на главную страницу

10 Января 2004 года

Армия и общество

Суббота

ЧТОБЫ НЕ БЫЛИ СЕРЖАНТЫ НЕДОУЧКАМИ

Беседу вел Александр СИТНИК, пресс-служба СибВО.



Сегодня в тех воинских коллективах, где сержанты не на словах, а на деле являются надежными помощниками офицеров в обучении и воспитании солдат, намного выше и боевая выучка, и уровень дисциплинированности личного состава. Не случайно повышение роли и профессионализма младших командиров обозначено как одна из важнейших задач нового учебного года. Опытом укрепления института сержантов в Сибирском военном округе делится командующий войсками СибВО генерал-полковник Николай МАКАРОВ.

     – Николай Егорович, как вы в целом оцениваете итоги подготовки сержантского состава в СибВО в минувшем учебном году?

     – Неоднозначно. С одной стороны, этот процесс стал носить системный и более конкретный характер. С другой же - остаются многочисленные проблемы с подготовкой младших специалистов. Ряд проблем носит объективный характер, они связаны с качеством призывного контингента. Но много недоработок и в профессиональной подготовке и воспитании сержантов.
     Они у нас сегодня готовятся в гвардейском окружном учебном центре, межрегиональном учебном центре войск связи и военной школе поваров. Основную свою задачу – поставку в соединения и части округа командиров отделений, экипажей, расчетов, способных решать возложенные на них уставами обязанности, эти воинские коллективы в целом выполняют.
     В минувшем году в организации боевой подготовки в учебных частях наметился ряд положительных тенденций. Например, повысилось качество одиночной выучки курсантов, по некоторым позициям улучшилось обеспечение учебного процесса, практически полностью выполнены планы боевой подготовки. Все это, безусловно, не может не радовать.
     Значительная часть выпускников учебных подразделений обладает определенным набором знаний и навыков по тактической, огневой, технической подготовке, другим дисциплинам. Но далеко не все способны, успешно применяя их на практике, буквально с первых дней пребывания в должности командира отделения или ей равной грамотно организовать работу по обучению и воспитанию подчиненных.
     Сегодня учебные подразделения в большинстве своем поставляют в войска сержантов, которых их новым командирам приходится, так сказать, доводить до ума еще недели, а то и месяцы.

     – Что же, на ваш взгляд, мешает качественно готовить будущих младших командиров в «учебках»? Какие проблемные вопросы требуют «хирургического» вмешательства?

     – Вопросов таких предостаточно. Один из самых острых – недостатки в комплектовании первичных командных должностей в учебных подразделениях. Убежден: занимать должности командиров учебных взводов должны офицеры, не менее трех-четырех лет прослужившие в войсках, лучше всего – в частях постоянной боевой готовности, имеющие соответствующие знания и служебный опыт.
     В нашем же гвардейском окружном учебном центре на сегодняшний день проходят службу на первичных командных должностях 48 выпускников военных институтов 2002 года, 59 – 2003-го и 16 выходцев из гражданских вузов. К сожалению, далеко не все они способны организовать качественное обучение будущих сержантов.
     Понятно, не от хорошей жизни мы были вынуждены замещать вакантные должности в учебном центре малоопытными кадрами. Но, думаю, в предстоящие год-полтора поправим положение. Во-первых, за счет притока из войск грамотных, прошедших основательную служебную школу офицеров, а во-вторых, целенаправленно обучая нынешних командиров взводов.
     Другой серьезный вопрос – состояние объектов материально-технической базы учебных центров. Учебные тактические поля, танковые огневые городки, огневые городки БМП, директрисы в некоторых учебных частях не отвечают современным требованиям. Есть в этом, безусловно, и вина соответствующих командиров, за что к ним уже предъявлен спрос по всей строгости. Но нельзя сбрасывать со счетов и не зависящие от них факторы.
     К примеру, в округе отсутствуют учебно-тренировочные средства для подготовки специалистов на новые образцы боевой техники, нет в достаточном количестве комплексных тренажеров для подготовки командиров и наводчиков-операторов БМП и танков. Своевременные восстановление и ввод в эксплуатацию неисправных единиц техники учебно-боевой группы зачастую тормозятся из-за элементарного отсутствия необходимых остродефицитных запасных частей как на окружных, так и на центральных складах. И этот список проблем, напрямую влияющих на качество учебного процесса, можно продолжать.
     Говоря о том, что препятствует полноценной подготовке младших командиров в учебных подразделениях, не могу не упомянуть о снижении из года в год общеобразовательного уровня призывного контингента. Да, представители учебных центров у нас пользуются преимущественным правом отбора призывников для своих частей в военных комиссариатах при проведении призывных кампаний. Но в последнее время нередки ситуации, когда и выбирать-то им особо не из кого.

     – Только ведь и ждать, пока в армию потоком пойдут высокообразованные юноши или, скажем, появятся сверхсовременные средства обучения, тоже нельзя…

     – Безусловно. Но мы и не ждем. Видя узкие места, постоянно ищем и находим резервы совершенствования работы, например, сейчас реализуем систему мер по кардинальному улучшению всего комплекса жизнедеятельности и учебы окружного учебного центра. Во всех учебных подразделениях в последние два периода организация учебного процесса находится под постоянным пристальным контролем со стороны управления боевой подготовки и ряда других управлений и служб округа. Малейшие нарушения плановости занятий и тренировок становятся предметом серьезного разговора с соответствующими должностными лицами.
     Постепенно своими силами укрепляем учебную материально-техническую базу учебных центров, широко используем в этих целях рационализаторские разработки...

     – Вы сказали, что после «учебок» младших командиров «доводят до ума» в войсках. Расскажите об этом поподробнее.

     – В соединениях и частях округах ведется очень большая по объему работа с выпускниками учебных подразделений. Так, перед началом каждого периода обучения в частях организуются 10-дневные учебно-методические сборы, на которых сержанты осваивают передовую методику обучения и воспитания подчиненных, обмениваются опытом выполнения должностных обязанностей. Один раз в учебный период в соединениях проводятся методические конференции, их главная цель – популяризация лучших методистов из числа младших командиров по различным предметам обучения.
     Кстати, в тех соединениях и частях, где названные и другие регулярные мероприятия с сержантами проходят не формально, а творчески, на хорошем организационном уровне, как правило, высоки и результаты военнослужащих в учебе и дисциплине. Это прежде всего части постоянной боеготовности, возглавляемые полковниками Александром Кужилиным, Николаем Переслегиным, Александром Слинкиным, Андреем Гурулевым, Вячеславом Ситчихиным.
     Не могу не отметить и тот факт, что в стороне от забот командиров в войсках, связанных с необходимостью совершенствования подготовки сержантов, не остаются управления и службы округа. К примеру, только за последнее время силами генералов и офицеров различных структурных подразделений штаба подготовлены и выпущены «Методическое пособие по тактической подготовке и формализованные документы для командира отделения (экипажа, расчета)», «Памятка сержанту по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в воинских коллективах», «Методические указания сержанту по воспитанию и обучению молодого пополнения», «Справочник сержанта», в котором полностью раскрыт алгоритм работы младшего командира от подъема до отбоя, помещены рекомендации по выполнению различных задач, в том числе в боевой обстановке, справочная информация.
     Замечу, что, хотя нам еще многое предстоит сделать, чтобы полностью снять остроту проблемы качественной подготовки сержантского состава как в учебных подразделениях, так и непосредственно в войсках Сибирского военного округа, достигнутые в последнее время результаты работы в этом направлении обнадеживают: мы находимся на верном пути.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service