на главную страницу

15 Января 2004 года

Армия сегодня

Четверг

Цена ошибки - жизнь

Авиапроисшествия наносят ущерб авторитету ВВС, считает начальник службы безопасности полетов ВВС генерал-майор Олег Коляда

Андрей ЛУНЁВ.



В минувшем году в Военно-воздушных силах произошел целый ряд тяжелых авиационных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы и утрату воздушных судов. Увеличение количества катастроф и аварий во многом связано с тем, что в прошлом году в состав ВВС вошла армейская авиация, на долю которой пришлась почти половина всех авиапроисшествий. Основная причина высокой аварийности - так называемый человеческий фактор. На его долю приходится до 70 процентов авиапроисшествий. Особую тревогу у командования ВВС вызывают халатность, беспечность, недисциплинированность летного, инженерно-технического и даже руководящего состава некоторых авиачастей.

     Уровень подготовки руководящего состава значительно снижен именно в вопросах организации полетов. Некоторые командиры эскадрилий, командиры полков и их заместители не имеют достаточных навыков в этих вопросах. Падение уровня профессионализма летного состава связано с отсутствием интенсивных и регулярных полетов. В среднем годовой налет колеблется от 25 до 60 часов в зависимости от рода авиации. Например, средний налет в самой воюющей - фронтовой - авиации составляет порядка 40 часов. Думается, снижение профессионализма летчиков требует переосмысления оценки уровня их подготовки. Сегодня ведь далеко не каждый пилот сможет выполнить задание, по сложности соответствующее его квалификации.
     Три года назад в авиаполках была введена должность начальника службы безопасности полетов. Но, к сожалению, ощутимых положительных результатов это не дало. Должность считается бесперспективной и не пользуется в войсках популярностью. Помимо низкого тарифного разряда, она еще и не дает служебного роста. Поэтому чаще всего на нее назначают «по остаточному принципу», например командира звена, не имеющего достаточной летной подготовки, или пилотов, имеющих низкую квалификацию. Естественно, у таких офицеров не хватает объема знаний и опыта в вопросах организации полетов. Такое положение дел можно изменить, повысив статут должности до заместителя командира полка по безопасности полетов. Тогда она станет перспективной и будет более привлекательной для профессионалов. Именно по такому пути пошли в авиации Военно-морского флота. Однако из-за проводимых в Вооруженных Силах оргштатных мероприятий в ВВС подобную должность ввести пока не получается.
     По словам начальника службы безопасности полетов ВВС генерал-майора Олега Коляды, в причинной связи большинства авиапроисшествий находится низкая подготовка лиц группы руководства полетами. Их неграмотные действия, а порой и бездействие, способствовали перерастанию нештатной ситуации в аварийную и даже в катастрофическую.
     2 июля в сложных метеоусловиях в Мончегорске потерпел аварию МиГ-25РБ. Малый опыт летной работы пилота не позволил распознать ложное срабатывание сигнализации об отказе двигателя. Его поспешные и неграмотные действия привели к тому, что летчик покинул практически исправный самолет. Руководитель полетов не оказал при этом необходимой помощи.
     7 августа из-за нарушения в организа
     ции полетов, недостаточного анализа метеообстановки и преступной халатности группы руководства полетами произошла катастрофа самолета Су-24МР новосибирской армии ВВС и ПВО. Экипаж пытался выполнить посадку в метеоусловиях, к полетам в которых не был подготовлен. Группа руководства полетами не только не оказала им помощь, но и своими командами еще более усложнила ситуацию. Летчики погибли.
     В тот же день из-за недисциплинированности заместителя командира эскадрильи, который выполнял полет на предельно малой высоте, произошло столкновение с опорами ЛЭП вертолета Ми-8 Сызранского ВАИ. Экипаж чудом остался жив, машина восстановлению не подлежит. В отношении этого командира экипажа возбуждено уголовное дело.
     26 августа на аэродроме Черниговка в воздухе сталкиваются два Ми-24. Не имея достаточного навыка в технике пилотирования, нарушив полетное задание, летчики решают пройти «красивым» строем. К тому же их боевой порядок был составлен из неслетанных пар. Итог - гибель экипажей.
     18 сентября под Энгельсом произошла авиакатастрофа стратегического ракетоносца Ту-160. В условиях сложнейшей, быстро меняющейся обстановки экипаж действовал грамотно и безукоризненно, но не смог спасти самолет. Командиру корабля посмертно присвоено звание Героя России, члены экипажа посмертно награждены орденами Мужества. Можно с уверенностью сказать, что это трагическое происшествие произошло из-за отказа авиатехники.
     Закончено расследование аварии самолета МиГ-31, произошедшей 14 октября под Ржевом. Пожар на борту возник из-за нарушения технологии выполнения работ на авиаремонтных предприятиях.
     - Мы хотим провести переоценку системы подготовки летного состава, - говорит генерал-майор Олег Коляда, разработать практические рекомендации летчику по действиям во внештатных ситуациях. Это позволит исключить неграмотные действия и перерастание ситуации в аварию или катастрофу. Необходимо поднять теоретический и практический уровень подготовки летного состава, а это целый комплекс мероприятий: система занятий, зачетов и тренажей, и конечно же полеты.
     Естественно, на безопасность полетов влияет и состояние авиатехники. К сожалению, в некоторых случаях она ненадежна, морально устарела. В связи с недостаточным финансированием закупка новой техники идет слабо. Поэтому главкомом ВВС генерал-полковником Владимиром Михайловым было выбрано единственно верное направление в сторону модернизации авиатехники: оснащение ее новым оборудованием, средствами поражения, системами управления и т.д. Американский В-52 - долгожитель, он принят на вооружение еще в 1950-х. F-15, который уже более 20 лет в строю, также претерпел много доработок. У нас поступают в части модернизированные Су-24, Су-25, Су-27. Будут также модернизированы вертолеты Ми-8 и Ми-24.
     Но большинство авиапроисшествий связано прежде всего с непрофессионализмом летного состава, групп руководства полетами. Ведь именно эта группа должна своевременно оказать квалифицированную помощь экипажу при возникновении любой нештатной ситуации.
     - А чтобы летчик был профессионалом, он должен летать, - считает генерал-майор Олег Коляда. - Надо летать и увеличивать интенсивность и сложность полетов. А главное - устранять опасные факторы, влияющие на состояние Военно-воздушных сил и безопасность полетов. Ведь безопасность полетов - не отдельное направление деятельности командира. Это повседневные вопросы организации и проведения летной подготовки. Этот комплекс мер должен проводиться всеми должностными лицами, начиная с низового звена - летчика, техника и заканчивая старшими начальниками. Сложные полетные задания и специальные задачи никто не снимал - их решать летному составу. Главное, чтобы пилоты допускались к их выполнению достаточно подготовленными. А командир должен уметь оценить своего подчиненного и знать, кому что доверить. Когда будет четкий профессиональный подход к своему уровню подготовки и у подчиненных, и у командиров, тогда и полетные задания будут выполняться успешно.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service