на главную страницу

17 Января 2004 года

Российское оружие

Суббота

УМ ДВИГАЕТ МАССУ

Этот принцип положен в основу деятельности Корпорации «Фазотрон-НИИР»

Андрей ГАРАВСКИЙ.



В непростые постперестроечные годы оборонно-промышленный комплекс России был брошен в пучину реформ, порой не обдуманных и скоропалительных. Лишь настоящие профессионалы своего дела смогли тогда найти спасительный путь к выживанию. Мера ответственности директорского корпуса тогда была огромной. Именно от руководителей предприятий и организаций ОПК во многом зависел и завтрашний день многотысячных коллективов и сохранение уникальных технологий и научных школ, рожденных упорным трудом целых поколений «оборонщиков». Один из них - генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» Анатолий КАНАЩЕНКОВ, с которым встретился наш корреспондент.

     - Анатолий Иванович, «Фазотрон-НИИР» является одним из старейших предприятий отрасли. Расскажите об основных вехах его пути.
     - Мы родились летом 1917 года как завод «Авиаприбор» - первое и единственное до 1933 года авиаприборостроительное предприятие в России. Его создателем и первым директором был выдающийся ученый, получивший позже известность как создатель современной модели мира – расширяющейся вселенной – Александр Фридман. У истоков создания «Фазотрона» также стояли люди, внесшие неоценимый вклад в развитие отечественной авиации, – академики Н.Е. Жуковский, Б.Б. Голицин, А.Н. Крылов, В.А. Стеклов, великий князь Александр Михайлович.
     В годы Великой Отечественной войны завод освоил выпуск самых сложных и наукоемких в то время изделий – радиолокационных. Здесь производили наземную РЛС ПВО «Пегматит», самолетную систему опознавания «свой - чужой» СЧ-3, самолетную РЛС «Гнейс-5».
     После войны на базе завода основан НИИ радиостроения, который позже объединился с НИИ приборостроения и стал называться НКО (и затем НПО) «Фазотрон». С 1955 года были созданы РЛС и радиолокационные системы управления вооружением (СУВ) всемирно известных истребителей МиГ-21,
     Миг-23, МиГ-25, МиГ-29,
     Су-11, Су-15, Су-27, Як-25,
     Як-28, Ту-128.
     Новейшая история нашего предприятия началась после 1985 года, когда за счет собственных ресурсов были созданы современные радары «Копье», «Жук» и другие. Это позволило выйти на международный рынок с новой продукцией, сформировать корпорацию нового типа, объединяющую 25 предприятий и филиалов в России, а также на Украине и в Белоруссии.
     Наша ниша на международном рынке создана тем, что на сегодняшний день радары «Фазотрона» установлены на 7.000 военных самолетах в 43 странах, то есть более 30 процентов мирового парка истребителей и 82 процентов российских истребителей оснащены фазотроновскими радарами.
     - Какова роль радара в современном истребителе?
     - Самолетная радиолокация - одна из самых наукоемких отраслей оборонной промышленности. кроме того, она подтягивает за собой другие отрасли, в частности электронику и приборостроение.
     Создание бортовых радиолокационных станций (БРЛС) требует высочайшей подготовки специалистов, наличия научной школы и высокотехнологичной производственной базы.
     Радар в самолете сегодня является системообразующим элементом, вокруг которого строятся другие системы. Большое значение имеет возможность РЛС работать ночью в любых метеоусловиях и на больших расстояниях. У нас в корпорации есть девиз: «Ум двигает массу». Этот перевод латинской пословицы прекрасно характеризует значение радара в современном летательном аппарате.
     - Корпорация «Фазотрон-НИИР» сегодня является акционерным обществом. Почему вы выбрали именно этот путь развития, а не стали казенным предприятием?
     - В свое время к нам пришла официальная правительственная бумага, в которой предлагалось несколько вариантов дальнейшего существования предприятия. Мы стояли перед выбором - остаться госпредприятием или приватизироваться. Решение было непростым, но мы сразу поняли, что денег на содержание и финансирование наших разработок от государства в ближайшие десять лет можно не ждать. Для такого высокотехнологичного предприятия, как наше, десятилетие простоя смерти подобно. Радиолокация, как и самолетостроение, в своем развитии не терпит перерывов. Наверстать упущенное время просто невозможно, как невозможно и купить потом эти технологии за рубежом. Это подтверждает, например, тот факт, что в Германии и Японии есть прекрасные автомобили, но нет своих самолетов. Утерянные в определенный момент технологии там так и не удалось возобновить.
     Мы приватизировались по 2-й модели, то есть все акции выкупили работники предприятия, а государство получило так называемую «Золотую акцию», гарантирующую продолжение работ предприятия по созданию средств самолетной радиолокации.
     Таким образом, руководство и коллектив «Фазотрона» приняли на свои плечи ответственность за сохранение и развитие в стране этого важнейшего направления. В постперестроечные трудные годы мы учились выживать. Бывало всякое, например, в течение полутора лет коллектив получал сорок процентов зарплаты. Но основной костяк специалистов все равно остался. Кстати, как только удалось поправить наше финансовое положение, эти деньги были выплачены в один день. Психологически это стало определенным шоком. Все досужие разговоры о состоятельности или несостоятельности корпорации отпали. Тогда коллектив действительно понял, что мы - одна команда и сами решаем свою судьбу.
     За последние годы мы создали концепцию стратегии работы «Фазотрона» в новых условиях, которая базировалась на новых, разработанных нами научно-технических принципах. Это позволило создать комплексную систему разработки и производства радаров и СУВО, обеспечить управление корпорацией на основе диагонально матричной системы и экономического механизма взаимосвязей в структуре корпорации, а также со сторонними организациями. Так, нам удалось решить важнейшую задачу унификации, что позволило сократить цикл разработки изделий и организации их производства на два-три года, сэкономить огромные средства на исследования, разработку и подготовку серийного производства.
     Другими словами, мы создали универсальный радар с открытой архитектурой, который при укомплектовании различными блоками из унифицированных рядов может использоваться на любых летательных аппаратах, а с помощью программного обеспечения сможет обеспечить выполнение самых разных боевых задач.
     Сегодня можно уверенно сказать, что мы выбрали верный путь развития. На сегодняшний день корпорация обеспечивает пять тысяч рабочих мест. Мы значительно повысили технический уровень, а в последние годы объем работ в корпорации ежегодно возрастает в 1,5 раза.
     - Как строятся ваши отношения с государством?
     - Мы ставим государственные интересы как приоритет номер один в деятельности «Фазотрона». И это не пустые слова. Например, за последние годы мы выделили из своей прибыли на опережающие исследования и разработки для российских Вооруженных Сил около 40 млн. долларов. Большинство наших новых радаров уже установлено на модификациях самолетов МиГ-29, Су-27, Су-25, вертолетов Ка-52, Ка-27 и др. и проходит летные испытания.
     Но, к сожалению, корпорация «Фазотрон-НИИР» не всегда получает должную поддержку государства. В частности, госзаказ обычно размещается на госпредприятиях, а акционерные общества при этом рассматриваются во вторую очередь. Мы не согласны с подобной практикой. Не форма собственности, а реальное состояние предприятия, его возможности и потенциал должны быть основным мотивом для получения заказа. Так делается во всех развитых странах. Лежащему на боку заводу госзаказ только продлит агонию, при этом и государство вряд ли получит за свои деньги изделие необходимого качества.
     Не только в этом мы находимся в заведомо неравном положении с государственными предприятиями. Мы так же, как они, работаем на оборону, но выпускники институтов, поступившие к нам на работу, не имеют брони от службы в армии. Мы лишены права самостоятельной работы на экспорт. Когда «Фазотрон» покупает за свои деньги иностранный станок, то более 30 процентов его стоимости составляют налоги и сборы. Необходимо понизить налогообложение для предприятий «оборонки». Я уже не говорю о том, что государство могло бы и само поучаствовать в модернизации производственных мощностей эффективного оборонного предприятия.
     При этом еще раз отмечу, что именно государство сделало нас акционерным обществом. И все последние годы мы работали не только на себя, а на сохранение и развитие отечественной радиолокации.
     - С какими разработками «Фазотрон-НИИР» вошел в ХХI век?
     - У нас огромный потенциал. Я уверен, что нельзя сделать хороший радар с нуля. Для того чтобы получить радар пятого поколения, нужно сделать соответственно БРЛС первого, второго, третьего и четвертого поколений.
     «Фазотрон» работает в радиолокации со времен ее зарождения, поэтому его опыт бесценен. Сегодня мы создали унифицированный ряд самолетных радаров для перспективных истребителей, работаем над созданием унифицированного радара для боевых вертолетов. В частности, на Ка-52 и Ка-27 уже установлены радиолокационные комплексы «Арбалет» и «Копье-А». Большая работа ведется по созданию унифицированной интегрированной системы для истребителей 5-го поколения на основе активной фазированной решетки, с использованием самых новейших технологий.
     В нынешних условиях российской экономики корпорация активно расширяет номенклатуру выпускаемой продукции, например, нами ведется разработка радиолокационных систем для наземных зенитных ракетно-пушечных комплексов.
     Совместно с Российской академией наук мы создали научный центр по радиолокационному мониторингу поверхности Земли и зондированию подповерхностного слоя для систем экологической безопасности, решения вопросов земельного кадастра и т. д. Корпорация разрабатывает метеорадары для гражданской авиации. У нас созданы собственные подразделения по разработке и изготовлению мощных СВЧ-приборов.
     Сегодня львиную долю нашей прибыли приносит экспорт, он составляет от 70 до 80 процентов продукции. Но мы надеемся, что истребители, стоящие на вооружении Российской армии, все же будут при модернизации переоснащаться современными радарами, разработанными нашей корпорацией. «Фазотрон» означает «ускоритель», и это слово прекрасно характеризует наши планы и устремления.
     На снимках: радар «Жук-МЭ» и истребитель МиГ-29, на котором он установлен.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service