на главную страницу

16 Января 2004 года

Армия и общество

Пятница

А кто на кафедре?

Из опыта Таманской мотострелковой дивизии

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



     Переход на контрактную основу не панацея от армейских проблем. Подписавший контракт не становиться автоматически профессионалом. Его необходимо подготовить и обучить. Для этого используют проверенные программы отбора и подготовки по всем военным специальностям.
     Самый оптимальный путь – оставлять на контракте военнослужащего, прошедшего срочную службу в подразделении и зарекомендовавшего себя грамотным специалистом. Оптимально, но не всегда реально. Значит, надо уметь готовить специалиста в части своими силами. В полках постоянной готовности идет поиск путей повышения качества обучения и сокращения времени подготовки специалистов.
     Обучение солдата в учебном центре длится тридцать - шестьдесят суток. Главный недостаток – оторванность военнослужащего от боевого подразделения. Для его устранения изменили программу обучения молодого солдата с первых дней службы в армии. Новизна предложения именно в подготовке солдата на базе части, в которой сформирован учебный батальон. В полковую «учебку» сведено все молодое пополнение. Параллельно с прохождением курса молодого бойца идут подготовка по военной специальности и слаживание подразделений. Вся программа рассчитана на три - четыре месяца.
     Новая программа обучения солдат потребовала отобрать на должности командиров-преподавателей наиболее подготовленных и способных офицеров. В этом вопросе командование делает ставку на индивидуальную работу с младшим офицерским составом. От качества подготовки командиров взводов, от их умения проводить занятия в немалой степени зависит боеготовность части постоянной готовности.
     На должности командиров взводов приходят молодые офицеры, окончившие высшие военные и гражданские учебные заведения. Все они обладают разной индивидуальной подготовкой, но требуют некоторой «доводки» по своим должностям.
     Для выполнения задач по предназначению с выпускниками военных институтов проводятся занятия и тренировки с уклоном на практическое выполнение обязанностей. С офицерами, получившими образование на военных кафедрах гражданских вузов, проблем немного больше. Гражданские высшие учебные заведения по ряду причин не могут дать своим питомцам качественное военное образование. В отношении этих офицеров также выработана индивидуальная система доподготовки. После прибытия в часть они направляются на месячные курсы при военных учебных заведениях. Мотострелки – в Московский военный институт, танкисты – в Казанский филиал Челябинского танкового института. Занятия там не только устраняют пробелы в образовании, но и вооружают последними приемами обучения, используемыми в войсках.
     Примеры результативной работы подают заместитель командира роты по воспитательной работе лейтенант А. Павлов и командир роты капитан И. Чуев. За несколько лет службы в части, которой командует подполковник А. Чайко, они стали одними из лучших методистов. Именно на таких офицеров возлагают выполнение планов по подготовке военнослужащих срочной службы.
     Не забыли в учебном батальоне и о подготовке сержантов. Они, получив необходимые навыки проведения занятий, сняли с офицеров часть груза учебного процесса и стали реальными помощниками. На полигоне офицеры руководят практическими стрельбами, а сержанты проводят предшествующие этому теоретические занятия – тренажи.
     Главное управление боевой подготовки ВС РФ разработало все необходимые документы и методическую литературу для новой программы обучения. Насколько она приемлема для армейских условий, в каких доработках и доводках нуждается? Жизнеспособность новшества покажут время и опыт частей постоянной готовности, в которых документы проходят проверку.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service