на главную страницу

13 Января 2004 года

ФАБРИКА СЛЕЗ

Вторник

ВОТ ТАКАЯ СИНЕМА...

Сергей СЕВЕРИНОВ, «Красная звезда».



Еще в начале прошлого столетия вождь пролетариата произнес фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Весть о значимости кинематографа облетела всю страну. Многие годы изречение украшало киноафиши и клубные сцены. Высказывание цитировали руководители и начальники, подмечая всю глубину мысли. Однако где-то в анналах истории затерялось ее продолжение с более «глубинным» смыслом - «пока массы неграмотны!». Казалось бы, какое отношение имеет эта фраза начала прошлого века к нынешней действительности? Да самое прямое.

     Не секрет, что образование у сегодняшних солдат не на высоте. А техника меж тем все «умнее» и сложнее. Да и задачи, которые выпали на долю военнослужащих, совсем не шуточные. Теперь ведь их полевая форма пропитана не только строительной и дорожной пылью, но и порохом.
     Вспомните прошлый учебный год. Прошли дивизионно-тактическое учение Сухопутных войск в СКВО, совместные учения сил и средств ВВС и ПВО стран СНГ на полигоне Ашулук, морские учения ВМФ в Тихом и Индийском океанах… И уж готовиться к ним пришлось куда как серьезно. На боевой дорогостоящей технике неумех обучать накладно. В этой ситуации выручают тренажеры да и другие средства хороши. Особенно полезны были бы сейчас кино и видеофильмы… Ученые ведь утверждают, что у человека нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от мозга к уху. И то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
     И вот с учетом всего этого мы задались целью выяснить, как сейчас обстоят дела в армейском «Голливуде» – на киностудии Минобороны. Для тех, кто позабыл о ее существовании, напомним, что после Второй мировой войны учебное кино для армии производилось на киностудиях страны и в военных кинолабораториях. Однако плоды их труда не в полной мере соответствовали предъявляемым требованиям к боевой учебе войск. Военному ведомству нужна была единая фабрика военного кино. Идея была воплощена в жизнь в 1961 году. За довольно короткий срок киностудия Минобороны стала действительной кузницей учебного кино со знаком качества. Здесь было все, что требовалось для автономной работы, начиная от костюмерных и заканчивая съемочными площадками. Штат киностудии превышал 1.200 человек, а территория была сопоставима с площадью Мосфильма. Продукция военной киноиндустрии неоднократно завоевывала на международных кинофестивалях Гран-при, медали и всевозможные призы. На фильмы поступали заказы не только из войск, но и от предприятий ВПК. Как правило, результаты творчества мгновенно тиражировались и рассылались в войска. Поэтому кинозалы солдатских клубов и домов офицеров всегда были забиты до отказа. В год армейский «Голливуд» производил несколько сотен фильмов.
     За время существования киностудии было отснято более тысячи грифованных лент и 5 тысяч несекретных учебных кинофильмов, из которых 80 процентов относились к боевой подготовке. Работа, что называется, кипела. Однако в результате реформирования 1990-х ситуация резко изменилась. Сократилась численность армии, снизился и выпуск учебного кино по боевой подготовке. Если в 1990 году было создано более 300 частей (фильм – две, три части), то в 1995 всего лишь 56. В прошлом году и того меньше - всего 36. В десять раз сократилось и число работников студии.
     - Но, несмотря на сложную обстановку, руководству и сотрудникам киностудии удалось сохранить полный цикл производства кинофильмов, - говорит начальник отдела военно-учебных киновидеофильмов Министерства обороны РФ полковник Олег Ефремов. – И это при том, что и по сей день фильмы снимают на киноаппаратуре середины прошлого века.
     А как обстоят дела со второй составляющей отдела киновидеофильмов - видео? Комизм ситуации заключается в том, что ничего, связанного с видео, нет и в помине не было. Правда, чтобы исправить эту ошибку, решено было создать видеотдел. Чтобы его укомплектовать, главнокомандующий Сухопутными войсками – заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай Кормильцев направил руководству видов Вооруженных Сил и родов войск письмо с просьбой о выделении нескольких военнослужащих для создаваемого отдела. «Но в ВВС, ВМФ и ВДВ в просьбе отказали, аргументируя это тем, что они не так уж и много заказывают. Мол, для себя и сами снимем», - рассказал Олег Ефремов.
     В то время, пока руководство выясняет между собой «зачем и почему», может так статься, что флагман военного кинематографа останется без команды. Военные вузы не готовят такого рода специалистов вообще, а выпускники ВГИКа обходят это место стороной. Оно и понятно, какой же гражданский с высшим образованием согласится работать за три тысячи рублей в месяц. А ведь на сегодняшний день самому молодому оператору киностудии уже давно за сорок. И для него, как и для всех его коллег, остается загадкой, кто же придет на смену? Шесть съемочных групп не способны удовлетворить все запросы потребителей. Свидетельство тому - лежащая на столе у начальника отдела военно-учебных киновидеофильмов Минобороны кипа заявок на учебные фильмы от руководителей видов ВС и родов войск. «Сложилась такая ситуация, что в 1990-е годы кинопродукция в войска практически не поступала, - сообщил начальник киностудии Сергей Войтенко. - Но не по вине работников киностудии. Все дело в том, что на тиражирование не выделялись деньги. И вместо того чтобы уходить в войска, киноленты более десяти лет пылились на полках отдела готовой продукции. На данный момент ситуация понемногу налаживается».
     Но если и дальше идти такими темпами, то заполнить образовавшийся десятилетний пробел не удастся. Вот и выходит, что для солдат XXI века нередко крутят старое учебное кино. А там, на экране, бойцы в форме советского образца при поддержке Т-62 с криками «Ура!» бегут к передовой линии противника… Кроме улыбки (и горьких слез!), такое зрелище ничего не вызывает.
     Даже, если успешно разрешится проблема внедрения видеопроизводства, все равно обучаться в войсках на кино- и видеопродукции сможет далеко не каждый. Где-то есть киноустановка, но нет видео, а у кого-то все наоборот. Так, может быть, выбрать что-то одно? Практика показала, что на данный момент существует необходимость и в том, и в другом. Кинолента обеспечивает секретность грифованной продукции, так как перезапись - весьма трудоемкий и технологически сложный процесс. Да и не посадишь батальон просмотреть фильм о том же дивизионном тактическом учении перед экраном телевизора. А вот для двух, трех специалистов нерентабельно тратить несколько месяцев на создание кинофильма, когда все это можно сделать на видео за несравнимо меньшие сроки.
     По оценкам специалистов, на то, чтобы поднять киностудию с колен, необходимо порядка 60 млн. рублей. Для Минобороны сумма внушительная, однако, по словам полковника Олега Ефремова, выделенные средства вернутся в казну уже через год работы. К примеру, можно перегнать в видеоформат фильмы, предназначенные для свободного просмотра, и заняться их реализацией (таких картин порядка 150). Не откажутся и телеканалы от цифровых «мелькающих картинок». Нашлись уже и покупатели на «продукцию будущего». Пока же вопрос о выделении средств завис в воздухе. А в некоторых высоких кабинетах фильмам нашли более достойное применение. Их почему-то безвозмездно предоставляют гражданским организациям. «Выходя наверх, коммерческие организации пытаются получить киноленты во временное пользование, - говорит Ефремов. - Мол, хотели бы использовать некоторые кадры по созданию патриотического кино. Ну как тут отказать! Однако не так давно в Интернете мы обнаружили web-сайт коммерческой организации, незаконно продающей продукцию киностудии Минобороны».
     Конечно, можно сказать, что кинематограф везде переживает не лучшие времена. Но чтобы не быть голословными, стоит взглянуть, как обстоят дела у соседей, хотя бы у пограничников. В то время, когда военное ведомство сворачивало кинопроизводство (в начале 1990-х годов), в Погранвойсках зарождалась своя киновидеостудия. Основными потребителями ее продукции стали погранзаставы, а здесь вполне можно обойтись и диагональю телевизора. Поэтому на места вся визуальная продукция уходит в видеоформате. Кстати, погранзаставы обеспечены всем необходимым для просмотра. Однако объемы производимых кинофильмов по боевой подготовке оставляют желать лучшего и у пограничников. Но в отличие от армейских коллег их фильмы всегда уходили в войска необходимым тиражом, а не шли сразу же после съемок в архив. Сегодня киностудия ФПС ФСБ уже практически перешла на цифровой формат. В общем, для Минобороны появился пример для подражания...
     Пока же упорно оспаривается подтвержденный учеными природный феномен, что визуальное восприятие информации много эффективнее остальных. Неужели так и останется несбывшейся мечтой стремление поднять военную киностудию на должную высоту?


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service