на главную страницу

20 Января 2004 года

История Отечества

Вторник

Кошмар для Гудериана

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



     В декабре 2003 года исполнилось 105 лет со дня рождения М. Кошкина, конструктора легендарного Т-34. Этот танк оказал решающее влияние на все послевоенное развитие мирового танкостроения. Именно его конструктор заложил основы бронетехники будущего.
     Михаил Ильич Кошкин родился 3 декабря 1898 г. (21 ноября по старому стилю) в деревне Брынчаги Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. С ранних лет остался без отца. Окончив сельскую трехклассную школу четырнадцатилетним подростком, он уезжает на заработки в Москву. Работает на кондитерской фабрике, затем его призывают на военную службу в царскую армию. Затем были Октябрьская революция, Гражданская война, ранение. В 1921 г. прямо из войск его направляют на учебу в Москву, а в 1924 г. назначают директором кондитерской фабрики в г. Вятка.
     В 1929 году Кошкин поступает в Ленинградский политехнический институт на кафедру «Автомобили и тракторы». За годы упорной учебы сформировался квалифицированный специалист, обладающий хорошей конструкторской подготовкой с обширной расчетно-теоретической практикой. Закрытый дипломный проект (конструкция) он выполнял по заданию промышленного предприятия для опытной машины. Работа посвящена танковой трансмиссии.
     После получения диплома о высшем образовании Кошкина направили на Ленинградский завод опытного машиностроения им. С.М. Кирова. Здесь он прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника конструкторского бюро. С января 1937 года Михаил Ильич работает главным конструктором танкового КБ Харьковского завода № 183.
     В 30-х годах считалось, что Красной Армии нужны скоростные танки с противопульным бронированием. Был объявлен конкурс на колесно-гусеничный танк, защищенный броней от пуль калибра 12,7 мм. Его цели на поле боя: пулеметные точки и противотанковые средства противника.
     В то время Харьковский завод серийно выпускал колесно-гусеничный танк БТ-7 с броней, защищающей от пуль калибра 7,62 мм, вооруженный 45-мм пушкой и пулеметом. Фактически предлагалось только усилить броневую защиту танков БТ.
     Боевые действия в Испании и опыт эксплуатации выявили недостатки танков БТ. Колесный ход был приемлем только на шоссе, но на целине и песке ведущие колеса отказывали. Отсутствие противоснарядной брони вело к большим потерям на поле боя. Конструкция ходовой части не позволяла увеличивать массу танка без ее коренного изменения, то есть производить последовательную модернизацию и дальнейшее совершенствование танка.
     М. Кошкин принимает решение о разработке в инициативном порядке параллельного проекта танка с гусеничным ходом. Такое решение позволяет упростить ходовую часть и сделать машину более маневренной. При разработке новой конструкции закладывались и другие новшества.
     27 февраля 1939 г. обсуждаются чертежи и макеты танков. А-32 разработан вне конкурса. Броня танка имеет закругленные формы, располагается под большими углами (до 60 градусов) от нормали и по расчетам выдержит огонь танковых пушек противника. Дизельный двигатель – мощностью 500 л.с. Наличие только гусеничного движителя делает его в глазах многих присутствующих второсортным. Предлагается в металле машину не создавать.
     Не соглашаясь с доводами оппонентов, главный конструктор в присутствии И. Сталина отстаивает свое мнение. А-32 имеет большой запас для проведения модернизации по усилению броневой защиты и огневой мощи. Для войны это весомый довод. По предложению И. Сталина решили произвести для испытаний опытный образец модели.
     В июне 1939-го начинаются заводские, а следом и войсковые испытания. Представители военной приемки завода сразу заявляют о высоких динамических качествах машины и предлагают увеличить толщину брони на 10 мм. Боевая масса танка возрастает до 19,6 тонны. Конструкторский отдел вносит изменения. За месяц напряженной проверки машина показывает отличные результаты работы по надежности механизмов, за период испытаний А-32 проходит 3.000 км.
     По результатам войсковых испытаний военные предлагают сделать бронирование А-32 равнопрочным и усилить его до 45 мм. Необходимо проверить, как скажется увеличение веса машины с 17 до 24 тонн. Параллельно с этим внести необходимые конструктивные изменения. На А-32 нагрузили балласт недостающего веса и начали новые ходовые испытания. Он с честью их выдерживает и одевается в новую броню. 19 декабря 1939 г. уточняются требования к новой машине, ей присваивается название Т-34.
     10 февраля 1940 г. первые два танка предъявлены на испытания. В период их проведения для проверки ходовых качеств по настоянию главного конструктора решено совершить тысячекилометровый пробег из Харькова в Москву. Руководитель пробега - М. Кошкин. Марш по бездорожью и снежным заносам становится самым строгим и беспристрастным экзаменом для новых машин.
     17 марта 1940 г. на Ивановской площади Кремля в Москве оба танка вместе с боевыми машинами других КБ демонстрируются членам правительства. После этого танки направляют на Кубинский полигон для окончательной проверки. Т-34 преодолевают преграды, выдерживают обстрел 45-мм пушек в упор. По просьбе М. Кошкина танки испытывают на линии Маннергейма.
     Недоброжелатели продолжают доказывать, что Т-34 не нужен армии. К «тридцатьчетверке» предъявляются все новые и более жесткие требования. Преследуется одна цель - не допустить производства Т-34.
     Заместитель наркома обороны СССР маршал Г. Кулик, не разбираясь, утверждает отчет ГАБТУ, в который включены отрицательные отзывы о танке. Тем самым прекращает производство и приемку танков Т-34. В результате к 15 сентября 1940 года было выпущено лишь три серийных экземпляра.
     Михаил Кошкин болен, но руководит доработкой танка. К концу лета 1940 года здоровье Кошкина резко ухудшается, и 26 сентября он умирает. Его должность занял А. Морозов, участвовавший в разработке танка с первых дней. Он продолжил борьбу за серийный выпуск «тридцатьчетверки».
     Военные поднимают планку межремонтного пробега до семи тысяч километров. На тот момент только первые опытные образцы «намотали на гусеницы» 5.000—6.000 км…
     Заместитель наркома обороны СССР маршал Г. Кулик утверждает новые требования на пушку Т-34 «для борьбы с танками среднего и тяжелого типа». Маршал «забыл», для каких целей проектировали Т-34, или «не знал», что в мире еще нет тяжелых танков.
     20 ноября 1940 г. новая пушка Ф-34 поступает на Гороховецкий полигон и устанавливается на Т-34. В период с 21 по 23 ноября проходят ее испытания. 2.807 выстрелов за три дня!
     15 мая 1941 г. заместитель наркома среднего машиностроения А. Горегляд в письме на имя маршала Г. Кулика сообщает: «С сентября 1940 г. по апрель 1941 г. было осуществлено до 200 конструктивных изменений как по указанию комиссии по войсковым испытаниям и ГАБТУ КА, так и по собственной инициативе…
     Считаю необходимым покончить с имевшим место огульным охаиванием качеств танка Т-34».
     22 июня 1941 г. открыло боевую историю танка. Вермахт, встретив на полях сражений Т-34, отнес его в разряд «танкового кошмара». Война дала второе рождение танку и сделала его легендарным.
     11 апреля 1942 г. Михаилу Ильичу Кошкину за создание танка Т-34 посмертно присуждена Сталинская премия. В 1990 г. ему присвоено звание Героя Социалистического Труда.
     В память о войне на многих постаментах в стремительном рывке застыли Т-34. Напоминание потомкам о том, что страницы истории не подлежат забвению и что величием своих предков можно и должно гордиться.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service