на главную страницу

13 Января 2004 года

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Вторник

География конфликтов

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ, «Красная звезда».



Насилие и террор захлестнули мир. Первые дни нового года не стали исключением. Взрыв во время новогоднего концерта в городе Пеуреулак индонезийской провинции Ачех унес жизни около 10 человек, 46 получили ранения. Первого и второго января в индийском штате Джамму и Кашмир в результате акций сепаратистов пострадали свыше 20 человек, трое умерли. Далеко не полный список жертв прошедших двух недель насчитывает несколько сотен – в различных конфликтах в Европе, Латинской Америке, Африке, в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона, на Ближнем Востоке люди продолжали гибнуть…

     
«Курорты» безумствующих радикалов


     Незатухающие очаги конфликтов стали серьезным вызовом человечеству. Причем если одни из них – Ирак, Афганистан, Корейский полуостров – находятся в центре внимания мирового сообщества, то остальные как бы выпадают из поля зрения. Хотя и те, и другие чреваты самыми опасными последствиями для дела мира. Взять ту же Индонезию. За «новогодний» теракт власти четырехмилионного Ачеха возложили вину на сепаратистов движения «Свободный Ачех» (ДСА). При этом накануне Нового года шеф национальной полиции Дай Бахтиар обратился к 220-миллионному населению страны, предупредив, что «исламское экстремистское подполье» готовит новую серию терактов.
     Ожидание было оправданно, так как ни один год на протяжении последних тридцати лет не обходился на островах без кровавых вылазок религиозных фанатиков, добивающихся установления на большей части Юго-Восточной Азии прямого шариатского правления. В октябре 2002 г. связанная с «Аль-Каидой» азиатская террористическая сеть «Джамаа Исламия» организовала разрушительные взрывы на всемирно известном курорте Бали, а в августе 2003-го - в крупнейшем джакартском отеле «Мариотт».
     5 декабря 2000 г. власти Индонезии согласились на введение в Ачехе законов шариата. Однако идея таким образом решить затянувшийся конфликт провалилась. Политическое и военное руководство Индонезии и сейчас нацелено на применение самых жестких «военных» мер с одновременным проведением политики «смягчения», предлагая помимо амнистии еще и по 3 га земли каждому сложившему оружие сепаратисту. Тем не менее ДСА, насчитывающая пять тысяч бойцов, продолжает свою борьбу.
     Новый импульс этой борьбе придали успехи бывшей португальской колонии Восточный Тимор, оккупированной Индонезией в 1975-м, в мае 2002 г. там провозгласили независимость. Правда, реализовать свои планы «по горячим следам» сепаратистам Ачеха не удалось - международное сообщество выступило за сохранение территориальной целостности и суверенитета Индонезии. Интересно, что Ачех в отличие от Восточного Тимора, где преимущественно проживают католики, в большинстве своем населен мусульманами, борющимися за отделение от государства, занимающего первое место в мире по числу жителей, исповедующих ислам. Впрочем, это объясняется тем, что ислам проник на архипелаг именно через Ачех. Его позиции здесь значительно сильнее, чем на территории соседних провинций и островов.
     Однако многие наблюдатели оценивают местный сепаратизм проще - провинция богата нефтью и газом. Поэтому ачехских боевиков поддерживают с материка – через Андаманское море постоянно осуществляются поставки оружия и боеприпасов из не менее неспокойных Таиланда и Камбоджи. Последние кровавые теракты в Таиланде привели к тому, что с 6 января в южных районах страны введено военное положение. И там также речь идет о сепаратизме – основным требованием стало отделение пяти «исламских» провинций от северных «буддистских» территорий.
     Неспокойно и на Филиппинах – взрывы гремят один за другим. По меньшей мере 12 человек убиты и более 40 ранены 4 января в результате взрыва на острове Минданао. Власти возлагают ответственность на боевиков группировки «Абу Сайяф», которая под мусульманскими лозунгами специализируется на «коммерческих» похищениях людей. Военные же говорят, что это была месть за недавний захват одного из главарей этой группировки Галиба Анданга по кличке Командир-робот.
     Еще одним «курортом» для экстремистов и радикалов стал южно-азиатский остров Шри-Ланка, где первопричины религиозно-этнического конфликта сформировались в годы британского владычества, продолжавшегося с 1796 по 1948 год. Остров никогда не отличался политической стабильностью, здесь периодически вспыхивали крупные восстания. После обретения независимости (в 1948 г. страна вошла в Британское Содружество на правах доминиона, а в 1972 г. была провозглашена полностью суверенная Республика Шри-Ланка) ситуация ухудшилась. И если прежде усилия сингальской и тамильской политической элиты были объединены борьбой против англичан, то после обретения независимости их интересы стремительно поляризовались.
     В 1976-м здесь начинают действовать «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ), которые до сих пор ведут вооруженную борьбу против правительственной армии, в том числе и с помощью смертников. А в СМИ остров постоянно упоминается либо как одна из признанных мировых туристических жемчужин, либо как арена конфликта, унесшего более 60 тысяч жизней. Действующая с 25 декабря 2001 г. договоренность сторон о временном прекращении огня пока что не внесла серьезных изменений в общий расклад сил.
     В начале января США обратились к президенту Шри-Ланки Чандрике Кумаратунге с призывом незамедлительно возобновить мирный диалог с тамильскими сепаратистами. Дело в том, что в ноябре 2003 г. Кумаратунга, воспользовавшись отсутствием премьера, который тогда находился с визитом в США, отправила в отставку трех ведущих членов кабинета, в том числе министра обороны, объявила чрезвычайное положение в стране и вывела армию на улицы городов. Вскоре чрезвычайное положение было отменено, но глава государства решила сохранить контроль над министерствами обороны и информации, чтобы сосредоточить в своих руках больший объем исполнительной власти. И конфликт снова затягивается.

     
На Черном континенте


     Богатые месторождения нефти, алмазов, цветных и черных металлов Африки настолько привлекательны, что те, кто стремится распоряжаться этими богатствами, постоянно разжигают на континенте братоубийственные войны. Так было в Руанде, где спровоцированный раскол населения на племенной основе между тутен и хуту привел к неисчислимым жертвам. Попытки мирового сообщества каким-то образом разрешить эти конфликты не всегда приводят к успеху. Зачастую миротворцы ООН попросту оказываются на острие ударов с той или другой стороны. Так было в Анголе, так сейчас происходит в Либерии, где после заключения соглашения о прекращении гражданской войны в августе прошлого года силы ООН разместились в двух крупных городах страны - Бьюкенен (250 чел.) и Гбанга (1.000 чел.).
     С 20 января Миссия ООН приступит здесь к разоружению 40 тысяч участников войны. Как заявил командующий формированиями повстанческой группировки Движение за демократию в Либерии (МОДЕЛ) генерал Бой Блехджеу Бой, его подчиненные добровольно разоружились в графствах Синоэ, Гранд-Баса, Гранд-Геде и Мэриленд на юго-востоке страны. Инициативу проявили и правительственные войска бывшего президента страны Чарльза Тейлора, начав сдавать оружие. Что касается группировки Объединенные либерийцы за примирение и демократию (ЛУРД), то ее командование пока лишь заявило о готовности к участию в миротворческом процессе.
     Такую же готовность выразили и противоборствующие стороны в Сомали. Не далее как 5 января непризнанные, но реально существующие «мини-государства» Сомалиленд и Пунтленд, возникшие на территории некогда распавшейся страны, снова оказались на грани войны. Оба государственных образования стянули вооруженные формирования к городу Лас-Анод - административному центру района Соол, принадлежность которого оспаривают друг у друга. Жители Лас-Анода в спешном порядке начали покидать город, и, если напряженность не удастся снизить, новый год ознаменуется в Африке еще одной локальной войной.
     В Кот-д,Ивуаре, несмотря на продолжающиеся столкновения, в последнее время наблюдаются позитивные тенденции. На встрече представителей правительства и лидеров бывших повстанцев, которые называют сейчас себя «новые силы», достигнута договоренность о направлении миротворческих сил в контролируемые повстанцами северные районы страны. А вчера они наконец-то договорились начать процесс разоружения и перевода жизни «на мирные рельсы». Но пока страна разделена: христианский юг удерживается лояльными президенту Лорану Гбагбо войсками, а мусульманский север контролируется «новыми силами». Между ними в буферной зоне «работают» миротворцы в составе 4.000 французских военнослужащих и 1.300 солдат из стран Западной Африки.
     Есть определенные сдвиги и в Демократической Республике Конго (ДРК). Буквально на днях в рамках укрепления стабильности в районе Межозерья Миссия ООН завершила репатриацию первой группы бурундийских повстанцев (151 чел.). Они были переданы представителю переходного правительства Бурунди. В ходе длившейся 10 лет гражданской войны в Бурунди повстанцы-хуту использовали территорию соседней ДРК для организации вылазок против своего правительства и участвовали во внутреннем конфликте в ДРК. Мирный процесс в Бурунди поддержали все повстанческие группировки за исключением одной - Силы национального освобождения, которая согласилась лишь на то, чтобы участвовать в работе переходного правительства и интегрироваться в новую национальную армию.
     А вот из Сьерра-Леоне уже в июне 2004 года начнется поэтапный вывод миротворцев. Первыми по завершении четырехлетней миссии эту западно-африканскую страну, где 10 лет шла гражданская война, покинут дислоцированные на севере и юге силы ООН. В декабре будут выведены последние подразделения, охраняющие западную границу с Гвинеей. План вывода контингента миротворцев ООН будет координироваться с вооруженными силами страны.
     Между тем в Эфиопии полиция арестовала 56 человек в связи с декабрьскими межэтническими столкновениями в юго-западных районах границы с Суданом, унесшими жизни около 30 человек. Беспорядки вспыхнули после вооруженного нападения боевиков одного племени на селение другого. Вооруженным силам удалось восстановить порядок. При этом государственный министр федеральных дел Гебре Барнабас возложил вину за происшедшее на «выступающие против мира группировки», поддерживаемые такими организациями, как сепаратистский Фронт освобождения Оромо, сомалийская исламская «Аль-Иттихад аль-Исламия», имеющая связи с «Аль-Каидой».

     
От Латинской Америки до Европы


     А вот в другой части света – в Латинской Америке – ситуация складывается более обнадеживающе. Естественно, многочисленные военные диктатуры и войны прошлого века оставили неизгладимый след и здесь. Территориальные споры между странами континента остаются и по сей день. Один из них, между Гондурасом и Сальвадором, наконец-то разрешился не далее как месяц назад - международный суд в Гааге вынес окончательное решение по линии прохождения госграницы. По утверждению сальвадорского правительства, пограничная река Гуаскаран со временем значительно изменила русло, «отделив» от территории страны 74 квадратных километра по суше и 16 километров береговой полосы Тихого океана в заливе Фонеска. Теперь, уже законодательно, граница проходит по нынешнему руслу, чему в Гондурасе рады. В Сальвадоре, напротив, это решение восприняли с нескрываемым разочарованием. Но с ним согласились, и точка в столетнем споре поставлена.
     Территориальные претензии есть и у Боливии, хотя там в отличие от сторон перуанско-эквадорского конфликта, нередко прибегающих к оружию, предпочитают мирный путь. «Вопрос выхода к морю мы будем поднимать на всех без исключения международных форумах», - заявил на прошлой неделе президент этой страны Карлос Меса. Территориальные претензии в первую очередь адресуются соседней Чили, в результате войны с которой 1879-1884 гг. Боливия утратила выход к Тихому океану. При этом Карлос Меса апеллирует и к руководству Перу, также потерявшей часть своей территории.
     Нередко территориальные претензии в Латинской Америке выдвигают не только государства, но и отдельные их жители. Так, 5 января вооруженные луками и стрелами, разукрашенные в «цвета войны» около тысячи бразильских индейцев из племени кайова-гуарани напали на крупные поместья на юге штата Мату-Гросу-ду-Сул, близ границы с Парагваем. После их захвата они выгнали работников фазенды, уничтожили плантации маниоки, зарезали несколько коров и потребовали возвращения земель, принадлежащих прадедам, всего около 10 тыс. га. В противном случае, как пообещали вожди (к сведению тех, кому такие выступления могут показаться смешными, сила у этого племени серьезная - около 20 тыс. бойцов), они угрожают продолжить нападения на поместья.
     Однако в целом на латиноамериканском пространстве развивающиеся интеграционные процессы отражаются на стремлении идти мирным путем, нежели воевать друг с другом. Люди все меньше интересуются идеями левацких группировок, хотя некоторые из них и сохраняют влияние на живущее за чертой бедности население региона. В той же Колумбии борьба Революционных вооруженных сил Колумбии (РВСК, около 17 тыс. чел.) с правительством де-факто отошла от идей Симона Боливара и Эрнесто Че Гевары и приобрела «кокаиновый» оттенок. А совсем недавно по обвинению в террористической деятельности, убийствах и похищениях людей был арестован один из лидеров РВСК Рикардо Пальмера, более известный как Симон Тринидад.
     Что же касается Старого Света, то и здесь есть свои проблемы. Так, в последнее время вновь активизировались ирландские сепаратисты. И накануне Рождества они снова заявили о планах потрясти Лондон серией «праздничных» взрывов. Недавно, кстати, был вынесен приговор 53-летнему лидеру «Истинной ИРА» Майклу Маккевиту – 20 лет за организацию серии терактов: минирование моста Хаммерсмит в Лондоне в июне 2000 года, выстрел из гранатомета по штаб-квартире МИ-6 и взрыв на одной из лондонских улиц в 2001 г., в результате которых погибли около 50 человек.
     К слову, история «Истинной ИРА» охватывает лишь шестилетний период. В 1969 г. возникает ИРА — Ирландская республиканская армия, борющаяся за отделение Северной Ирландии от Британии и отличившаяся за свою более чем 30-летнюю историю многими громкими терактами. Считается, что ИРА повинна в убийстве почти 2 тысяч человек. С июля 1998 г. ИРА и ее политическое крыло «Шинн Фейн» по так называемому «соглашению страстной пятницы» решились на формирование органов власти Ольстера совместно с другими политическими силами Северной Ирландии. В том же году от ИРА откалывается «Истинная ИРА» (150 - 200 чел.), которая заявила об отказе признать соглашение о прекращении огня.
     В Испании действуют свои сепаратисты - баскская организация ЭТА (на баскском языке означает «Родина басков и свобода»), основанная 31 июля 1959 г. С 1968 г. с разной степенью интенсивности она ведет войну против испанских властей. А во Франции у ЭТА существует широкая сеть подпольных складов оружия, явочных квартир и убежищ, где в последние годы находится руководство организации. Одна из наиболее громких акций ЭТА - уничтожение преемника Франко адмирала Каррере Бланко, существенно ускорившее конец фашистской диктатуры в Испании.
     Кстати, по сравнению со всеми ныне существующими на планете национально-освободительными движениями баски добились впечатляющих успехов - широкая автономия, свой президент, свой парламент, преподавание и вещание на собственном языке. Однако за 30 лет борьбы ЭТА сильно изменилась: от имевшей серьезную поддержку в народе организации, боровшейся с антинародным режимом Франко, до немногочисленной чисто террористической группировки, которая с каждым годом имеет все меньше и меньше сторонников среди самих же басков. По словам одного из основателей ЭТА Иулена де Мадариаги, нынешние радикалы-сепаратисты «совершенно оторваны от интересов народа, на защиту которого они претендуют», и, «думая, что совершают добро, они на деле наносят вред».

     
Где искать путь к миру?


     Отвечая на этот вопрос, следует отметить, что в конце восьмидесятых годов прошлого века зародилась надежда на мирное всестороннее урегулирование конфликтов. Были найдены политические решения для ряда проблем, на которые напластовывалась конфронтация между Востоком и Западом, и такие конфликты, как, скажем, в Никарагуа, Анголе, Камбодже утратили свое всемирно-политическое значение. Однако в последнее время упор сделан на «утихомиривание» конфликтующих сторон с помощью военной силы. Но решающее значение здесь имеет то, смирятся ли противники с возникающей ситуацией. Ведь, помимо военных, необходимы также соответствующие политические и экономические условия для примирения. Как известно, в основе конфликтов лежат экономические причины и социально-политические предпосылки. А на первый план выдвигаются не они, а этнические и религиозные противоречия. Извращение понятий «свой» и «чужой» выливается в кровавую вакханалию. При этом уже через 2-3 поколения схема «друг - враг» закрепляется на генетическом уровне.
     Однако от этих противоречий не уйти. Они были и будут существовать вследствие объективных различий в национальном самосознании, стереотипах поведения, ментальности, мироощущении. К тому же на сегодняшний день границы расселения этносов лишь изредка совпадают с административно-государственными. Характерен пример той же Югославии, где совпали зоны контактов трех суперэтносов (западного, славяно-православного и мусульманского, противопоставляющих себя друг другу), в результате чего начался передел территории с применением военной силы. Несовместимость породила потребность к расширению «ареала» за счет территорий другого, путем истребления или порабощения его населения (концепция «Великой Албании»). И так по всей планете - изменение геополитических возможностей мусульманского мира и происходящие в исламо-христианском пограничье конфликты (от Югославии в Европе до Таджикистана, Индии, Филиппин на Азиатском континенте) негативно сказываются на глобальной и региональной стабильности…
     И все-таки в большинстве своем вопрос рождающихся и затухающих на наших глазах конфликтов упирается не в этно-религиозные различия, а в жизнь простого человека, крестьянина или рабочего. Если он и дальше будет влачить жалкое, полунищенское существование, если его детям не светит учеба в институте или хороший трактор для работы на поле, то в его руки вложат оружие и покажут, в кого стрелять. Если же в каждом отдельно взятом государстве будут прилагаться усилия к улучшению или хотя бы поддержанию жизни граждан на достаточном для них уровне, то почва для сепаратизма и религиозного экстремизма перестанет быть благодатной. Важен для решения кризисных ситуаций и единый подход мирового сообщества к причинам конфликта и путям их урегулирования. Однако, к сожалению, до сих пор наблюдается имевшая место в эпоху противостояния тенденция деления конфликтов на «свои» и «чужие», важные и менее важные. А это затрудняет и разрешение конфликтов, и контроль за ними.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service