиться. Ведь там, где раньше достаточно было иметь известное количество ракет и танков для производства эффекта устрашения, теперь необходима все возрастающая политическая эффективность. Если таковой не будет, дальнейшая утрата значимости НАТО неминуема. Причем включение восточноевропейских и прибалтийских стран в нее скорее добавит новых проблем союзу, чем облегчит решение имеющихся.

     К месту тут напомнить, что во многом «благодаря» восточноевропейским членам Европейского Союза произошло резкое замедление интеграции. Глубокий концептуальный и конституционный кризис, в котором оказался ЕС, вполне может отразиться и на состоянии внутринатовских отношений. НАТО будет вынуждена тратить время и силы на то, чтобы сглаживать трения между «безусловными» атлантистами и европатриотами, вместо того чтобы сосредоточиваться на самых острых и масштабных проблемах. К примеру, таких, как предупреждение террористических актов. А ведь о ничтожной результативности коллективных усилий на этом направлении следовало бы поговорить, наверное, в первую очередь.

     Кстати, по сему поводу недавно высказался отметивший 75-летие всемирно известный писатель Чингиз Айтматов, который в настоящее время является послом Киргизии в Брюсселе. Озвученный им риторический вопрос во многом отражает недоумение и досаду широких кругов политиков и общественных деятелей: «Почему такая крупная военная организация, как Североатлантический альянс, ничего не может противопоставить возможностям террористов легко приобретать оружие?» Это именно риторический вопрос, поскольку ясно, что потенциал НАТО позволяет действовать на порядок эффективнее. Однако для этого, видимо, надо перестать делить террористов на «благородных» и «злостных» в зависимости от того, каким странам они наносят ущерб.

     В общем, Схефферу достается сколь почетная, столь и обремененная нерешенными проблемами должность. Имея это в виду, наблюдатели сейчас пытаются оценить потенциал новой крупной фигуры на международной арене. При этом они подчеркивают в первую очередь дипломатическую природу профессионализма голландца. После получения диплома доктора права в 1974 году он поступил в МИД и отправился в свою первую поездку в голландское посольство в Гане. С 1978 по 1980 год работал в составе миссии Нидерландов в НАТО. Затем стал генеральным секретарем МИД своей страны, проработав на этом посту при четырех министрах иностранных дел вплоть до 2002 года. В конце концов сам возглавил внешнеполитическое ведомство.

     Что касается политических убеждений Яапа де Хооп Схеффера, то голландская и иностранная пресса характеризуют его, во-первых, как убежденного сторонника тесного взаимодействия с США. А во-вторых, как приверженца единой Европы. По оценке бывшего министра иностранных дел Нидерландов Ван ден Брука, новый генсек – «человек, мастерски владеющий искусством ходить по куриным яйцам». Газеты напоминают, что в ходе военной операции в Ираке Схеффер поддерживал Вашингтон. Однако в один из самых ответственных моментов он отказался поставить свою подпись под письмом в поддержку США, которое подписали лидеры Великобритании, Испании, Италии и большинства восточноевропейских стран.

     Выступая на брифинге по случаю своего вступления на новый пост, Схеффер назвал главными приоритетами «укрепление мостов» между США и Европой, а также успешную реализацию миссии НАТО в Афганистане. «Афганистан будет постоянно находиться в повестке дня работы альянса в этом году», — подчеркнул он. Схеффер также не исключил возможности содействия альянса послевоенному восстановлению в Ираке, отметив, однако, что НАТО «пока лишь наблюдает за развитием ситуации в этой стране». Новый генсек отметил, что будет уделять первостепенное внимание укреплению отношений НАТО с Евросоюзом. Обстановка на Балканах, взаимодействие с ООН и ОБСЕ также будут главными направлениями деятельности НАТО в ближайшее время, подчеркнул он.

     Схеффер владеет английским, французским и немецким языками. Он женат, имеет двух дочерей.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service