на главную страницу

15 Января 2004 года

Тема номера

Четверг

Под защитой – права шести миллионов россиян

Беседовал Дмитрий ЮРОВ, «Красная звезда».



12 января этого года исполнилось 282 года прокуратуре России. В этот день корреспондент «Красной звезды» встретился с начальником организационного управления Главной военной прокуратуры генерал-майором юстиции Александром НИКИТИНЫМ, который ответил на вопросы нашей газеты.

     - Александр Павлович, одной из приоритетных задач на этот год министр обороны России определил осуществление мер, направленных на улучшение социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей. Работа эта непростая и многоплановая. Какую роль в ней играют органы военной прокуратуры?
     - Начну с того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Одним из государственных органов, призванных обеспечить соблюдение этого конституционного принципа, как раз и является прокуратура.
     На сегодняшний день военные прокуроры осуществляют надзор в 12 министерствах и ведомствах, где предусмотрена военная служба. При этом, если учитывать не только военнослужащих, но и членов их семей, лиц, уволенных с военной службы, но продолжающих пользоваться льготами и социальными гарантиями по линии ведомств, где они ранее служили, в поле зрения военных прокуроров находятся социальные вопросы, затрагивающие интересы почти 6 миллионов россиян.
     Именно поэтому в деятельности прокуратуры последних лет центральное место прочно занимает надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как одна из наиболее востребованных функций прокуратуры в суровое время перемен.
     Ежедневно сотни прокурорских работников работают в штабах, воинских частях, в том числе дислоцирующихся в «горячих точках». Скажу больше – для повышения оперативности реагирования на возможные нарушения и принятия немедленных мер по их устранению в этом году мы возродили практику участия военных прокуроров во всех масштабных учениях, сбор-походах, проводимых командованием в отрыве от мест постоянной дислокации.
     Назову лишь несколько цифр, достаточно наглядно, на мой взгляд, демонстрирующих объем проводимой работы. Хочу подчеркнуть: они относятся не только к Вооруженным Силам, а касаются всех войск, воинских формирований и органов. В минувшем году нами проведено более 45 тыс. проверок, из которых около 18 тыс. были непосредственно направлены на проверку исполнения законодательства о социальной защите. Выявлено и устранено свыше 90 тыс. нарушений закона, внесено 13 тыс. представлений, 16 тыс. воинских должностных лиц привлечены по инициативе прокуратуры к дисциплинарной, а треть из них – и к материальной ответственности, восстановлены права более чем 230 тыс. человек. Из более чем 14 тыс. уголовных дел, возбужденных военными прокурорами, четвертая часть – это дела о преступлениях, где непосредственным объектом посягательства были именно права и свободы военнослужащих и других граждан. Более 90 процентов этих дел на сегодняшний день направлены в суды и рассмотрены, виновные привлечены к ответственности.
     Но важнее даже не сами приведенные мною цифры, а то, что можно с уверенностью сказать: возросло доверие военнослужащих к тем, кто для них олицетворяет государственные институты, – это прежде всего командование, органы прокуратуры, суды. Практика свидетельствует: там, где мы работаем вместе, есть и результат. Уже видны пусть небольшие, но позитивные сдвиги.
     Да, в прошлом году зарегистрировано больше обращений в органы военной прокуратуры (всего их разрешено свыше 70 тыс.), больше по ним (на 18 процентов) зарегистрировано и преступлений. Но это в первую очередь результат того, что в подавляющем большинстве частей перестали скрывать правонарушения. Люди не пытаются восстановить справедливость сами, а идут в прокуратуру. Как один из показателей этой тенденции – в прошедшем году не было тяжких преступлений на почве неуставных взаимоотношений, не происходило в том количестве, как ранее, массовых уходов военнослужащих из расположения частей. То есть можно говорить о том, что активизировалась работа командования, военных прокуроров, правозащитных организаций в единой связке.
     Вместе с тем было бы большой ошибкой говорить о том, что все вопросы сняты. Проблем, и прежде всего в сфере социальной защиты, обеспечения прав военнослужащих и других граждан еще немало. И совершенно справедливо, что именно «Красная звезда» вновь поднимает сегодня эту тему.
     - Тогда – о наиболее жгучих. В нашей редакционной почте встречалось немало писем, в которых солдаты и офицеры, проходившие службу на Северном Кавказе, пытались прояснить судьбу своих «боевых»...
     - Бесспорно, нарушение законности в отношении этих людей, которые ценой своего здоровья, а то и самой жизни, стояли и стоят на защите государства от «чумы» современности – терроризма, воспринимается наиболее остро.
     Многие военнослужащие с честью выполняют свой долг, но находятся и те, кого иначе как предателями назвать трудно, кто честь и совесть променял на денежный мешок.
     За хищение по сути у своих же товарищей более 220 тыс. рублей, подлежащих выплате им как лицам, участвовавшим в боевых действиях, осуждены офицеры финансовой службы одной из подмосковных частей Ивановский и Диденко; свыше сотни тысяч рублей – заместитель военного комиссара Республики Калмыкия Гецелов; военнослужащие частей Северо-Кавказского военного округа Клименко, Мезев, Рязанцева и Дубков, а также некоторые другие.
     
В октябре - декабре прошлого года вкладчикам возвращено более 2.300 вкладных книжек, не выданных ранее, на общую сумму более 54 млн. руб. «боевых» денег.
     В 2003 году зарегистрировано свыше 1.700 преступлений против федеральной собственности и бюджетных средств, средствами прокурорского надзора возмещен ущерб, причиненный государству, на сумму около 300 млн. рублей.
     В 2003 году военными прокурорами выявлено более 2,5 тыс. нарушений жилищного законодательства, восстановлены нарушенные жилищные права свыше 7 тыс. военнослужащих.
     В 2002-2003 гг. органами военной прокуратуры возбуждено около 70 уголовных дел в отношении работников военкоматов, из них около половины о взяточничестве.

     
Есть и другая сторона этой проблемы - выплата военнослужащим, в том числе уволенным с военной службы, так называемых «боевых» денег через учреждения Банка России. По состоянию на 1 октября 2003 г. на депозитных счетах полевых учреждений Банка России сосредоточилось более 4 тыс. невостребованных денежных вкладов на общую сумму свыше 118 млн. рублей. За этими цифрами стоят конкретные люди, которые честно выполняли свой долг. Фактически эти вкладные книжки лежали без движения, а некоторые военнослужащие и те, кто уже уволен, даже не знали, что им начислены деньги.
     Военные прокуроры с привлечением командования, ревизоров Департамента полевых учреждений Банка России организовали выезд в войска Объединенной группировки. В ходе проведения проверки был возбужден ряд уголовных дел в отношении начальников финансовых служб, использовавших эту ситуацию и похитивших путем подлога документов на получение вкладов значительные денежные суммы.
     Кроме того, о ситуации незамедлительно был проинформирован министр обороны. В результате уже в октябре - декабре прошлого года полевыми учреждениями Банка России вкладчикам возвращено более 2.300 вкладных книжек, не выданных ранее, на общую сумму более 54 млн. руб., отправлено по местам жительства вкладчиков более 800 вкладных книжек на общую сумму 16,2 млн. руб. Организована работа по установлению места жительства уволенных с военной службы граждан, ранее участвовавших в контртеррористических операциях. На сегодняшний день произведены выплаты бывшим военнослужащим на общую сумму около 15 млн. руб.
     - Разумеется, нельзя обойти и такой важнейший вопрос, как обеспечение военнослужащих жильем...
     - Сегодня Минобороны, другие силовые министерства и ведомства практически вынуждены заниматься решением проблем обеспечения жильем военнослужащих, уволенных либо увольняемых в связи с сокращением штатной численности войск, в ущерб бесквартирным военнослужащим, продолжающим службу.
     Из-за крайне низкого уровня финансирования семьи молодых офицеров, являющихся высококлассными специалистами в военном деле, по 10 и более лет проживают в неблагоустроенных помещениях, казармах, либо расходуют значительную часть своего и без того скудного денежного довольствия на наем квартир. Всего по всем войскам у нас сейчас более 50 тыс. молодых офицеров, большинство из которых уже обзавелись семьями, не имеют жилья.
     Но есть и другая проблема. Это незаконное либо нерациональное расходование и без того ограниченных денежных средств, выделяемых на строительство жилья, попытки отдельных нерадивых военных чиновников распределять уже построенное жилье с нарушением принципов справедливости.
     Совсем недавно в Санкт-Петербурге предотвращена потеря 12 квартир общей площадью почти 1.000 кв. м, которые в результате безответственного отношения некоторых должностных лиц квартирных органов Ленинградского военного округа оказались в незаконном владении одной коммерческой организации. Такая же результативная работа проведена непосредственно в Москве, Центральном регионе, СибВО, ПУрВО, СКВО, на Черноморском и Тихоокеанском флотах, во Внутренних и Пограничных войсках.
     Одна из основных наших задач - добиться средствами прокурорского надзора от органов военного управления, должностных лиц, местных органов власти реализации законных прав военнослужащих на жилье. Всего же в 2003 году военными прокурорами выявлено более 2,5 тыс. нарушений жилищного законодательства. По требованию военных прокуроров они устранены, восстановлены нарушенные права свыше 7 тыс. военнослужащих, армии возвращены сотни квартир.
     - Александр Павлович, а что касается еще одной «болевой точки» Вооруженных Сил - неуставных взаимоотношений между военнослужащими: как с этим обстоит дело?
     - Каждый имеет право на жизнь, достоинство личности охраняется государством - так гласит Конституция Российской Федерации. Именно поэтому борьба с преступностью, связанной с посягательством на жизнь, здоровье, честь и достоинство сослуживцев, продолжает оставаться в числе приоритетов нашей работы.
     В ушедшем году по результатам прокурорской работы за нарушения уставных правил взаимоотношений привлечено к уголовной ответственности свыше полутора тысяч военнослужащих. И надо сказать, что достаточно высокое количество уголовных дел о неуставных взаимоотношениях - это и результат работы по выявлению и пресечению таких фактов.
     Здесь, на мой взгляд, совместно с руководством Минобороны, других войск и воинских формирований нами сделано достаточно много. Мы дошли практически до каждого воинского начальника, от которого зависит пресечение и недопущение этих негативных явлений в армейской жизни. Полагаю, что мы вправе ожидать уже в этом году изменения ситуации с проявлениями насилия в войсках в сторону уменьшения числа подобных фактов. И, безусловно, они будут сокращаться по мере развития контрактных основ военной службы.
     - Тем не менее, пока основной принцип комплектования Вооруженных Сил - служба по призыву. Что вы можете рассказать о надзоре за исполнением законодательства в данной области?
     - Наиболее характерными и распространенными нарушениями законов при осуществлении призыва на военную службу остаются нарушения, связанные с призывом на военную службу граждан, не подлежащих призыву либо имеющих отсрочки, ущемлением прав граждан при медицинском освидетельствовании, а также злоупотребления должностных лиц призывных комиссий и военных комиссариатов.
     Только в ходе весеннего призыва-2003 военными прокурорами было проведено свыше 400 проверок исполнения законодательства о призыве, выявлено более 800 нарушений различного характера, по инициативе органов военной прокуратуры к дисциплинарной ответственности привлечены более 250 должных лиц военных комиссариатов, восстановлены законные права более 2 тыс. граждан.
     Не секрет, что отдельные должностные лица военных комиссариатов служебные обязанности сделали предметом торга. И здесь позиция военной прокуратуры бескомпромиссна: с такими мы будем вести беспощадную борьбу.
     В 2003 году за взяточничество осуждены бывший председатель ВВК Рыбновского РВК Рязанской области З. Мустафаев, бывший заместитель председателя ВВК военного комиссариата Калужской области А. Селиванов, бывшие начальник отделения Новомосковского ОГВК Тульской области В. Доронин и председатель ВВК этого же военкомата Н. Белоглазова и другие.
     Всего же в 2002-2003 гг. органами военной прокуратуры возбуждено около 70 уголовных дел в отношении работников военкоматов, из них около половины о взяточничестве. Многие из этих «оборотней» в настоящее время осуждены.
     Хотел бы подчеркнуть, что надежный заслон мздоимству в военных комиссариатах мы можем поставить только с помощью общественности и СМИ. Обращения граждан и прессы в органы прокуратуры расцениваются нами как один из важнейших источников получения информации о негативных явлениях в армейской жизни и основание для вмешательства военных прокуроров для восстановления попранных прав военнослужащих и других граждан. Если в период последнего весеннего призыва в консультационно-правовые центры при Главной военной прокуратуре обратились свыше 3 тыс. человек, то уже за период осенней призывной кампании-2003 количество таких обращений увеличилось до 10 тыс.: вот еще одно свидетельство возросшего доверия граждан к органам военной прокуратуры и уверенности в нашей способности навести в этом вопросе порядок.
     - В начале нашего разговора вы упомянули, что в сферу внимания военных прокуроров входят и те, кто уже распрощался с армией, а ныне строит свою жизнь на «гражданке»...
     - Действительно, государственная забота о военных пенсионерах, тех людях, которые честно отслужили Родине и сейчас адаптируются к новым условиям и качеству жизни, не менее важна. Мы ратуем и боремся за то, чтобы эти люди не потеряли уверенности в государственной защите и поддержке, не чувствовали себя брошенными на произвол судьбы.
     Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев должностные лица органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления делают все, чтобы обеспечить исполнение законов о социальных гарантиях и правах этих лиц. Москва, Мурманск, Санкт-Петербург, Орловская область, Новосибирск - можно перечислить немало городов и регионов, где действуют финансируемые за счет местных бюджетов программы социальной адаптации лиц, уволенных с военной службы. Многое местными органами власти делается и для того, чтобы сделать доступнее для бывших военнослужащих и членов их семей государственные органы, в компетенции которых находятся правозащитные вопросы.
     Характерным примером является утвержденная в Мурманской области региональная целевая программа по социальной поддержке и защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и службы в органах внутренних дел, а также членов их семей, рассчитанная на 2004-2006 годы. Hа ее финансирование из средств областного, федерального и муниципальных бюджетов выделено 50 млн. 709 тыс. рублей. В рамках программы, направленной на обеспечение социальных гарантий, усиление социальной поддержки бывших военнослужащих и членов их семей, предусмотрены развитие инфраструктуры медико-социальной, психологической реабилитации и социального обслуживания, меры по реализации адресной и шефской помощи. Одним из основных пунктов программы является организация профессиональной переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
     Однако, к сожалению, есть и противоположные факты. Приведу только один пример: администрация г. Барнаула отказывалась выдать ордера семьям военнослужащих, в т.ч. подлежащих увольнению, на распределенную жилую площадь во вводимом в эксплуатацию доме, требуя незаконной передачи части жилого фонда в муниципальную собственность. И только в результате вмешательства военного прокурора Барнаульского гарнизона, заявившего иск в суд, это незаконное решение администрации было отменено. В результате были защищены права и законные интересы 70 семей военнослужащих, которым местными чиновниками чинились препятствия в оформлении документов на жилье.
     Могу с уверенностью сказать - как в этом, так и других подобных случаях органы прокуратуры сделают все для того, чтобы добиться исполнения закона, а в случае его нарушения - восстановить справедливость.
     
Телефон «горячей линии»
     Главной военной прокуратуры – (095) 247-50-47
     Адрес: 119160 г. Москва, пер. Хользунова, д. 14.
     2003 год:
     * проведено более 45 тысяч прокурорских проверок
     * выявлено и устранено свыше 90 тысяч нарушений закона
     * возбуждено более 14 тысяч уголовных дел
     * разрешено свыше 70 тысяч обращений в органы военной прокуратуры



Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service